КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Климент Александрийский (Тит Флавий) (греч. Κλήμης ὁ Ἀλεξανδρεύς; + ок. 217), пресвитер, великий христианский ученый, выдающийся представитель Александрийской школы

Родился, по одним данным, в Афинах, по другим, в Александрии, в состоятельной и, вероятно, знатной языческой семье. Хорошо изучил философию Платона и стоиков; был посвящен в языческие мистерии.

Из любви к знанию он стал изучать еврейство и Христианство и, убедясь в превосходстве последнего, крестился уже в зрелом возрасте, слушал в разных местах лучших христианских учителей и, встретив в Александрии Пантена, остался при нем, а когда Пантен отправился с миссионерской целью в Индию, был избран вместо него, в 190 г., на должность главного наставника и начальника Александрийского огласительного училища, с возведением в сан пресвитера. Его учеником, в частности, был св. Александр, епископ Иерусалимский.

В 202 г., во время гонения Септимия Севера, он удалился в Каппадокию. Данные о дальнейшей его жизни отрывочны, неизвестно, возвратился ли в Александрию.

Скончался около 217 года.

Сведения о Клименте Александрийском сообщаются у Евсевия, Иеронима, Епифания, Кирилла Александрийского и Фотия. Более подробные исследования о нем - Тильемона, Фабриция, Селлье, также в "Патрологии" Мелера; изложение и критика его доктрин - у Фреппеля ("Cours de l'éloquence Chrétienne", П., 1865), B. Ф. Певницкаго ("Труды Киевской духовной академии"), Дмитревского ("Александрийская школа", Казань, 1884), Ливанова "Климент Александрийский и его сочинения" (в "Православном Обозрении", 1867).

Имя Климента Александрийского, учителя Церкви, до конца XVI века значилось среди имён святых в Римском мартирологе под 4 декабря, изъято оттуда при очередном редактировании мартиролога при папе Римском Клименте VIII [1]. О православном почитании Климента Александрийского как святого данных нет.

Сочинения

В трех сочинениях, образующих как бы трилогию, — в "Увещании язычникам" (λογος προτρεπτικός), "Строматах" (στρωματεΐς - ковры) и "Педагоге" (παιδάγωγυς), Климент рассматривает язычество, с его наукой и образованностью ("Увещание"), Христианство, в его отношениях к язычеству и философии ("Строматы") и само в себе ("Педагог"), создавая таким образом теорию взаимного соглашения веры и знания, религии и науки.

Вопреки учению Тертуллиана, Лактанция и других, которые провозглашали науку, как имеющую происхождение в язычестве, произведением дьявола, Климент учит, что нет веры без знания, как и знания без веры; гармония веры и знания (γνωστική πίστις) есть высшая ступень духовного развития, совершеннейшая философия. Вера есть начаток знания (даже философы языческие начинали верой в свои теоремы, которые потом развивали в полные системы); в своем начале она не основывается на доказательствах, но должна превратиться в разумное знание. На вере, как на основании, должно воздвигнуться здание ведения, которое имеет несколько степеней, но содержание которого - одно и то же у простого верующего и у ученого. Средства к достижению полной гармонии веры и знания заключаются в изучении всего круга наук, преподававшихся и в язычестве - грамматики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и особенно диалектики, которая есть ограда и для самих догматов веры (мысль буквально повторяющаяся и у Василия Великого). Все эти науки служат лишь ступенями к высшему знанию, которое есть философия, а она, в свою очередь, есть вспомогательное средство для веры, приближающее ее к разумению. Истинный философ возвращается туда же, откуда вышел; выше открытого верой он не может подняться, она есть критерий всякой философии. Основная идея этой схемы христианского образования тожественна с учением Филона, стремившегося слить в одно целое ветхозаветный иудейский супранатурализм и языческий идеализм; но она развита Климентом Александрийским в применении к христианству вполне своеобразно.

Лучшая часть в сочинениях Климента Александрийского - его полемика и апологетика. Его опровержение иудейства и особенно язычества настолько сильно и основательно, что последующим учителям Церкви в этом отношении приходилось лишь варьировать его доказательства.

