Обсуждение статьи "АВВАКУМ КИПРСКИЙ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3291
Дата регистрации: 08.11.2014
О модераторской правке
22.12.2019 22:19:48

Вы удалили:

> была также обретена старинная икона преподобного Аввакума со свитком в руках, надпись на котором гласит: "Иисусова память просвещает ум".

ЗАЧЕМ?! Когда эта икона стоИт как иллюстрация в статье! Ну, ошибся в форматировании, забыл поставить прописную "Б" в начале и вообще подтянуть абзац к предыдущему! Разве не понятно?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3876
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: О модераторской правке
23.12.2019 06:50:37 в ответ на "О модераторской правке" (д. Александр Васильев)

> Вы удалили:
> > была также обретена старинная икона преподобного Аввакума со свитком в руках, надпись на котором гласит: "Иисусова память просвещает ум".
> ЗАЧЕМ?! Когда эта икона стоИт как иллюстрация в статье! Ну, ошибся в форматировании, забыл поставить прописную "Б" в начале и вообще подтянуть абзац к предыдущему! Разве не понятно?

В каком источнике указано, что икона "была также обретена"?

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3291
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: О модераторской правке
23.12.2019 15:19:48 в ответ на "Re: О модераторской правке" (Александр Иванов)

> В каком источнике указано, что икона "была также обретена"?

Я процитировал то. что сообщила мне в переписке на форуме Илич Нина - здесь, в первом же посте: https://drevo-info.ru/forum/topic/15870.html Сказано об обретении иконы не "также", но "после долгого забвения" - и совершенно понятно, что речь идёт о том же периоде, когда были обретены и мощи, или пускай даже о более позднем - это ничего по сути не меняет.

Источник Илич Нины - http://ermyinia.blogspot.com/2014/02/blog-post.html - в первом же абзаце на "А", посвящённом Аввакуму. Публикация ссылается на книгу: (сноска IX.) Архиепископ Макарий ΙΙΙ. Кипр — святой остров. Левкосия, 1997. На новогреческом языке. Для ссылок: Κύπρος ἡ ἁγία νῆσος. Λευκοσία, 1997. Σσ. 60.

Сама икна была найдена мною здесь: http://oymnostouparadisou.blogspot.com/2014/10/2.html Надпись на свитке частично читается - можете убедиться сами.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3876
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: О модераторской правке
23.12.2019 20:00:37 в ответ на "Re: О модераторской правке" (д. Александр Васильев)

> > В каком источнике указано, что икона "была также обретена"?
> Я процитировал то. что сообщила мне в переписке на форуме Илич Нина - здесь, в первом же посте: https://drevo-info.ru/forum/topic/15870.html Сказано об обретении иконы не "также", но "после долгого забвения" - и совершенно понятно, что речь идёт о том же периоде, когда были обретены и мощи, или пускай даже о более позднем - это ничего по сути не меняет.
> Источник Илич Нины - http://ermyinia.blogspot.com/2014/02/blog-post.html - в первом же абзаце на "А", посвящённом Аввакуму. Публикация ссылается на книгу: (сноска IX.) Архиепископ Макарий ΙΙΙ. Кипр — святой остров. Левкосия, 1997. На новогреческом языке. Для ссылок: Κύπρος ἡ ἁγία νῆσος. Λευκοσία, 1997. Σσ. 60.
> Сама икна была найдена мною здесь: http://oymnostouparadisou.blogspot.com/2014/10/2.html Надпись на свитке частично читается - можете убедиться сами.

У нас принято обязательно указывать все использованные источники в самой статье. По Вашей редакции казалось, что икона была обретена вместе с мощами, однако это не так. Добавил информацию об иконе по греческому тексту, указанному в источниках. Надеюсь, ничего не переврал.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3291
Дата регистрации: 08.11.2014
Олексій Тре! Отзовитесь!
23.12.2019 21:42:21 в ответ на "Re: О модераторской правке" (Александр Иванов)

> Добавил информацию об иконе по греческому тексту, указанному в источниках. Надеюсь, ничего не переврал.

