СОРОКИН ВЛАДИМИР УСТИМОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протоиерей Владимир Сорокин
Протоиерей Владимир Сорокин
Владимир Устимович Сорокин [1] (род. 1939), митрофорный протоиерей, настоятель Санкт-Петербургского Князь-Владимирского собора, исполняющий обязанности настоятеля Спасского собора при Эрмитаже, благочинный Петроградского округа, председатель Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии

Родился 5 марта 1939 года в селе Злынка Кировоградской области Мало-висковского района Украины в семье православных христиан-единоверцев. Родители - Сорокин Иустин Парфеньевич и Сорокина Александра Максимовна, крестьяне-колхозники, русские.

В июне 1955 года обратился с прошением в Одесскую, Киевскую, Московскую и Ленинградскую духовные семинарии о допуске к вступительным экзаменам. Из всех четырёх семинарий получен ответ: "В семинарию принимаются лица не моложе 18 лет".

С 1947 по 1955 год учился в средней школе №6 села Злынки.

С 1955 по 1957 год состоял иподиаконом при Покровском соборе города Кировограда у епископа Кировоградского и Николаевского Иннокентия и митрополита Нестора.

С 1957 по 1960 годы учился в Киевской духовной семинарии. В то же время был иподиаконом у митрополита Киевского и Галицкого Иоанна.

В 1960 году в связи с закрытием Киевской духовной семинарии поступил в 4-й класс Одесской духовной семинарии по адресу: улица Чижикова, дом 66.

Летом 1960 года в качестве студента-практиканта состоял помощником псаломщика в храме города Кунгур.

В 1961 году окончил Одесскую духовную семинарию. Аттестат № 265 от 15 мая 1961 года.

С 1961 по 1965 год учился в Ленинградской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. Курсовое сочинение писал на тему: "Рукописи Мертвого моря (История открытия и попытка оценки рукописей в церковно-исторической науке)." В качестве приложения к курсовой работе при помощи Нины Ивановны Егоровой сделал перевод с английского книги Т. Г. Гастера "Рукописи Мертвого моря".

28-30 сентября 1963 года в качестве туриста-паломника посетил остров Валаам. Удалось пробраться в Спасо-Преображенский собор разоренного Валаамского монастыря.

15 февраля 1965 года вступил в брак с Ващенко Анной Ивановной. Таинство брака в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Ленинградской духовной академии и семинарии совершил протоиерей Ливерий Воронов.

28 февраля того же года рукоположен в сан диакона митрополитом Никодимом (Ротовым) в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры.

25 апреля того же года рукоположен в сан священника митрополитом Никодимом (Ротовым) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе.

С 1965 по 1966 год состоял стипендиатом в Ленинградской духовной академии при кафедре Священного Писания Ветхого Завета и был преподавателем в семинарии.

С 28 января 1968 года в течение месяца временно исполнял обязанности инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии в связи с отсутствием инспектора архимандрита Германа (Тимофеева).

В мае 1968 года был избран секретарём Совета Ленинградской духовной академии и семинарии.

С 29 июня 1968 года назначен для служения в Свято-Троицкую церковь (Кулич и Пасха) на время отпусков духовенства.

С 1 июля по 1 августа 1968 года исполнял обязанности секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.

С июня 1969 года по июнь 1976 года был инспектором Ленинградской духовной академии и семинарии.

С 1970 года по 1981 год был членом Учебного Комитета Московского Патриархата.

26 апреля 1970 года возведён в сан протоиерея.

3 мая 1976 года назначен настоятелем церкви святого праведного Иова на Волковском кладбище в Ленинграде.

28 июня того же года освобождён от должности инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии согласно поданному прошению.

5 августа 1976 года назначен временно исполнять обязанности ректора Ленинградской духовной академии и семинарии на время служебной командировки за границу епископа Выборгского Кирилла.

27 июля 1981 года освобождён от должности настоятеля храма святого праведного Иова и назначен настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора и благочинным церквей городского округа.