Сочинения Климента Александрийского составляют доселе во многих частях один из первоисточников для изучения античной мифологии и философии, так как только в них имеются многие сведения о первой и многие отрывки из второй. О языческих мифах и философских учениях Климент судит не иначе, как на основании первоисточников и подлинных слов философов, своеобразно систематизируя мифологию (он делит развитие ее на семь периодов) и обнаруживая особенные симпатии к некоторым философским системам (к Платону и стоикам, что дает повод многим историкам считать его, и не без некоторого основания, не столько христианским богословом, сколько стоическим или платоническим философом), в которых Климент Александрийский видит следы сохранившегося первобытного божественного откровения и даже прямых заимствований из Св. Писания. Часть истин христианского учения, по его мнению, содержалась в язычестве, как плод в скорлупе; между философией и Евангелием нет полной противоположности — это как бы "две ветви одного древа". Доказывая превосходство христианства перед язычеством, Климент Александрийский незаметно для себя пришел, таким образом, к сглаживанию различия между ними, руководимый непреодолимым стремлением объединить религию и науку в одно нераздельное целое. Дальше, однако, Климент Александрийский не пошел и спас для себя веру в церковный догмат, как догмат. Догматическое учение Церкви у Климента Александрийского изложено в размерах почти катехизических, но и оно имело большое значение для его времени, когда церковная догматика почти вовсе не была разработана.

Особенно сильно сказалось влияние платонизма и стоицизма в нравственном учении Климента Александрийского. Самый принцип его морали есть принцип Платона и стоиков. Нравственное совершенство человека находится в прямой зависимости от его разумности: всякое действие хорошо или худо настолько, насколько оно есть продукт знания или незнания. "Жизнь истинно христианская есть система действий разумных". Климент казуистически регламентирует весь внешний быт и поведение христианина в его обыденной жизни. Его "Педагог" представляет в этом отношении драгоценный первоисточник для культурной и бытовой истории греко-римского мира его времени. Критикуя жизнь язычников и полуязыческую внешнюю жизнь самих христиан своего времени, Климент Александрийский подробно говорит о домашней мебели, пище, одежде, посуде, приборах, о том, как вести себя в собрании, чем развлекаться, о деторождении, об употреблении украшений и драгоценностей, об убранстве волос у женщин и бороды у мужчин, об истинной красоте лиц обоего пола, о банях и т. д., одним словом - дает первый христианский "Домострой". Одежда христианам рекомендуется белая, что означает чистоту нрава и непорочность жизни. Цветная одежда неприлична; древние лакедемоняне хорошо делали, что позволяли их носить только публичным женщинам. Многие живут для того только, чтобы есть, а не для того едят, чтобы жить, как указывает природа. Поваренное искусство - самое вредное.

Для истории социологических идей христианства весьма важно сочинение Климента Александрийского "о том, какой богач спасется" (Τίς ό σωζόμενος πλούσιος), составляющее толкование двух мест из Евангелия (Мк. 10, 17-31 и Лк. 10, 30-37). Поставленный вопрос автор решает в том смысле, что от богатых людей христианство вовсе не требует безусловного отречения от богатства, особенно унаследованного, а лишь целесообразного, общеполезного его употребления; оно требует отречения лишь от пристрастия к нему, составляющего духовный недуг. В этом же сочинении находится яркая картина нравов того времени - очерк клиента-тунеядца и льстеца.

Общий недостаток всех сочинений Климента Александрийского - непомерный аллегоризм в толковании Св. Писания, являющийся у него не как случайность, но как плод особой его теории, по которой он устанавливает деление христиан на две категории — несовершенных (простых) и совершенных. Простой, буквальный смысл Св. Писания может удовлетворять лишь "простых"; совершенным же христианам открывается высшее ведение, через аллегорическое толкование Писания.

Публикации

  • Кто из богатых спасется и Увещевание к эллинам / Пер. с греч.: Н. Корсунский. – Ярославль, 1888.
  • Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
  • Гимн Христу Спасителю // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.
  • Гимн // Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. – С. 182 – 193.
  • Строматы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – Сер. "История и философия". – М., 1996. – № 4.
  • Строматы. Кн. V, главы 11–13 // Историко–философский ежегодник'95. – М.: Наука, 1996.
  • Педагог. – М.: Учебно–информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. (Учители неразделенной Церкви).
  • Фрагменты сочинений // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособ. / Сост. и отв. ред.: В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. – М.: РАО, 1996.
  • Беседа о том, какой богач спасется // Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято–отеческие и церковно–отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.).
  • Педагог (В сокращении) // Борич И.А. 30 ступеней к званию педагога // Иоанн Лествичник. Отцы Церкви о природе человека и ее совершенствовании. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. 1009.
  • Строматы: [Фрагменты] // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.
  • Строматы / Подготовка текста к изданию, пер. с древнегреч., предисл. комм.: Е. В. Афонасин. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. – Т. 1 – 3.
  • Строматы // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи: иеромонах Иларион (Алфеев). –Б.м., б.г. – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности).

Использованные материалы

  • Климент Александрийский. Краткая биографическая справка
  • Н. Б-в. Климент Александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона



[1]  "Clemens von Alexandria", страница немецкого римо-католического портала Ökumenisches Heiligenlexikon, https://www.heiligenlexikon.de/BiographienC/Clemens_von_Alex...tml

Редакция текста от: 01.11.2016 18:41:18

"КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google