Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАННИКИЙ (РУДНЕВ)

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Иоанникий (Руднев)
Митр. Иоанникий (Руднев)
Иоанникий (Руднев) (1826-1900), митрополит Киевский и Галицкий.

В миру: Руднев Иван Максимович.

Родился 29 февраля 1826 г. в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего.

Обучался в Тульской духовной семинарии.

В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром.

11 октября 1849 г. пострижен в монашество.

В сентябре 1849 г. назначен преподавателем Священного Писания в Киевской Духовной Академии.

6 ноября рукоположен во иеродиакона и 7 ноября - во иеромонаха.

21 декабря 1854 г. возведен в сан архимандрита.

С 1856 г. - инспектор Киевской духовной академии.

С 6 октября 1858 г. - ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 году - ректор академии.

С 6 октября 1860 г. - ректор СПБ духовной академии.

12 июня 1861 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора.

С 12 января 1864 г. - епископ Саратовский и Царицынский.

С 13 июля 1873 г. - епископ Нижегородский и Арзамасский.

14 февраля 1877 г. возведен в сан архиепископа.

С 8 декабря 1877 г. - архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.

С 1881 года член Свят. Правит. Синода и почетный член Казанской духовной академии.

С 27 июня 1882 г. - митрополит Московский и Коломенский.

С 17 ноября 1891 г. - митрополит Киевский и Галицкий.

С 31 января 1892 г. почетный член Московской духовной академии.

14 мая 1896 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

С 25 декабря 1898 г. был первенствующим членом Св. Синода.

Скончался 7 июня 1900 г. в Голосеевской обители. Погребен в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).

Сохранились воспоминания современника о последних днях Преосвященного Иоанникия. В 1900 году, возвратившись из С.-Петербурга ранней весною, Преосвященный Иоанникий, несмотря на тяжкие труды по заседаниям в Святейшем Синоде, выглядел бодрым и здоровым и в совершенном здравии переехал на летнее местожительство в Голосеевскую пустынь. Но 31 мая 1900 года Владыка после отдыха на открытой террасе, к вечеру почувствовал озноб. Врач Янченко, посещавший Преосвященного, констатировал простудное заболевание. Однако, несмотря на принятые меры, болезнь быстро усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей. В ночь с 3 на 4 июня наступило заметное ухудшение, и Владыка причастился Святых Христовых Таин из рук своего духовника иеромонаха Алексия. Положение его быстро ухудшалось и наконец стало безнадежным. Вызванный епископ Сергий (Уманский) совершил над умирающим таинство елеосвящения. К вечеру опять последовало ухудшение в состоянии больного Владыки. 8 июня он вновь приобщился Святых Таин, и вскоре сознание совершенно оставило его. Когда духовник стал читать «Отходную», умирающий Владыка лежал тихо и безмолвно. Присутствующие при последних минутах его жизни викарии, наместник Лавры, врачи и домашние преклонили колена, духовник закрыл глаза почившему, и удар колокола возвестил братии пустыни о скорбном часе. На 9 июня назначено было перенесение тела усопшего Владыки из Голосеевской пустыни в Киево-Печерскую Лавру. Из церкви гроб был вынесен присутствующими иеромонахами и архимандритами. Процессия приблизилась к Святым вратам Лавры, и там вновь была отслужена лития.

Деятельность

.....известны его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с выдающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На ученой кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, - в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

Укажем главнейшие проявления архипастырской заботливости митрополита Иоанникия о благе Церкви и подведомого ему духовенства:

В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью "Братство Святого Креста". Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. "Братство Святого Креста" было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу стали затем возникать и другие с той же целью. По инициативе митрополита Иоанникия, при братстве образовалась богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых Преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие. Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причем ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседования и составлять о них отчеты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства - борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путем религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии.

Благодаря митрополиту Иоанникию, Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания. Доброе дело началось добровольной подпиской, давшей сумму в несколько сот рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков. Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение, или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пришел навстречу насущной потребности Саратовского, особенно сельского духовенства, нуждавшегося в дешевых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств, девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба. При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, которые по своему возрасту нуждаются в уходе, а по своему сиротству в крове отеческом. По мысли основателя этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя, та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.

Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, митрополит Иоанникий нашел в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниям и энергии.

В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, а числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.

Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии. Устройством семинарского общежития решались два крупнейших вопроса из быта Нижегородского духовенства - первый о практических способах обеспечения духовенства и второй - о лучших условиях образования духовного юношества. С учреждением семинарского общежития средства, тратившиеся раньше бедным духовенством на квартирное содержание своих детей, естественно пошли на семейные нужды и потребности, а с другой стороны открылась возможность получать образование тем из детей духовенства, которые до этого времени по бедности совсем не имели этой возможности, и вообще значительно улучшилась та обстановка, те материальные и моральные условия, среди которых приходилось жить большинству учащегося духовного юношества. Митрополит Иоанникий знал об этих условиях по личному горькому опыту, собственно и натолкнувшему его на давнишнюю и заветную мечту об училищных бесплатных или льготных общежитиях. В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он, между прочим, говорил: "Кому неизвестно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжелыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было мое детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.

Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, одни не докончив его, другие - дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи". Все эти грустные явления, повторяющиеся ежегодно по два раза, глубоко падали на впечатлительную душу, и вот в голове, почти детской, в то время в первый раз возникает мысль о том, отчего бы не устроить дело так, чтобы все способные и желающие учиться могли беспрепятственно, не стесняемые материальными нуждами, получать образование.

