ГРАЧАНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Церковь Успения Богородицы, Грачаница
Церковь Успения Богородицы, Грачаница
Грача́ница, женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

Первоначально на месте современной церкви Грачаницы находилась раннехристианская базилика. До завоевания региона Болгарией в IX-XI веках храм был кафедрой византийской епископии Дардания.

В эпоху Первого Болгарского царства и после покорения Византией державы комитопулов (1018) - центром Липенийской или Липлянской епархии (от названия рим. г. Ульпиана (серб. Липлян), находящегося близ Грачаницы), которая в XI-XII века входила в состав Охридской архиепископии [1].

Как сербский монастырь Грачаница возникла не позднее правления св. кор. Стефана Первовенчанного (1197-1228), поскольку Стефан Урош II Милутин в повелье (грамота) упоминает о существовании обители во времена «родитель и прародитель» [2]. О возобновлении обители при Милутине свидетельствует его грамота еп. Игнатию, выполненная в 1321 году в технике фрески на западной стене диаконника монастырского собора [3]. В монастыре продолжал находиться центр Липлянской епархии, иногда ее архиереи титуловались Грачаницкими, эта титулатура сохранилась и в середине XVI века, когда Грачаница вошла в состав Новобрдоской митрополии.

В 1380-х годах, до османского завоевания, Грачаница была крупным книгописным центром, связанным с княжеским двором Вука Бранковича в Приштине и, возможно, с сербскими монастырскими скрипториями Афона. По повелению (архи)еп. Симеона в 1383 году здесь была написана Минея служебная на апрель [4], в 1388 году - на октябрь [5]. Кроме того, в скриптории был переписан ряд рукописей, в т. ч. неск. комплектов минейного Торжественника [6] архаичного состава [7].

При турецком нашествии 1379-1383 годов припрата церкви была уничтожена, ризница разграблена. В 1383 году припрату обновил архиеп. Симеон. Во время Косовской битвы 1389 года Грачаница вновь пострадала. Именно в церкви Грачаницы был захоронен павший в бою кн. Лазарь, в 1391 году его гроб перенесли в Раваницу.

21 ноября 1402 года близ Грачаницы, на одноименной реке, в сражении между войсками сербского деспота Стефана Лазаревича, возвращавшегося после битвы при Ангоре (ныне Анкара) из Константинополя через Зету, и его брата Вука, с одной стороны, и их племянника Георгия Бранковича и союзных с ним турок-осман - с другой, Стефан разгромил турецкое войско и смог вернуться в свои владения, чему особенно хотели воспрепятствовать союзники, но Вук Лазаревич потерпел поражение от сил Георгия.

В 1430-х годах Грачаница недолгое время пользовалась покровительством кн. Георгия Бранковича, похоронившего здесь рано умершего сына Феодора (1428), фресковое изображение отрока находится над его гробницей в соборе.

После турецкого завоевания Грачаница вскоре перестала быть центром епархии, но монастырь еще действовал [8].

В XVI веке, до восстановления Печской Патриархии, Грачаница переживала подъем под покровительством митр. Новобрдоского Никанора. В 1539 году открылась типография, где трудился печатник Димитрий. Из ее продукции известен Октоих 5-8-го гласов (1539), скромный по оформлению, с листовой гравюрой - реалистичным изображением собора Грачаницы («Митрополиа Градчаница») в верхней части и св. авторов-мелодов (Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Иосиф Песнописец) - в нижней. Книги, вложенные в Грачаницу митр. Никанором, использовались как образцы для переписки: в 1567 году безвестный книгописец перечислил 12 «Никануровых книг» богослужебного содержания, которые он переписал [9]. Судя по этой записи, в это время монастырь вновь был известен как книгописный центр. В конце XVI - начале XVII века в монастырь вкладывали книги Новобрдоский митр. Василий (1591), Печские патриархи Герасим (1580) и Паисий (Яневац; 1614-1647). От библиотеки монастыря сохранилось небольшое собрание рукописей; в XX веке исчез последний экземпляр Октоиха, напечатанный в монастыре в 1539 г. На начало XXI века в монастыре хранилось около 10 рукописных книг и столько же фрагментов XIV-XVI веков, а также несколько старопечатных книг преимущественно XVI века.