Я не могу судить - не с моим "знанием" греческого делать это. Но я, Александр Юрьевич, как раз боюсь, что переврали. "Монахиня Таисия", несмотря на её более чем сомнительную юрисдикцию, является высокопрофессиональным переводчиком с греческого, причём не только новогреческих, но и богослужебных текстов. И если она написала, что икона была "обретена" после периода забвения, то вряд ли она имела в виду "получена в дар" или "пожертвована". Икона, сами видите, старинная,судя пои всему, проведшая некоторое время не в лучших условиях хранения - где-нибудь в земле, что тоже говорит в пользу её нахождения. Более того, кто мог пожертвовать такую икону, как не тот, кто её нашёл где-то? Не на заказ же она написана!

Я бы опросил отозваться Олексія - во всяком случае, он единственный. к кому бы я обратился как к третейскому судье.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3876
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Олексій Тре! Отзовитесь!
24.12.2019 07:03:05 в ответ на "Олексій Тре! Отзовитесь!" (д. Александр Васильев)

> Не на заказ же она написана!

А почему бы и нет? Кроме того, в нижней части иконы отчетливо видны цифры 18..., можно предположить, что это год. Век совпадает с постройкой храма во Фтерикукди. В любом случае буду рад обоснованным поправкам.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3291
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Олексій Тре! Отзовитесь!
24.12.2019 12:31:05 в ответ на "Re: Олексій Тре! Отзовитесь!" (Александр Иванов)

> > Не на заказ же она написана!
> А почему бы и нет? Кроме того, в нижней части иконы отчетливо видны цифры 18..., можно предположить, что это год. Век совпадает с постройкой храма во Фтерикукди. В любом случае буду рад обоснованным поправкам.

Год - вот так, на поле, ближе к нижнему краю? Я бы скорее сказал, что это нечто вроде проставленного вручную инвентарного номера. Год написания иконы, если уж таковой встречается (на русских иконах бывает), то писан мастером аккуратно, а не небрежно, как здесь. Там есть ещё как минимум два знака - и я вижу их так: "18х??" - размер в сантиметрах!

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3876
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Олексій Тре! Отзовитесь!
24.12.2019 13:28:55 в ответ на "Re: Олексій Тре! Отзовитесь!" (д. Александр Васильев)

> > > Не на заказ же она написана!
> > А почему бы и нет? Кроме того, в нижней части иконы отчетливо видны цифры 18..., можно предположить, что это год. Век совпадает с постройкой храма во Фтерикукди. В любом случае буду рад обоснованным поправкам.
> Год - вот так, на поле, ближе к нижнему краю? Я бы скорее сказал, что это нечто вроде проставленного вручную инвентарного номера. Год написания иконы, если уж таковой встречается (на русских иконах бывает), то писан мастером аккуратно, а не небрежно, как здесь. Там есть ещё как минимум два знака - и я вижу их так: "18х??" - размер в сантиметрах!

Размеры указаны в греческом тексте: 0,95 Χ 0,167

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1377
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На заметку
26.12.2019 01:46:07 в ответ на "Олексій Тре! Отзовитесь!" (д. Александр Васильев)

> > Добавил информацию об иконе по греческому тексту, указанному в источниках. Надеюсь, ничего не переврал.
> Я не могу судить - не с моим "знанием" греческого делать это. Но я, Александр Юрьевич, как раз боюсь, что переврали. "Монахиня Таисия", несмотря на её более чем сомнительную юрисдикцию,

Простите, а кто такая "Монахиня Таисия"? Им. ввиду мон. Кассия (Татьяна Сенина) или мон. Макария (Игнатьева)?

> [Монахиня ..] является высокопрофессиональным переводчиком с греческого, причём не только новогреческих, но и богослужебных текстов. И если она написала, что икона была "обретена" после периода забвения, то вряд ли она имела в виду "получена в дар" или "пожертвована". Икона, сами видите, старинная,судя пои всему, проведшая некоторое время не в лучших условиях хранения - где-нибудь в земле, что тоже говорит в пользу её нахождения.

Пока нашел только упоминание об этом в статье д-ра Георгия Каккураса (как оказалось он религиозный инспектор министерства образования Кипра). См. журнал Ορθόδοξη Μαρτυρία, 2013, Αριθμός 101: Φθινόπωρο 2013, σ. 7-8: http://orthodoximartyria.com/periodiko.php.