29 декабря 1981 года назначен членом епархиального совета Ленинградской епархии.

22 июня 1987 года назначен исполняющим обязанности ректора Ленинградских духовных академии и семинарии, а 21 августа того же года утверждён в должности ректора.

10 августа 1987 года освобождён от обязанностей настоятеля Николо-Богоявленского кафедрального собора города Ленинграда в связи с назначением на должность ректора Ленинградских духовных академии и семинарии.

7 марта 1990 года включён в состав епархиального совета Ленинградской епархии.

10 марта 1990 года в связи с образованием в Ленинграде двух благочиннических округов освобождается от должности благочинного церквей города Ленинграда и назначается благочинным Невского благочиннического округа города Ленинграда.

13 августа 1992 года постановлением Священного Синода освобождён от должности ректора Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии.

23 сентября 1992 года назначен настоятелем церкви святого священномученика Вениамина в исправительно-трудовой колонии "Металлострой".

11 ноября 1992 года назначен настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга.

С 1 июня 1996 года - благочинный Центрального благочиннического округа города Санкт-Петербурга.

14 июня 1996 года назначен по совместительству штатным священником Князь-Владимирского собора города Санкт-Петербурга.

16 сентября 1997 года назначен настоятелем и председателем приходского совета Князь-Владимирского собора города Санкт-Петербурга.

18 января 2014 года назначен исполняющим обязанности настоятеля собора Спаса Нерукотворного Образа при Эрмитаже города Санкт-Петербурга [2].

5 января 2015 года, после образования новых благочиннических округов, назначен благочинным Петроградского округа [3].

Является заслуженным профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

Дети: сын - Сорокин Александр Владимирович, протоиерей, дочь - Вера.

Поездки, конференции

В марте 1966 года ездил в составе делегации Русской Православной Церкви, возглавляемой Архиепископом Минским и Белорусским Антонием в Эфиопию, Кению, Уганду, Танзанию и Мальгашскую республику (Мадагаскар).

С марта по август 1967 года по направлению Священного Синода Русской Православной Церкви находился в Международном Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария). В это время ректором там был православный богослов Никос Ниссиотис (Элладская Православная Церковь).

В октябре 1969 года ездил в составе делегации Русской Православной Церкви в США г. Сант Луис на собеседование с американскими богословами по теме: "Христианская забота о сохранении мира на земле".

С 29 сентября по 9 октября 1969 года был в составе делегации представителей христианских церквей СССР в консультации в США по теме: "Христианская озабоченность об ограничении оружия".

10-14 октября 1970 года участвовал в составе делегации Русской Православной Церкви на консультации по теме: "Христианский вклад в созидание мира" между представителями христианских церквей Советского Союза, которая состоялась в Троице-Сергиевой лавре.

С 15 октября по 15 декабря 1972 года находился в Риме (Италия) по приглашению ректора папской коллегии Руссикум с целью ознакомления с постановкой духовного образования в Римско-католической церкви.

В июне 1973 года участвовал в собеседованиях с католическими богословами в Загорске по теме: "Церковь в изменяющемся мире". Представил доклад: "Современные пастырские заботы".

В сентябре 1973 года участвовал в качестве наблюдателя в работе конгресса по изучению проблем образования, изыскания и координации работ Богословских Католических университетов в Саламанке (Испания).

С 23 по 28 мая 1974 года участвовал в третьих собеседованиях с богословами Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

С 12 по 18 сентября 1977 года участвовал в Европейском семинаре Комиссии "Всемирная миссия и евангелизация" ВСЦ в Праге (ЧССР).

С 21 по 29 сентября 1977 года участвовал в консультативной встрече православных студентов и молодёжи на Кипре (Никозия).

В сентябре 1981 года Священным Синодом назначен членом рабочей группы по богословию и миротворчеству Конференции Европейских Церквей. На заседаниях этой группы участвовал в ноябре 1981 года в Будапеште (Венгрия), в ноябре 1982 в Госларе (ФРГ), в декабре 1984 года в Изерлоне (ФРГ), в феврале и мае 1985 года в Женеве.

