Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ФЕОДОСИЙ ТЫРНОВСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
О Тырновских Соборах
27.02.2016 17:09:38

Ох [толи зевая, толи тяжело вздыхая], зачем сюда лезу, грамоты не знамши..

Во-первых, как оказалось, довольно легко на основании всего лишь одного источника родить 3 статьи и поменять местами решения одного/двух Соборов. Причем, кажется беспечным то, что проигнорирована ссылка, указанная в единственном комментарии к апробационной статье.

Во-вторых, конечно, можно по разному относится к работам покойного архим. Павла Стефанова [1], а также мнению Алексея Дунаева относительно идей, высказанных архимандритом Павлом [2]. Но, кажется не следует игнорировать тот факт, что в болгарской историографии существует два мнения - или был один Собор против "богомилов" и "жидовствующих", толи в 1355 толи в 1359, или два Собора, но первый в 1350, а второй осенью 1359, соответственно:

Васил Киселков настоява, че бил свикан само един събор през 1360 г., а Димитър Ангелов го отнася към 1355 г. Повечето учени са убедени, че в Търново са свикани два събора, съответно срещу богомили и жидовстващи, ок. 1350 и през септември-октомври 1359 г.

Добавим, что, по словам того же Дунаева, "Фактически, Житие является едва ли не единственным источником сведений об этом Соборе".

Об анахронизмах, смешении биографий двух Феодосиев (прп. и патр.), а также суевериях или последствиях бубонной чумы развивать тему не буду, потому как не в теме (а может и сам на этот счет забубонный).

Но, согласно ПЭ: "Феодосий Тырновский принимал деятельное участие в обличении различных еретических учений, распространившихся в Болгарии в сер.- 2-й пол. ХIV в. В 1355 г. по его инициативе в Тырнове был созван Церковный Собор, где было анафематствовано учение варлаамитов. На Тырновском Соборе 1359 г. [3] осуждены главные распространители богомильства Кирилл Босота и Стефан и ереси адамитов Лазарь и Феодосий" [4].

Вопрос: Относительно причин, инициаторов, времени и итогов Тырновских Соборов сер.- нач. 2-й пол. ХIV нет единого мнения. Может быть следует объединить статьи в статью о Соборе 1359 года и указать разночтения?



[1]  Danse macabre: Нов поглед към църковните събори в Търново през ХІV в. - В: Теодосиеви четения. 640 години от успението на преп. Теодосий Търновски. 27 ноември 2003 г. Килифаревски манастир “Рождество Богородично”. Отг. ред. Д. Кенанов. Велико Търново, 2005, 75-88; също в: http://www.bg-history.info/?p=statia&statiaid=651 -> http://www.bg-history.info/Danse-macabre:-Nov-pogled-kum-cur...tml (копипаст статьи: http://nauka.bg/forum/topic/10118-danse-macabre-нов-поглед-к...-в/ ).

[2]  Дунаев А. Г. Комментарии к сборнику Византия: общество и церковь. Сборник научных статей / Отв. редактор С.Н.Малахов; сост. Н.Д.Барабанов. - Армавир, 2005, http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Byzantium.htm

[3]  Апробационная статья соискателя. Сноска 36: "В историографии утвердилось мнение, что этот собор проводился в 1960 г., но проф. Йордан Андреев убедительно доказывает, что собор созвали осенью 1359 г. См.: Андреев Й. Две хронологически изправки към епохата на цар Иван Александър: кога Иван Александър е стъпил на българския престол и през коя година се е състоял съборът против богомилите и евреите// Търновска книжовна школа. Т. 4. София, 1985. С. 302-309.", http://www.bogoslov.ru/text/1589371.html#_ftn36

[4]  Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., "Болгарская Православная Церковь" // Православная энциклопедия, Т. 5, С. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/149675.html

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 4787
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: О Тырновских Соборах
27.02.2016 20:05:12 в ответ на "О Тырновских Соборах" (Олексій Тре)

Спасибо за комментарий.

> Во-первых, как оказалось, довольно легко на основании всего лишь одного источника родить 3 статьи

Не вижу проблемы. Никакая статья в Древе не является завершенной, будем дополнять и исправлять по мере нахождения новых источников.

> поменять местами решения одного/двух Соборов.

Решения приведены так, как указано в использованном источнике.

> Причем, кажется беспечным то, что проигнорирована ссылка, указанная в единственном комментарии к апробационной статье.

Ссылка не была проигнорирована, она не открылась, 404-я ошибка. По названию текста не искал, правда.