В частности, в этой статье говорится о том, что после разграбления турками Каламифаса, жителями села был спасена Мега- икона пророка Аввакума, а вот Микра- икона с изображением святого Аввакума "появилась" только в 1840 году:

Κατά τήν κατάληψη τής Κύπρου άπό τούς Τούρκους όπως καί αλλα χωριά έτσι καί ή Καλαμιθάσα καταστράφηκε. Μαζί καί ό ναός τών Προφήτου καί Όσίου Άββακούμ. Διασώθηκε όμως άπό κάποιο κάτοικο ή μεγάλη εϊκόνα τοϋ Προφήτου, ή όποία καί μεταφέρθηκε άργότερα στόό ναό τοϋ χωριοϋ Φτερικουδίου, τοϋ Αγίου Νικολάου. Σ' αυτόν υπάρχει άπό τό 1840 καί μικρή εικόνα τοϋ Όσίου Άββακούμ.

Полный текст статьи приведу в др. раз.

>> Более того, кто мог пожертвовать такую икону, как не тот, кто её нашёл где-то? Не на заказ же она написана!
> А почему бы и нет? Кроме того, в нижней части иконы отчетливо видны цифры 18..., можно предположить, что это год. Век совпадает с постройкой храма во Фтерикукди.

The church of Agios Nicolaos was constructed in 1818 and inaugurated in 1853, while renovation works at the church took place in 1992.

<..>

The chapel of Saint Avvacum was built in 1989 by father Andreas Poumpouris and many other benefactors who contributed both large and small amounts of money. In particular, important financial contributions were made by the following benefactors: Alexandros and Dorothy Elissaiou (£35000), Savvas Papanikola from Platanistasa (£9000), Andreas Odysseos (£5000) and Sophia Hadjiyianni Kayia (£5000). In the same year and more specifically on July 15th 1989 the location where the Saint lived his ascetic life, his grave and his relics was found. What pilgrims need to know is that access to the Saint’s grave is easy and that it is open on a daily basis. The architecture of the church of Saint Avvacum is similar to the one of Timios Stavros Agiasmati. Beneath the present church are the ruins of the old church of the Saint which was destroyed in 1575 by the Turks. Отсюда, http://www.fterikoudi.com/en/churches-len

Второй абзац - это просто, дополнение информации о ктиторах, у которых могла хранится икона или которые могли приобрести ее (это на тот случай, если до 1989 она пребывала в забвении).

В итоге: ц. Св. Николая в Фтерекуди была построена в 1818, освещена в 1853. Первое пространное Житие преподобному был составлено ок. 1856. Маленькая икона датируется с 1840 года. Пока все (табличка "не беспокоить").

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1377
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На заметку [не беспокоить]
26.12.2019 02:03:29 в ответ на "Re: На заметку" (Олексій Тре)

> См. журнал Ορθόδοξη Μαρτυρία, 2013, Αριθμός 101: Φθινόπωρο 2013, σ. 7-8: http://orthodoximartyria.com/periodiko.php.
> Полный текст статьи см. следующим постом.

Ο ΟΣΙΟΣ ΑΒΒΑΚΟΥΜ

Στό όρος τής Καλαμιθάσας, άπέναντι άπό τό χωριό Φτερικούδι τής Πιτσιλιάς, άσκήτευσε ό Κύπριος όσιος άσκητής Άββα­κούμ. Τά λιγοστά στοιχεία τοϋ βίου του όδήγησαν τό συγ­γραφέα - άντιγραφέα(;) τής Ακολουθίας του, ιερέα Χριστόδουλο Μαλουνταϊο (1856), νά σημειώσει στό σύντομο συ­ναξάρι του «δη κατά τήν ίστορίαν καί αυτός από τό τάγμα τών τριακοσίων 'Αλαμάνων ίσως υπήρχε» [1]. Αυτό βέβαια είναι «αδηλον».

Στό όρος λοιπόν τής Καλαμιθάσας, μέσα σέ άπομονωμένο σπήλαιο, στό πιό ψηλό του σημείο, έζησε ό Όσιος τή δύσκολη ζωή τών άσκητών καί τών Όσίων τής Όρθοδοξίας, «νηστείαις καί άκαταπαύστοις προσευχαϊς σχολάζων». \Ιδιαίτερα μάλιστα εξαίρεται ή άκτημοσύνη, ή τα­πείνωση καί ή γυμνότητα τοϋ Αγίου καί μάλιστα ότι «τώ κρύει τοϋ χειμώνος καί τώ καύσωνι τοϋ θέρους πιεζόμενος».

