> К сожалению, у меня пока нет каких-либо познаний в болгарской историографии, мне сложно судить, сколько там мнений, какая доказательная база и какой вес у каждого из этих мнений. Кажется, Петр Банчев приводит мнение, отличное от двух вышеуказанных.
Даю справку:
"В XIV столетии в Болгарии получили распространение еретические учения адамитов (учили о равенстве всех людей, но иллюстрировали эту идею весьма своеобразно -один из ее проповедников, некий Лазарь, ходил по улицам Тырнова в «костюме» Адама), жидовствующих (осмеивали почитание Христа Спасителя, православную веру и проч.), варлаамитов (учили, что Божественный свет на Фаворе сотворен, отрицали иконопочитание).
Ереси эти были осуждены на церковных Соборах в Тырнове в 1350 и 1360 годах" [8].
[8] Следует отметить, что со времени дарования автокефалии Болгарской Православной Церкви вплоть до начала 70-х годов XIX в. в истории Болгарской Церкви было всего лишь три церковных собора: два упомянутых и один раньше — в 1210 г. против богомилов. См. Голубинский Е. Указ. соч. [Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871.] С. 673 -680.
- Том 1. Глава IV. Болгарская Православная Церковь. 5. Охридская Архиепископия // Скурат К.Е.. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. -- М., Русские огни., 1994;
"Втората половина на Иван-Александровото царуване се характеризира със силни проявления на различни еретически учения. С активната намеса на Теодосий Търновски (житийната книжнина го представя като вдъхновител) царят организирал два антиеретически църковни събора (1350 г.; 1359/60 г.), на които били осъдени отделни представители на богомили, варлаамити, адамити, евреи" [128]
[128] "Основен извор за антиеретическите събори, свикани в престолния град, е житието на Теодосий Търновски (Калист. Житие на ТТ, § 15 и 19). Води се спор за броя на съборите — два или един. Вж. Д. Ангелов. Богомилството в България. София, 1969, 500–501, 505-510;Д. Оболенски. Богомилите. София, 1998; Δ. Γόνη. Тὸ συγγραφικὸν ἔργον, 94, 95, 97, 110, 115 (според него единствен събор, свикан в 1359 г.). За някои от богомилите, осъдени в Търново и анатемосани в „Синодика“ (преди всичко Кирил Босата), вж. A. Rigo. L’assemblea generale athonita del 1344 su un gruppo di monaci bogomili, Christianesimo nella storia, 5 (1984), 475–506 (504-506: Текст)."
- Иван Божилов, Васил Гюзелев, История на средновековна България VII-XIV век (История на България в три тома. Том І)
> Объединять, наверное, пока рано, но снабдить статьи дополнительными сведениями с указанием источников будет всегда полезно. Можно указать в статье о Соборе 1355 предположение о тождестве со вторым Собором.
см. ветку, http://drevo-info.ru/forum/9373.html
Ну, и кто на ком стоял? Или в статьях о Соборах или 1355 или 1359 года давать перекрестную ссылку, с пояснениями, что мол Банчев пишет, что это случилась на том Соборе, а Турилов и К° - на сём, и наоборот. А может быть был один собор, а если два - то когда, как оговаривать 3-и комбинации между 1350, 1355 и 1359 годами? И это еще без предысториий в семействах Ивана Александра, с событиями до и после пострига Ианна Контакузина, а там еще сербы, турки, генуэзцы ... Не зря болгары поступают проще, и говорят о соборах в паре:
|