С 3 по 10 ноября 1981 года участвовал в заседании нуклеарной группы Конференции Церквей.

В феврале 1982 года участвовал в подготовительном заседании к Генеральной Ассамблее ВСЦ в Дамаске (Сирия).

16-30 марта 1982 года участвовал в Консультации, организованной Исследовательским отделом КЕЦ в Бухаресте, Румыния.

1-10 сентября 1982 года участвовал в заседании богословской группы по выработке позиции ХМК к главной теме IV Ассамблеи ВСЦ.

В сентябре 1982 года участвовал во встрече представителей КЕЦ и ХМК по вопросам миротворчества - Прага (ЧССР).

17-27 ноября 1982 года участвовал в консультации Исследовательского отдела Конференции Европейских Церквей в Госларе ФРГ на тему: "Троичность, общение, единство".

В январе 1983 года был членом делегации в Великобритании по приглашению Британского Совета Церквей.

Летом 1983 года участвовал в работе VI Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Ванкувере (Канада).

В марте 1981 года и в ноябре 1984 года был в составе делегации по линии "Общество дружбы СССР - США" в Соединённых штатах Америки.

7 - 16 декабря принимал участие в консультации Конференции Европейских Церквей на тему: "Влияние конфессионального и церковного самосознания на принятие документов Лимы (крещения, евхаристии и священства)" в Изерлоне, ФРГ.

С 29 января по 4 февраля 1985 года принимал участие в работе миротворческой нуклеарной группе КЕЦ и богословской комиссии по подготовке IХ Генеральной Ассамблеи КЕЦ, в Женеве, Швейцария.

7 - 20 мая принимал участие в заседании Комитета по слежению за процессом Комитета по безопасности и сотрудничеству в Европе (КБСЕ) и в заседании Богословского подготовительного комитета IХ Генеральной Ассамблеи КЕЦ.

7 - 17 июня 1985 года участвовал в семинаре на тему: "Роль и значение свв. Кирилла и Мефодия в духовно-культурном сотрудничестве балканских народов и России в IХ- ХIХвв." в Софии, Болгария.

Ноябрь 1985 года участвовал в четвёртой консультации КЕЦ по изучению Лимского документа: "Крещение, евхаристия, священство" в Кройдоне (Лондон, Англия).

17- 25 февраля 1986 года участвовал в заседании комитета по контролю за процессом Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, Будапешт, Венгрия.

14 - 25 марта 1986 года участвовал в заседании руководителей библейских изучений IХ Генеральной Ассамблеи КЕЦ во Франкфурте-на-Майне, ФРГ.

20 мая - 3 июня 1986 года участвовал в заседании двух нуклеарных групп КЕЦ в связи с подготовкой в IХ Генеральной Ассамблеи КЕЦ в Женеве, Швейцария.

4 - 12 сентября 1986 года был делегатом от Русской Православной Церкви на IХ Генеральной Ассамблее Конференции Европейских Церквей в г. Стерлинге, Шотландия. Вёл библейские изучения.

В ноябре 1986 года был главой делегации представителей духовных школ Русской Православной Церкви, посетившей США по приглашению Национального Совета Церквей США с целью знакомства с богословским образованием.

5 - 14 сентября 1987 года в составе делегации Русской Православной Церкви посетил Норвегию.

4 - 12 мая 1987 года участвовал в научном симпозиуме, посвящённом 1000-летию Крещения Руси в Турцинге, ФРГ.

11 - 19 мая 1987 года участвовал во Второй Международной научной церковной конференции, посвящённой 1000-летию Крещения Руси в Москве.

16 - 20 ноября 1987 года находился в Женеве, Швейцария, на заседании Консультативного Комитета КЕЦ по изучениям. Был вице-модератором конференции.

4 - 11 января 1988 года участвовал в заседании Консультативного Комитета Конференции Европейских Церквей в Женеве, Швейцария.

29 апреля - 7 мая 1988 года участвовал во 2-й Консультации Конференции Европейских Церквей на тему: "Миссия Церквей в секуляризированной Европе", в Швеции.