Ό Θεός, πού δοξάζει τούς άντιδοξάζοντας αυτόν μέ τά έργα καί τή βιοτή τους, έδωκε τή θεία χάρη στόν "Οσιο ώστε «καί απειρα θαύματα εκτελών μάλιστα εϊς τούς κωφεύοντας». Θεωρείται λοιπόν άπό τότε ό "Αγιος άπό τούς κατοίκους τής γύρω περιοχής ώς ό "Αγιος πού θερα­πεύει τήν κώφωση καί άνακουφίζει τούς πόνους τών αυτιών. Ή ζωή τοϋ Αγίου ήταν ενας συνεχής άγώνας πρός τήν τελειότητα μέσα άπό τήν ασκηση καί τήν προσφορά τής άγάπης του πρός τόν άνθρωπο. Έφθα­σε έτσι σέ βαθειά γεράματα καί είχε όσιακό καί εϊρηνικό τέλος. Οί κά­τοικοι τοϋ χωριοϋ τής Καλαμιθίας, μετά τό θάνατό του, έκτισαν πρός τι­μή του εκκλησία στήν όποία μάλιστα τοποθέτησαν καί τό λείψανό του. Καί τόν τιμοϋσαν «ψάλλοντες εν αυτή ύμνους καίώδάς αρμοδίους».

Στήν εϊσαγωγή τής πρώτης τυπωμένης έκδοσης τής Ακολουθίας τοϋ Αγίου, πού έχει κάνει ό Θεοχάρης Σχίζας [2], πληροφορούμαστε πώς ό "Οσιος Άββακούμ άρχικά άσκήτευσε σέ άπομονωμένο σπήλαιο στό ψηλότερο σημεϊο τοϋ όρους. "Οταν όμως οΙ κάτοικοι τοϋ χωριοϋ Καλαμιθάσα θά έκτιζαν νέο Ιερό ναό πρός τιμή τοϋ προφήτου Άββακούμ, ό "Οσιος κατέβηκε άπό τό άσκητήριό του γιά νά βοηθήσει κι εκεϊνος γιά τό σκοπό αυτό. Άπό τότε μετά τήν άποπεράτωσή του ό "Αγιος έμενε πιά κοντά στό ναό καί όταν πέθανε τάφηκε σ' αυτό.

Κατά τήν κατάληψη τής Κύπρου άπό τούς Τούρκους όπως καί αλλα χωριά έτσι καί ή Καλαμιθάσα καταστράφηκε. Μαζί καί ό ναός τών Προ­φήτου καί Όσίου Άββακούμ. Διασώθηκε όμως άπό κάποιο κάτοικο ή μεγάλη εϊκόνα τοϋ Προφήτου, ή όποία καί μεταφέρθηκε άργότερα στόό ναό τοϋ χωριοϋ Φτερικουδίου, τοϋ Αγίου Νικολάου. Σ' αυτόν υπάρχει άπό τό 1840 καί μικρή εικόνα τοϋ Όσίου Άββακούμ. Ό "Οσιος Άβ­βακούμ πανηγυρίζεται καί γιορτάζεται άπό τούς κατοίκους τοϋ Φτερικουδιοϋ καί τών χωριών της περιοχής στίς 2 Δεκεμβρίου κάθε χρόνο.

Ανεύρεση τοϋ τάφου καί τών λειψάνων τοϋ Όσίου Άββακούμ. (Απόσπασμα τοϋ Πρωτ. Χαράλαμπου Κούρρη άπό τό περιοδικό «Πρός τό Φώς», πού εξέ­διδε ή Ιερά Μητρόπολη Μόρφου παλαιότερα (τ. 174, Δεκ. 1991).

