Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ИОАНН III ИЕРУСАЛИМСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: мнение по Ж.Гарриту
03.05.2020 21:13:10 в ответ на "Мнение Мкария Симонопертского (в бумаге это т. 4, с. 605)" (д. Александр Васильев)

> В «Палестино-грузинском календаре» (Синай, X в.) и прилагающихся к нему материалах он поминается вместе с императором Маркианом [17 фев.] – сегодня и 9 июля, а отдельно – 26 ноября ( Garitte. Calendrier. P. 203, 274, 395).

Это не мнение, а констатация по Гаритту. Собственно, в текущ. редакции это уже есть - позаимствовали у Зайцева:

"По мнению Ж. Гаритта, дни памяти 19 апреля, 9 июля и 26 ноября некоего архиеп. Иоанна Иерусалимского, содержащиеся в грузинских календарях, которые отражают древнюю традицию Иерусалимского богослужения [11], относятся к Иоанну III. Исследователи считают, что неоднократно упоминаемую в этих календарях церковь во имя св. Иоанна Предтечи, воздвигнутую неким патриархом Иоанном, построили по инициативе Иоанна III [12] ".

Где [11 = Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 61, 77, 106, 203, 274, 395], [12 = Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 61, 77, 106, 203, 274, 395].

У Гаритта С.203 - это 19 апреля, 274 - 9 июля. А вот на С.395 за 26 ноября только короткая строка ("Iohannis patriarchae. - Voir infra, 27 novembre") с отсылкой на 27 ноября на С.396.

На С.396 указаны и др. дни памяти связанные с именем Иоанн Иерусалимский:

Iohannis pair. Hierosolymitani. — Comp. le lectionnaire de Paris, fol. 297v-298r, au 27 novembre : მოწ(ა)ფეთას კსენებაი იოვანე პა-ტრეაქისა ი(ერუსალ)ჱმელისაი In Discipulorum (ecclesia), memoria Iohannis patriarchae Hierosolymitani; le fragment du ms. II 1329 de Tifiis, fol. 13r, au 27 novembre: In Discipulorum (ecclesia), commemoratio Iohannis patriarchae Hierosolymitani (Šanidze, Haemeti, p. 365). On trouve dans notre calendrier mention d'un évêque Jean de Jérusalem au 20 mars (Iohannis ep.), au 29 mars (Iohannis et Modesti archiep. Hierosolymitani), au 19 avril (Iohannis arehiepiscopi Hierosolymitani et Marciani régis), au 9 juillet (Iohannis episcopi et Marciani régis) et au 7 décembre (Iohannis patriarchae Hierosolymitani). Aux 20 et 29 mars (voir supra), il s'agit probablement de Jean II (386-417), au 19 avril et au 9 juillet de Jean III (‎† 20 avril 524) ; on ne peut dire quel estTévêque Jean de Jérusalem qui est visé ici au 27 novembre.

На С.203 написано (на С. 274 о том же самом, но в другой форме изложения с некоторыми отличиями в деталях):

Iohannis archiep. Hierosolymitani et Marciani régis. — Compile, icctionnaire de Paris, fol. 240T, au 19 avril : მოწაფეთას კსენებაი იოვ(ა)ნე პატრეაქისაი და მარკიანე მეფისაი In Discipulorum (ecclesia), memoria Iohannis patriarchae et Marciani régis. Il s'agit de Jean III, évêque de Jérusalem (516-524), mort le 20 avril 524 au témoignage de Cyrille de Scythopolis (Vita Sabae, ch. 68;iéd. Schwartz, p. 170, l. 5). Son nom est, comme ici, associé à celui de l'empereur Marcien (450-457) au 9 juillet (voir infra).' La mémoire de Marcien peut avoir été liée à celle de Jean de Jérusalem en souvenir de la manifestation de masse au cours de laquelle le patriarche Jean III anathématisa tous les adversaires du Concile de Chalcédoine (Cyrille de Scythopolis, Vita Sabae, ch. 56 ; éd. Schwartz, p. 151-152; P. Peeters, Recherches d'hist. et de philol or., II, Bruxelles, 1951, p. 239-240). Mais il faut noter aussi que Jean de Jérusalem était fils d'un nommé Marcien, évêque de Sébaste en Samarie (Vita Sabae, ch. 56, éd. Schwartz, p. 150, 1. 8) ; la mén tion Marciani régis provient peut-être d'une confusion avec le patronyme de l'évêque Jean (voir F.-M. Abel, dans Rev. Bibl., 33 1924, p. 614, n° 16; Jérus. Nouv., p. 644). La mention Marciani régis se lit aussi, seule, au 15 avril.

Здесь Гаритт пишет, что не следует забывать, что Иоанн III был сыном Маркиана, еп. Севастии и Самарии палестинских (не путать с Севастией армянской). Поэтому, не факт, что в данной памяти говорится именно об императоре Маркиане.

Ответить