20 - 27 июня 1988 года участвовал в консультации программы Всемирного Совета Церквей по богословскому образованию на тему: "Богословствование в разнообразных контекстах" в Праге, ЧССР.

С 23 сентября по 3 октября 1988 года находился в США, как участник мероприятий, посвящённых 1000-летию Крещения Руси, по приглашению Церковного Совета Большого Сиетла и Вашингтонской Ассоциации Церквей.

16 - 24 сентября 1988 года, как член правления Ленинграддского отделения Общества СССР - США, участвовал в IV Конференции представителей общественности СССР и США по актуальным проблемам советско-американских и международных отношений в Тбилиси, Грузия.

20 октября - 1 ноября 1988 г. участвовал в Уом собрании православных богословов-библеистов, проводимом Греческим обществом библейских исследований во Франковилле, Греция.

28 ноября - 6 ноября 1988 г. участвовал в заседании Комитета Исследований Конференции Европейских Церквей в ФРГ.

13 - 23 мая 1989 года был делегатом от Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее Конференции Европейских Церквей в Базеле, Швейцария.

7 - 10 сентября 1989 года участвовал в заседании Комитета изучений Конференции Европейских Церквей в г. Йорке, Англия.

24 - 27 сентября 1989 года участвовал в конференции по случаю издания книги "Иисус и Его время: документ для современных исследователей" в Риме, Италия.

7 - 11 сентября 1989 года участвовал в заседании Исследовательского Комитета изучений Конференции Европейских Церквей в Лондоне, Англия.

18 - 28 июля 1990 года был главой делегации Ленинградского епархии в г. Сиетле (США) в культурной программе "Игры доброй воли" по приглашению Совета Церквей Большого Сиетла и штата Вашингтон.

6 ноября 1991 года - 14 октября участвовал в третьей Исследовательской Консультации Конференции Европейских Церквей, проходившей на Крите в Православной Академии по теме: "Практические аспекты миссии Церквей Европы в изменяющейся Европе".

29 января - 4 февраля 1992 года участвовал в заседании комитета, связанного с предстоящей десятой Ассамблеей Конференции Европейских Церквей в Бойгене, ФРГ.

9 - 17 января 1994 года в составе делегации преподавателей Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии участвовал в собеседованиях по вопросам социального служения христиан в современном обществе, г. Тренто, Италия.

17 - 21 октября 1999 года совершил паломничество во Святую землю в составе большой представительной делегации из Санкт-Петербурга во главе с губернатором В.А. Яковлевым.

Награды

Церковные:

  • набедренник (14 июня 1965)
  • камилавка (1 сентября 1965)
  • наперсный крест (к празднику Святой Пасхи 1967)
  • наперсный крест с украшениями (14 сентября 1971)
  • палица (к празднику Святой Пасхи 1974)
  • митра (1981)
  • служение с отверстыми вратами до "Херувимской" (22 мая 1987)
  • орден Русской Православной Церкви равноап. кн. Владимира 2-й степени (апрель 1989)
  • служение с отверстыми вратами до "Отче наш" (21 июля 1992)
  • патриаршая грамота (в связи с 275-летием основания и 50-летием возрождения духовных школ Санкт-Петербурга в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви, 26 декабря 1996)

  • лауреат Макарьевской премии (третья премия, 2006-2007 год) за труд "Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)" [4].

Светские:

  • Почётная грамота ГУИН Минюста России (29 ноября 2001 года)

Труды

Публикации

  • В сборнике "Богословские труды"

    • "Миллар Берроуз. Больше света на свитки Мертвого моря". М., 1971. №6.
    • "Догмат Римско-Католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения". М., 1973. №10.
    • "Свидетельство делами крещённых", там же.
    • "Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания". М. 1975. №14.
    • "Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность". М., 1976, юбилейный №29.М.1989, с.127-193.

