Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН III ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн III (+ 524), патриарх Иерусалимский (1 сентября 516 - 524)

Отец Иоанна Маркиан был поставлен патриархом Илией I (II) (494-516) пресвитером храма Гроба Господня в Иерусалиме, а спустя некоторое время - епископом г. Севастия. Брат Иоанна Антоний был рукоположен патриархом Илией во епископа Аскалонского. Сам Иоанн к моменту возведения на Иерусалимскую кафедру был диаконом храма Гроба Господня и ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) [1].

1 сентября 516 года Иоанн был возведен на патриарший престол Иерусалимской Церкви, после того как дукс Палестины Олимпий по приказу визант. имп. Анастасия низложил патриарха Илию за противодействие росту монофизитства на Востоке и отправил в ссылку в Айлу.

Иоанн III был вынужден обещать Олимпию, что вступит в общение с лидером монофизитов Севиром Антиохийским и примет антихалкидонские постановления Тирского Собора 513 года [2]. Прп. Савва Освященный, узнав об этом, убедил Иоанна не выполнять обещания, посулив ему поддержку монахов. Олимпий не смог справиться с ситуацией, за что был смещен с должности. Его сменил дукс Анастасий, который арестовал Иоанна III и заточил в общественную тюрьму до тех пор, пока патриарх не будет готов исполнить обещание. По совету некоего знатного жителя (ипатика) Кесарии Палестинской Захарии патриарх Иоанн принял условия, предложенные дуксом Анастасием, зная, что монахи, находившиеся в Иерусалиме, не позволят ему выполнить их и защитят от насилия властей. Патриарх объявил, что готов публично признать Севира патриархом Антиохийским и осудить Халкидонский Собор в ближайшее воскресенье (когда в Иерусалиме можно было ожидать большего скопления монахов). Дукс Анастасий согласился, однако в ближайшее воскресенье в церкви мч. Стефана верующие выступили в защиту Халкидонского Собора. Когда Иоанн III вместе с преподобными Саввой и Феодосием Великим поднялся на амвон, собравшиеся потребовали от патриарха анафематствовать еретиков и признать вероучение Халкидонского Собора. Иоанн III торжественно произнес анафему на Нестория, Евтихия, Сотериха и Севира и подтвердил незыблемость вероучения Халкидонского Собора. Прп. Феодосий анафематствовал всех, кто не признали Халкидонский Собор. Дукс Анастасий был напуган выступлением агрессивно настроенного против него народа. Не решаясь предпринять какие-либо меры, дукс Анастасий срочно покинул Иерусалим и уехал в Кесарию. Ипатий, племянник имп. Анастасия I, находившийся в это время в Иерусалиме, заявил, что прибыл на поклонение Гробу Господню и не имеет никаких официальных поручений по церковным вопросам.

Император был разгневан и хотел немедленно отправить в изгнание зачинщиков этих событий Иоанна III, Савву и Феодосия [3]. Однако Савва в качестве предупредительной меры направил в Константинополь делегацию монахов с посланием, где излагал исповедание веры палестинских монахов, обличал Севира и просил императора даровать мир Палестинской Церкви [4]. Во время пребывания в Константинополе (511-512) Савва был с честью принят императором и сделал все, что мог, чтобы он благосклонно отнесся к патриарху Илии. Савва надеялся смягчить царский гнев в отношении патриарха Иоанна III. Ответ Анастасия сохранился в Житии прп. Феодосия Великого. Император сказал, что с уважением относится к палестинским монахам, в т. ч. к Феодосию, испрашивал его молитв, но вместе с тем обличал тех монахов, которые присваивают себе право решать, какая вера является православной, а какая нет. Обращение монахов, а также другие политические и церковные проблемы побудили имп. Анастасия оставить это дело без последствий.

В прологе сказания о прп. Иоанне Молчальнике, помещенном в Великих Минеях-Четьих митр. Макария Московского [5], патриарх Иоанн III представлен как отступник от православной веры, отрекшийся от Халкидонского Собора и принуждавший к тому же прп. Иоанна Молчальника - насельника лавры прп. Саввы. В Житии Иоанна Молчальника, написанном Кириллом Скифопольским, эти сведения не упоминаются, хотя отмечено, что Иоанну Молчальнику пришлось претерпеть гонения за православную веру. Славянское проложное Сказание, несомненно, является переводом с греческого оригинала, который остается неизвестным [6]. Это Сказание вполне достоверно отражает неоднозначное отношение к Иоанну III в среде палестинского монашества. Учитывая, что патриарх дважды обещал имп. сановникам осудить Халкидонский Собор, некоторые наиболее ревностные его защитники (как Иоанн Молчальник) могли обвинять Иоанна III в сочувствии монофизитству. Кроме того, Иоанн занял кафедру вместо изгнанного Илии и почти три года управлял Церковью при живом предшественнике (Илия скончался 20 июля 518), что ставило под сомнение законность возведения Иоанна III на престол, т. к., согласно Кириллу Скифопольскому, Илия несомненно был изгнан за приверженность к православной вере, и тогда в отношении Иоанна III, занявшего его кафедру, возникло подозрение в сочувствии ереси.

