Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ЦЕРКОВЬ"

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Церковь - предмет веры, т.е. невидима?
03.06.2011 20:15:20 в ответ на "Re: Церковь - предмет веры, т.е. невидима?" (Ульянов Андрей Михайлович)

> А в этой ветке мне хотелось бы обсудить только один, очень узкий вопрос... Раз Церковь - это предмет веры (9 член Символа), а вера - это уверенность в невидимом, то что получается, что мы Церковь не видим?

Святитель Филарет Московский в своём "Пространном катихизисе" (вопрос № 252, http://www.sedmitza.ru/text/432172.html) даёт ответ:

Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь, к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима, поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

> все определения (существующие как законченные дефиниции, а не как благочестивые рассуждения) касаются только видимой, внешней стороны Церкви

Не наблюдаю такой узости. Сколько угодно дефиниций касающихся также и "невидимой, внутренней" стороны Церкви. Например, статья "Древа" начинается так:

Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Св. Духа достигающих совершенства.

> Мне кажется настоятельно, непременно необходимым подчеркнуть в статье о Церкви, что она существует двояко: духовно и "телесно" так сказать.

Человек создан по образу Божию как существо духовно-телесное. Церковь, составленная из людей, конечно, тоже духовно-телесна. Но она ещё и Богочеловечна, как её глава Христос. Если уж разчленять Церковь на составные - нужно говорить не менее чем о четырёх составных частях/аспектах, как во Христе, когда Господь был:

  1. Во гробе плотски,
  2. во аде же с душею яко Бог,
  3. в раи же с разбойником,
  4. и на престоле... со Отцем и Духом, вся исполняяй,

Но в конце мы добавляем - "Неописанный". Т.е. нам не получится всё расставить "по полочкам", т.к. сам Господь непостижим, хотя в стремлении нашем к Нему - постоянно всё более постигаем. Одно я могу сказать определённо: мы исповедуем что Церковь "Едина," а не то что она "Двояка," "Духовно-телесна," и т. д. Поэтому и акценты в статье лучше бы расставлять соответственно.

Ответить