  • В Журнале Московской Патриархии
    • "Русская Православная Церковь стала для нас второй матерью". 1973.№6.
    • "Взаимопонимание - основа братских отношений с христианами Великобритании", 1983. №7.
    • "Надежда, единство и мир - насущная забота КЕЦ". 1985. №7.
    • "На пути к единству". 1985. №9.
    • "Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)."1986. №3.
    • "Славянский текст Нового Завета и значение его исследования для православного богословия". 1987. №1 и №2.
    • "Слава Божия и путь творения". 1987. №2.
    • "Архиепископ Тихвинский Мелитон". 1987. №4.

Отдельные издания.

  • Завет Божий. Пособие по изучению Библии. Л-д. 1991г.
  • Церковь и Флот. СПб. 2002.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии ХХ столетие. 2 издания. СПб.2002.
  • Санкт-Петербургский Мартиролог. СПб. 2002.

Статьи

  • "Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его Церковно-просветительская деятельность" (Продолжение). БТ. №29. 1989. С.127-182.
  • "Заслуженный профессор Н.Н. Глубоковский и его рукописное наследие" в сборнике Богословие и духовность. М.1989.с.322-327.
  • "Венец жизни священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших". Христианские чтения. 1998г.
  • "Он был служитель единства, и это проявилось во всех его делах". В книге: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий "Человек Церкви". К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. (1929-1978). М.1998. с.370-377.
  • "Приснопамятный иерарх стал важнейшим связующим звеном "уходящей Руси" с современностью". В книге Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий "Человек Церкви". К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. (1929-1978). М. 1998. С.476-487.
  • "Талант Пушкина в свете православия". Сборник - Пушкинская эпоха и христианская культура. Выпуск II. СПб. 1994 с.37-52. См. также. Юбилейная Выставка:
  • "А.С. Пушкин и православная Россия". СПб. 1999. С.46-64.
  • В книге: Димитрий Лихачёв и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии. СПб.2002. на стр.412-413. "Слово у гроба академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга 4 октября 1999г."

Интервью

  • "Они уже не смеются". (интервью с настоятелем Князь-Владимирского собора протоиереем Владимиром Сорокиным) Начало. Журнал института Богословия и философии. СПб. 2000. №9, с.47-57.
  • "Русская Голгофа. Мученические синодики Санкт-Петербургской епархии". Православняй летописец Санкт-Петербурга. №4.2000. с.27-30.
  • "Богословский труд". Православный летописец Санкт-Петербурга. №8. 2001.с.5-7.
  • "Иоанн Кронштадтский и Пюхтицкий монастырь". Неизвестная переписка о. Иоанна Кронштадтского с княгиней Е.Д. Шаховской. Свято-Иоанновские Чтения. Выпуск 1. СПб. 2001. С.19-20.
  • "Не покрывают свечу сосудом". В журнале "Диалог" №5-6. Сент.-дек.2002г.с.76-79.
  • "Ставь на попа". Новые мемуары. Город. Петербургский журнал. №31 (48) 2 декабря 2002г. с.12-15.
  • "Если в кране есть вода. Святой водопровод. Как это делается". Город. Петербургский журнал. №2 (37) 20 января 2003 года. С.23.
  • "Собор новомучеников и исповедников Российских". Церковный вестник. - №3 (280) февраль 2004 года.
  • "Собор новомучеников и исповедников Российских". Град Духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал. - №1(2),2004 г.

Видео

Использованные материалы



[1]  Также указывается отчество Иустинович

[2]  "Назначение протоиерея Владимира Сорокина", официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии, 17 января 2014, - http://mitropolia.spb.ru/docs/naznachenie-protoiereya-vladim...ina

[3]  Учреждены новые благочиннические округа, сайт Санкт-Петербургской митрополии, 05.01.2015: http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=64205#ad-image-0

[4]  Лауреаты 2006-2007, сайт Фонда по премиям памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова): http://www.m-fond.ru/laureates/laureates-2006-2007

Редакция текста от: 10.01.2015 01:14:08

"СОРОКИН ВЛАДИМИР УСТИМОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google