ЕВФИМИЙ ДИМИЦАНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прмч. Евфимий Новый, Димицанский. Фрагмент иконы "Святые Акакий, Игнатий и Евфимий"
Прмч. Евфимий Новый, Димицанский. Фрагмент иконы "Святые Акакий, Игнатий и Евфимий"
Евфимий Новый, Димицанский (Пелопоннесский), Афонский, Константинопольский (Εὐθύμιος ὁ Νέος ὁ ἐκ Δημητσάνης, ο Πελοποννήσιος; + 1814), монах, преподобномученик

Память 1 мая (вместе с мчч. Акакием и Игнатием), 22 марта (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных

В миру Елевферий, происходил из г. Димицана (Пелопоннес), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса и Марии. Вместе с братом Иоанном он получил образование в греч. училище (впосл. Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула).

Затем Елевферий два года прожил в Яссах вместе с отцом и старшими братьями. Здесь он решил принять монашеский постриг на Св. Горе. Но осуществлению его желания воспрепятствовала русско-турецкая война. Он прожил полтора года в Бухаресте, пользуясь покровительством французского консула и некоего русского чиновника. Там Елевферий предался порочной жизни, которая привела его к вероотступничеству. Познакомившись с турецким посланником (рейс-эфенди), он присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен, где принял ислам.

Угрызения совести стали терзать Елевферия сразу же после обрезания. В Адрианополе он посетил богослужение в кафедральном соборе и приобрел греческие одежды. За ним был установлен строгий надзор. Рейс-эфенди, желая укрепить новообращенного в мусульманской вере, усыновил Елевферия. Однако тот, раскаиваясь в отречении от Христа, обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Св. Гору. Там Елевферий исповедал свои грехи Константинопольскому патриарху Григорию V, жившему на покое в монастыре Великая Лавра. Патриарх вверил его руководству духовника Великой Лавры Мелетию, и через 40 дней Елевферий был возвращен в лоно Церкви через помазание св. миром.

После этого Елевферий некоторое время жил в скиту св. Анны под наставничеством свящ. Василия, в Дохиаре, в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому монастырю скиту св. Иоанна Предтечи, где иером. Никифор наложил на него строгую епитимию. Он посетил Иверский монастырь, где монашествовал его двоюродный брат Онуфрий. Елевферий, преуспев в посте, молитве и воздержании, принял постриг с именем Евфимий.

Его охватило желание пострадать за Христа, но наставники долго не давали благословения на мученический подвиг. Наконец, получив ряд видений, что его мученичество угодно Богу, Евфимий отправился в Константинополь в сопровождении мон. Григория. В Вербное воскресенье, причастившись Св. Таин, он надел турецкие одежды и предстал перед великим везиром Рушут-пашой. Бросив на землю турецкий головной убор, он стал топтать его и хулить Магомета и ислам. Везир изумился дерзости 20-летнего юноши, думая, что он пьян или безумен. Евфимия, заковав в колодки, бросили в тюрьму, а затем привели на допрос к везиру. Увидев стойкость юноши, везир приказал жестоко бить его, после пыток уговаривал отречься от Христа, но мученик оставался непреклонным, обличая мусульманскую веру, и везир приказал обезглавить его. Палачи не смогли с двух попыток отсечь ему голову и поэтому закололи в гортань (+ 22 марта 1814).

Спустя три дня Григорий выкупил тело преподобномученика у палачей, и оно было доставлено в церковь Преображения Господня на острове Проти. Заболевший горячкой сын христианина Еммануила Маргаритиса получил исцеление от обагренных кровью одежд преподобномученика. Григорий отплыл на Афон, взяв с собой эти одежды и волосы преподобномученика, от которых исходило благоухание. От этих реликвий исцелились Христодул из Месемврии, Антоний из Кидонии, некий Кириак, дочь врача Марина и мн. другие. Корабль, на котором плыл Григорий, попал в сильный шторм, но, как только на паруса повесили одежды преподобномученика, буря прекратилась.

Почитание

После мученической кончины прмч. Игнатия (+ 8 октября 1814), которого сопровождал тот же Григорий, последний перевез на Афон мощи обоих святых (20 октября 1814). Они были положены в новосозданном храме при келлии их духовника Никифора в скиту св. Иоанна Предтечи. Патриарх Григорий V, также уроженец Димицаны, построил в этом городе церковь во имя Евфимия Нового из Домицаны.

Празднование святому совершается дважды: 22 марта, в день мученической кончины, и 1 мая вместе с преподобномучениками Игнатием и Акакием Новым (+ 1 мая 1816). Житие Евфимия Димицанского, служба трем преподобномученикам и прмч. Онуфрию Габровскому (+ 4 января 1818) составлены иером. Онуфрием Ивиритом (изд. в 1862). Сведения о св. Евфимии были почерпнуты из записанного современником страдания преподобномученика из рукописи скита св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря. В настоящее время, по сведениям К. Нихоритиса, агиографические и гимнографические сочинения в честь святых Евфимия, Игнатия и Акакия содержатся в рукописях Ath. Pant. 292 и 875 и в Cod. 292 из Кавсокаливийского скита (синаксарное Житие, похвальное слово и общая служба). Молебный канон трем преподобномученикам и Онуфрию Габровскому находится в одной из рукописей скита св. Иоанна Предтечи. Мон. Герасимом Микраяннанитом (+ 1991) написан молебный канон и акафист четырем преподобномученикам.

Честная глава мч. Евфимия Димицанского находится в рус. монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне, ее часть хранится в афонском монастыре прп. Дионисия [1].

Иконография

В греч. иконописи Нового времени прмч. Евфимия обычно изображают юным безбородым монахом в рясе, с пальмовой ветвью в правой руке и крестом в левой. Один из первых его образов представлен на житийной иконе "Святые Акакий, Игнатий и Евфимий" (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии, Сербия) из скита св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне. На 5 клеймах справа изображены сцены из мученичества: видение креста и Богоматери; преподобномученик пишет письма братии, исповедует Христа перед тур. властями, держа крест и пальмовую ветвь в руках; его секут плетьми в тюрьме; он дает пощечину правителю; преподобномученику усекают голову. На 6-м клейме слева изображено перенесение мощей преподобномучеников Евфимия, Акакия и Игнатия на Афон.

Литература

  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 123; Τ. 5. Σ. 16;
  • Афонский патерик. Ч. 1. С. 265-291; Ч. 2. С. 290;
  • Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 340-370; Τ. 5. Σ. 27;
  • Ματθαίου. ΜΣ. T. 3. Σ. 330-353;
  • Нихоритис К. Света Гора - Атон и българското новомъченичество. София, 2001. С. 258-271, 376-382.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 82, 127;
  • Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 69-70;
  • Περαντώνης Ι. Εὐθύμιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1046;
  • Περαντώνης Ι. Λεξικόν τῶν νεομαρτύρων. ᾿Αθῆναι, 19902. Τ. 2. Σ. 181-184;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 146;
  • Нихоритис К. Света Гора - Атон и българското новомъченичество. 2001. С. 58, 115-123, 157, 187.

Использованные материалы

  • Э. П. А., Н. В. Герасименко. "Евфимий Новый из Димицаны" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 453-454



[1]  Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 178

Редакция текста от: 03.04.2016 13:17:12

"ЕВФИМИЙ ДИМИЦАНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google