> Но, кажется не следует игнорировать тот факт, что в болгарской историографии существует два мнения - или был один Собор против "богомилов" и "жидовствующих", толи в 1355 толи в 1359, или два Собора, но первый в 1350, а второй осенью 1359, соответственно:

К сожалению, у меня пока нет каких-либо познаний в болгарской историографии, мне сложно судить, сколько там мнений, какая доказательная база и какой вес у каждого из этих мнений. Кажется, Петр Банчев приводит мнение, отличное от двух вышеуказанных.

> Вопрос: Относительно причин, инициаторов, времени и итогов Тырновских Соборов сер.- нач. 2-й пол. ХIV нет единого мнения. Может быть следует объединить статьи в статью о Соборе 1359 года и указать разночтения?

Объединять, наверное, пока рано, но снабдить статьи дополнительными сведениями с указанием источников будет всегда полезно. Можно указать в статье о Соборе 1355 предположение о тождестве со вторым Собором.

Насчет 1360 года, тут чистая математика: томос подписан 6868 годом, 6868 - 5508 = 1360. Можно только гипотетически предположить, что Собор начался действительно осенью 1359-го, а завершился осенью 1360-го, Новый год ведь 1 сентября был, так?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О хронологии
27.02.2016 20:46:58 в ответ на "Re: О Тырновских Соборах" (Александр Иванов)

> Насчет 1360 года, тут чистая математика: томос подписан 6868 годом, 6868 - 5508 = 1360. Можно только гипотетически предположить, что Собор начался действительно осенью 1359-го, а завершился осенью 1360-го, Новый год ведь 1 сентября был, так?

Конечно, чистая математика, если использовать византийский стиль, который начинался 1 /14 сентября, то 6868 - 5509 = 1359.

Ничего не нужно предполагать, нужно запомнить две-три вещи:

1) "До 1492 (7000) года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский".
2) "правило перевода дат с византийской эры и мартовского календарного стиля на современное летосчисление и январский календарный стиль. Цифра 5508 вычитается только для тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же, событие случилось в январе или феврале, то вычитаемым при переводе служит число 5507"
3) "если событие, датированное по византийской эре и по сентябрьскому календарному стилю, произошло в период с января по август включительно, то для перевода даты этого события на нашу эру следует из цифрового обозначения года вычесть 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь включительно, вычитаемым является цифра 5509".

См. Лев Черепнин, " Русская хронология". § 5. Перевод дат (редукция) с древне-русской (византийской) эры на современную. Мартовский, и сентябрьский календарные стили, http://www.krotov.info/library/24_ch/er/cherepnin26.html

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О причинах созыва и о решениях
27.02.2016 21:16:21 в ответ на "Re: О Тырновских Соборах" (Александр Иванов)

> Объединять, наверное, пока рано, но снабдить статьи дополнительными сведениями с указанием источников будет всегда полезно. Можно указать в статье о Соборе 1355 предположение о тождестве со вторым Собором.

Брр. На Древе,

а) в ст.о Тырновском Соборе 1355 сказано: "Один из них по имени Лазарь, ходил по всему городу совсем голый, прикрывая "свой срам" листом тыквы. Другой – Кирилл, по прозвищу Босота, отрицал святой Крест и святые иконы, хулил их и топтал; отрицал и брак церковный; учил, что сны – это божественные видения, и т. д. К нему присоединился некий поп Стефан [...] Раскаялся только юродивый Лазарь, а Кирилл Босота и его последователь Стефан продолжали упорствовать и поэтому их подвергли пыткам и прогнали за пределы Болгарского царства.".

б) в ст. о Тырновском Соборе 1359 сказано: "По инициативе преподобного Собор осудил "от еврейских ересов зле мудрствующих". Вместе с действиями евреев собор осудил еще и мессалианскую ересь, а также и “новоявившуюся” ересь Варлаама и Акиндина".

>> Но, согласно ПЭ: "Феодосий Тырновский принимал деятельное участие в обличении различных еретических учений, распространившихся в Болгарии в сер.- 2-й пол. ХIV в. В 1355 г. по его инициативе в Тырнове был созван Церковный Собор, где было анафематствовано учение варлаамитов. На Тырновском Соборе 1359 г. [..] осуждены главные распространители богомильства Кирилл Босота и Стефан и ереси адамитов Лазарь и Феодосий" [1].