После смерти имп. Анастасия I (10 июля 518) и патриарха Илии полемика по вопросам вероисповедания стала неактуальной, новый имп. Юстин I был сторонником халкидонского православия. 20 июля 518 года на Соборе в Константинополе было восстановлено вероучение Халкидонского Собора и анафематствованы монофизиты во главе с Севиром. Вскоре Константинопольский патриарх Иоанн II Каппадокиец известил об этом Иоанна III. Имп. Юстин распорядился также вернуть из ссылки изгнанных по религиозным причинам при Анастасии.

6 августа 518 года патриарх Иоанн III созвал Собор палестинских епископов, на котором подтвердил принятые в Константинополе решения [7]. На Соборе присутствовали 33 епископа и многих монахов и игуменов во главе с прп. Саввой. Затем Иоанн III направил Савву в Кесарию и другие города Палестины, чтобы довести до сведения местного клира и народа распоряжения императора и решения Константинопольского и Иерусалимского Соборов. Акты Иерусалимского Собора известны из текста ответа Иоанна III патриарху Константинопольскому Иоанну II. По сути они полностью совпадают с решениями Константинопольского Собора, но содержат большое количество библейских цитат, призванных подтвердить принятые решения.

В корпусе посланий Авита Вьеннского сохранилось недатированное послание, адресованное "Иерусалимскому епископу (папе)", в котором Авит, восхваляя кафолическую веру своего корреспондента, просит у него частицу Животворящего Древа [8]. Отсутствие даты и имени не позволяет определить, направлено ли письмо Иоанну III или его предшественнику Илии. Первый вариант более вероятен, т. к. до преодоления акакианской схизмы в 519 году Авит вряд ли вступал в переписку с восточными епископами, поскольку это могло вызвать недовольство в Риме. 519 годом датируется послание Авита патриарху Константинопольскому Иоанну II, где выражается радость по поводу окончания схизмы. Послание к "Иерусалимскому папе", вероятно, следует датировать тем же временем.

Патриарх Иоанн III скончался в 524 году.

Основным источником сведений о патриаршестве Иоанна III является Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским в середине VI века. Согласно ему, Иоанн III занимал кафедру 7 лет и 9 месяцев [9]. В хронике Константинопольского патриарха Никифора I (нач. IX в.) ошибочно указано, что Иоанн III был патриархом 11 лет [10].

В ряде византийских Синаксарей и Минологиев под 26 или 29 марта значится память Иоанна, патриарха (или архиеп.) Иерусалимского. По мнению болландистов, здесь имеется в виду именно Иоанн III. Однако учитывая дату интронизации Иоанна III и срок его пребывания на кафедре, указанный Кириллом Скифопольским, он умер в конце мая - начале июня 524 года, а не в марте. По мнению Ж. Гаритта, дни памяти 19 апреля, 9 июля и 26 ноября некоего архиеп. Иоанна Иерусалимского, содержащиеся в грузинских календарях, которые отражают древнюю традицию Иерусалимского богослужения [11], относятся к Иоанну III. Исследователи считают, что неоднократно упоминаемую в этих календарях церковь во имя св. Иоанна Предтечи, воздвигнутую неким патриархом Иоанном, построили по инициативе Иоанна III [12].

Литература

  • Theoph. Chron. P. 158-159;
  • Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 85-200;
  • SynCP. Col. 559, 570, 573;
  • Mansi. T. 8. Col. 1057-1074;
  • Eutych. Annales //PG. 111. Col. 1064;
  • ActaSS. Iul. T. 2. P. 795.
  • Le Quien. OC. T. 3. P. 185-189;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 87-89, 91; Т. 3. С. 124;
  • Duchesne L. L'Église au VIe siècle. P., 1925. P. 27 sqq.;
  • Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb., 1950. P. 148-149;
  • Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1954. Bd. 3. S. 918;
  • Capizzi C. L'imperatore Anastasio I (491-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità. R., 1969. P. 121-122. (OCA; 184);
  • Кулаковский. История. Т. 1. С. 394-395, 417;
  • Афиногенов Д. Е. Иоанн III, патриарх Иерусалимский - православный или монофизит? // ВДИ. 2009. № 3. С. 13-17.

Использованные материалы



[1]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 37

[2]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 56

[3]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 57

[4]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 75

[5]  ВМЧ. Дек., дни 1-5. С. 579-580

[6]  см.: Афиногенов. 2009

[7]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 60

[8]  Avitus Viennensis. Ep. 25 // MGH. Epp. T. 3. P. 56-57

[9]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 68

[10]  Niceph. Const. Chronogr. P. 126

[11]  Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 61, 77, 106, 203, 274, 395

[12]  Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 203, 251-252, 258, 274, 315-316; Θορόπουλος Ν. Κ. ᾿Ιωάννου Προδρόμου, Μονή, ἐν ῾Ιεροσολύμοις // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 69

Редакция текста от: 03.05.2020 09:50:26

"ИОАНН III ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google