В 1564 году митр. Дионисий I, кончина которого изображена на фреске во внешней припрате, собственноручно сделал царские врата. Благодаря патриарху Печскому Макарию (Соколовичу) Грачаница была реконструирована: окна внешней припраты были заложены, а стены к 3 сентября 1570 года вновь расписаны. Патриарх Печский Паисий (Яневац) покрыл церковь оловом и увенчал в 1620 году иконостас Распятием.

При великом переселении сербов в 1690 году часть насельников ушла из монастыря, из ризницы были взяты многие ценные предметы. Грачаница пришла в запустение и до первой половины XX века действовала как приходский храм.

Во время Первой мировой войны, в ноябре 1915 года, болгарские войска разграбили Грачаницу, и многие рукописи и иконы оказались в музеях Софии.

После Второй мировой войны несколько монахинь поселились в Грачанице. До проведения в январе 1946 года аграрной реформы монастырю принадлежало 18 га пахотных земель и 100 га лесных угодий, после реформы - 20 га пашен и 30 га лесов.

В 1990-х, во время военных действий, монастырь несколько раз подвергался нападениям албанских экстремистов.

На начало XXI века монастырь находится под охраной военных сил КФОР. В обители проживают около 10 сестер

В Грачанице хранятся мощи прмч. Стефана Нового.

Архитектура и убранство

Представительный пятикупольный храм - кафедральный собор местных епископов - выделяется ступенчато расположенными сводами и сложно расчленёнными формами завершающих частей. В кладке используется камень и кирпич. Это последняя по времени работа придворной артели краля Милутина во главе с Михаилом и Евтихием.

Архитектурная реставрация велась в 1963-1971 годах, расчистка фресок в основном была завершена к началу 1990-х.

Состав и иконографическая программа росписей

Стенописи храма монастыря развивают множество тем – праздничный и Страстной циклы на стенах подкупольного пространства, сцены по Воскресении, Чудеса и Притчи Христовы, Богородичный цикл и житие св. Николая, Месяцеслов, ветхозаветные и евхаристические сцены в алтаре, там же богородичный прообразовательный цикл, Небесная литургия в куполе, Страшный Суд и Лоза Неманичей, впервые решённая по образцу иконографии Древа Иессеева, в притворе. Размещение ряда сцен (напр., Воскресения на восточной стене над иконостасом или Страшного Суда рядом с ктиторским портретом) обусловлено заказом престарелого краля Милутина, умершего вскоре по завершении росписей (+ 1321).

Завершающий этап двадцатилетней работы придворной артели краля Милутина показывает устойчивость и зрелость живописных приёмов, следующих традициям Палеологовского ренессанса.

Использованные материалы

  • Б. Тодич, Сл. Милеуснич, А. А. Турилов. "Грачаница" // Православная энциклопедия, т. 12, с. 306-310
  • Бутырский М.Н. - Византийские фрески Сербии, Македонии, Черногории: из-во "АстраМедиа", 2009



[1]  Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. С. 25-26, 56, 62, 136, 162, 174, 184-185, 190, 193

[2]  Марковић. C. 93

[3]  изд. см.: Грачаничка повељя. Београд, 1994

[4]  Стоjановић. Записи. Књ. 1. № 154

[5]  ГИМ. Хлуд. 146

[6]  Архив ХАЗУ. III c 22. III c 24; б-ка мон-ря Дечаны, № 98 (Цернић. 1979); Vindob. Slav. 33

[7]  об их содержании см.: Mošin V. Ćirilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1955. S. 165-175. № 112, 113

[8]  Суботин-Голубовић. С. 122

[9]  Стоjановић. Записи. Књ. 1. № 675

Редакция текста от: 11.12.2016 18:27:34

"ГРАЧАНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google