Т.е. предлагаете в каждой из статей о Соборе или 1355 или 1359 года давать перекрестную ссылку, с пояснениями, что мол Банчев пишет, что это случилась на том Соборе, а Турилов и К° - на сём, и наоборот...

UPD: Собственно, см. хронологию в разделе [Полемика с еретиците] в пространном переводе Жития от Парфения Левкийского, http://www.pravoslavieto.com/life/11.27_sv_Teofosij_Turnovski.htm



[1]  Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., "Болгарская Православная Церковь" // Православная энциклопедия, Т. 5, С. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/149675.html

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 4787
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: О хронологии
28.02.2016 14:50:57 в ответ на "Re: О хронологии" (Олексій Тре)

> Ничего не нужно предполагать, нужно запомнить две-три вещи:

Спасибо за науку и за ссылку, исправляю год. Надо будет эти сведения о переводах стилей в Древе зафиксировать, для памяти.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О Тырновских Соборах
28.02.2016 22:20:34 в ответ на "Re: О Тырновских Соборах" (Александр Иванов)

> К сожалению, у меня пока нет каких-либо познаний в болгарской историографии, мне сложно судить, сколько там мнений, какая доказательная база и какой вес у каждого из этих мнений. Кажется, Петр Банчев приводит мнение, отличное от двух вышеуказанных.

Даю справку:

"В XIV столетии в Болгарии получили распространение еретические учения адамитов (учили о равенстве всех людей, но иллюстрировали эту идею весьма своеобразно -один из ее проповедников, некий Лазарь, ходил по улицам Тырнова в «костюме» Адама), жидовствующих (осмеивали почитание Христа Спасителя, православную веру и проч.), варлаамитов (учили, что Божественный свет на Фаворе сотворен, отрицали иконопочитание).

Ереси эти были осуждены на церковных Соборах в Тырнове в 1350 и 1360 годах" [8].

[8] Следует отметить, что со времени дарования автокефалии Болгарской Православной Церкви вплоть до начала 70-х годов XIX в. в истории Болгарской Церкви было всего лишь три церковных собора: два упомянутых и один раньше — в 1210 г. против богомилов. См. Голубинский Е. Указ. соч. [Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871.] С. 673 -680.

  • Том 1. Глава IV. Болгарская Православная Церковь. 5. Охридская Архиепископия // Скурат К.Е.. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. -- М., Русские огни., 1994;

"Втората половина на Иван-Александровото царуване се характеризира със силни проявления на различни еретически учения. С активната намеса на Теодосий Търновски (житийната книжнина го представя като вдъхновител) царят организирал два антиеретически църковни събора (1350 г.; 1359/60 г.), на които били осъдени отделни представители на богомили, варлаамити, адамити, евреи" [128]

[128] "Основен извор за антиеретическите събори, свикани в престолния град, е житието на Теодосий Търновски (Калист. Житие на ТТ, § 15 и 19). Води се спор за броя на съборите — два или един. Вж. Д. Ангелов. Богомилството в България. София, 1969, 500–501, 505-510;Д. Оболенски. Богомилите. София, 1998; Δ. Γόνη. Тὸ συγγραφικὸν ἔργον, 94, 95, 97, 110, 115 (според него единствен събор, свикан в 1359 г.). За някои от богомилите, осъдени в Търново и анатемосани в „Синодика“ (преди всичко Кирил Босата), вж. A. Rigo. L’assemblea generale athonita del 1344 su un gruppo di monaci bogomili, Christianesimo nella storia, 5 (1984), 475–506 (504-506: Текст)."

  • Иван Божилов, Васил Гюзелев, История на средновековна България VII-XIV век (История на България в три тома. Том І)

> Объединять, наверное, пока рано, но снабдить статьи дополнительными сведениями с указанием источников будет всегда полезно. Можно указать в статье о Соборе 1355 предположение о тождестве со вторым Собором.

см. ветку, http://drevo-info.ru/forum/9373.html

Ну, и кто на ком стоял? Или в статьях о Соборах или 1355 или 1359 года давать перекрестную ссылку, с пояснениями, что мол Банчев пишет, что это случилась на том Соборе, а Турилов и К° - на сём, и наоборот. А может быть был один собор, а если два - то когда, как оговаривать 3-и комбинации между 1350, 1355 и 1359 годами? И это еще без предысториий в семействах Ивана Александра, с событиями до и после пострига Ианна Контакузина, а там еще сербы, турки, генуэзцы ... Не зря болгары поступают проще, и говорят о соборах в паре:

Ответить