«Γιά τό πώς βρέθηκε ό τάφος καί τά Ιερά λείψανα, παραθέτουμε τή μαρτυρία τής εξ άγχιστείας συγγενοϋς μας κυρίας Παναγιώτας Νικολά­ου - Περικλή Ευτυχίου εκ Φτερικουδίου, καθώς καί τοϋ αϊδεσιμότατου καί πρωτεργάτη στό χτίσιμο τής νέας εκκλησίας π. Ανδρέα Πουμπουρή, εφημέριου τοϋ Φτερικουδιοϋ.

"Οπως μοϋ άφηγήθηκε ή κα Νικολάου, όταν άρχισε νά χτίζεται ό νέος ναός, θά έχυναν τό σκυρόδεμα πάνω στόν τάφο τοϋ Αγίου, πού τούς ήταν άγνωστος. Αυτή επί μέρες έβλεπε ενα εφιαλτικό όνειρο: "Οτι δηλαδή τήν φυλάκιζαν σέ ενα στενό διάδρομο άπό μπετόν καί μόνο ενα πολύ μικρό παραθυράκι υπήρχε, πού εξέπεμπε φώς. Αυτό ήταν κατ αυτήν φανερό, ότι αν συνεχίζονταν οΙ εργασίες τοϋ γεμίσματος τών θε­μελίων θά φυλάκιζαν τόν τάφον τοϋ Αγίου. Μέ τήν επιμονή της έπει­σε τόν Ιερέα καί τήν Επιτροπή άνέγερσης τοϋ ναοϋ νά σκάψουν πιό κάτω. Πράγματι γιά μερικές μέρες έσκαψαν καί στίς 19 Ιουνίου 1989, όταν τό μεσημέρι κάθισαν νά ξεκουραστοϋν οΙ εργάτες, ό π. Ανδρέας (όπως ό ίδιος άφηγέϊται) πρόσεξε έκέϊπού έσκαβαν νά κινείται τό χώμα, σάν κάτι τό ζωντανό νά υπήρχε. Μέ συγκίνηση τότε πήγαν εκεί. Μετα­κίνησαν τό χώμα μέ προσοχή καί, «ώ τοϋ θαύματος», κάτω άπό αυτό, σέ λαξευτό σέ «καγιά» τάφο, βρισκόταν τό λείψανο τοϋ Αγίου στή βάση τοϋ βόρειου τοίχου τής παλιάς εκκλησίας.

Μέ συγκίνηση τότε μετακίνησαν τά λείψανα, τά όποϊα θαυματουργι­κά δέ διαλύθηκαν άπό τά πολλά χρόνια, καί τά εναπέθεσαν γιά προ­στασία σέ εϊδικό κιβώτιο, φυλάσσοντάς τα στόν κεντρικό ναό τοϋ Φτερικουδιοϋ.

ΟΙ εργασίες γιά τήν άνέγερση τοϋ ναοϋ προχώρησαν γρήγορα. Ο "Αγιος φώτισε πολλούς δωρητές, πού τούς ευεργέτησε μέ τά θαύματά του, καί τώρα όλοκληρωμένος ό ναός τοϋ Οσίου Αββακούμ τοϋ Κυ­πρίου κατέστη μεγάλο προσκυνηματικό μέρος γιά πάρα πολλούς πι­στούς».

ΣΗΜΕΙΩΣΕΙΣ:

  • 1. Κύπρια Μηναία, τ. Δ', Άκολουθίαι Δεκεμβρίου, έκδ. Ί. Αρχιεπισκοπής Κύπρου, 1997, σ. 13.
  • 2. Θεοχάρη Γ. Σχίζα, «Ακολουθία τοϋ Προφήτου Άββακούμ καί τοϋ Όσίου Άββακούμ τοϋ εν τώ δρει τής Καλαμιθίας άσκήσαντος», Κυπριακαί Σπουδαί, 42 (1978), σ. 1-34.

[Автор статьи] Γιώργος Κάκκουρας, Θεολόγος, Διδάκτωρ Θεολογίας

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3291
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: На заметку
26.12.2019 14:10:02 в ответ на "Re: На заметку" (Олексій Тре)

> Простите, а кто такая "Монахиня Таисия"? Им. ввиду мон. Кассия (Татьяна Сенина) или мон. Макария (Игнатьева)?
Ну, конечно же, Кассия. Простите, имя спутал (видимо, с автором книги житий "Сто лет русской святости").

Ответить