Юношеские его мечты не заглохли среди других интересов, и после целых лет настойчивого труда воплотились в живом, созданном отеческой, твердой и умелой рукой, деле. - Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашел опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного.

Митрополит Иоанникий оставил многие памятники своей архипастырской заботливости и о нуждах Грузинской Церкви. В заботах о поддержании православия и насаждении духовного просвещения своей новой паствы, он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причем нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечный завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.

Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трех или четырех священников, имеющих образованную жену.

Не забыта была попечительным Экзархом Грузии и Тифлисская духовная семинария. По его почину было увеличено содержание воспитанников семинарии. Вообще же, насколько живо и отечески любвеобильно было участие митрополита Иоанникия к судьбам Грузинской Церкви, можно судить по тому, что почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28.000 рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.

За Высокопреосвященным Иоанникием навеки упрочено имя отца-архипастыря, мужа силы духовной, великого милостивца и благодетеля. Такие же заботы о нуждах паствы и Церкви проявил он и в Московской и Киевской епархиях.

В литературе Высокопреосвященный Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в "Воскресном Чтении". Все они собраны и напечатаны в книге - "Юбилейном Сборнике" (Речи, слова, беседы и назидательные статьи). СПБ, 1899 г.

Был образ верным словом, всегда кратким и неподкупным, прямым и властным, но исполненным силы и доброжелательства; житием - строго иноческим, смиренным, всегда и во всем скромным; любовию - сердечною, отеческою, ничего себе не ищущей, но всегда жертвовавшей для облегчения нужды, скорби и горя...

Мудрый и твердый администратор во всем и на всех ступенях своего служения Церкви и отечеству ставил во главу своего управления строгую законность, неподкупную правду, высокое беспристрастие и справедливость, чуждые человекоугодия и подобострастия.

Привлекал и подготовлял к миссионерской деятельности молодых священников, выдающихся строгостью жизни и способностями.

Просвещенный покровитель и горячий поборник света богословской науки и литературы.

Основатель трех духовных журналов: "Руководство для сельских пастырей", "Труды Киевской Академии" и "Миссионерское обозрение".

В истории внутренней миссии имя его будет стоять наравне с именами приснопамятных иерархов - Миссионеров Платона, Филарета и др.

Труды

  • Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому, вик. Ярославской епархии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 19, с. 507.
  • Приветственная речь в Успенском соборе. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1203.
  • Речь к новорукоположенному епископу Виссариону 30 июля 1889 года. "Приб. к "ЦВ" 1889, № 33, с. 965.
  • Речь при освящении нового помещения для Перевинского духовного училища. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 42, с. 1399.
  • Речь при хиротонии епископа Димитрия Самбикина. "Моск. Еп. Вед." 1887, № 3.
  • Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Александру. "Прав. Собес." 1885, июль, с. 563.
  • Юбилейный сборник: Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПб., 1899.
  • Речь при вручении посоха новопоставленному епископу Можайскому Мисаилу 20 февраля 1883 года. "Прав. Обозрен." 1883, февраль, с. 463.
  • Речь при открытии общежития при Московской духовной семинарии. "Прав. Обозрен." 1885, октябрь, с. 375.
  • Речь, сказанная новопоставленному епископу Геннадию Сухумскому. "Прав. Обозрен." 1887, январь, с. 3.
  • Речь при вручении посоха Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому. "Прав. Обозрен." 1888, май-июнь, с. 485.
  • Речь при освящении нового дома общежития в Перервинском духовном училище. "Прав. Обозрен." 1890, сентябрь, с. 206.
  • "Пять слов о покаянии". СПБ, 1899.
  • "Для нового года верным чадам Церкви архипастырское наставление о том, чем и как каждый православный христианин должен служить святому делу вразумления заблудших братий". СПБ.
  • Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чигиринскому Димитрию 28 июня 1898 года. "Труды К.Д.А." 1898, июль, с. 111.
  • Слово в великий пяток. М., 1890.
  • Речь при прощании с московской паствою 8 дек. 1891 г. в кафедральном Христа Спасителя соборе. М., 1891.
  • Слово при вступлении в управление киевской паствою и Киево-Печерскою Успенскою лаврою. Киев, 1891.
  • Поучения, речи и внебогослужебные чтения. Киев, 1903.

Литература

  • "Церк. Вед." 1891, № 47, с. 357, 1896, № 19-20, с. 158, 1897, № 46, с. 413, 1899, № 1, с. 13.
  • "Приб. к "ЦВ" 1891, № 49, с. 1750, № 50, с. 1793, № 51, с. 1839, № 52, с. 1896, 1894, № 10, с. 337, 1899, № 44, с. 1795, № 46, с. 1883, 1900, № 24, с. 941, 1903, № 38, с. 1463, № 45, с. 1742-1744.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 8, с. 113, № 21, с. 333, № 29, с. 459, № 32, с. 511, № 45, с. 714, с. 762, № 51-52, с. 805, 817, 1895, № 19, с. 593.
  • "Изв. Каз. Еп." 1878, № 2, с. 33, № 8, с. 199, 1882, № 21, с. 561, № 15, с. 385, № 16, с. 409-410, 1885, № 31, с. 779, 1886, № 12, с. 289-290, 1889, № 21, с. 972-973, № 22, с. 978, № 23, с. 1033-1041.
  • "Самар. Еп. Вед." 1868, № 7, с. 151, 1874, № 18, с. 432.
  • "Труды К.Д.А." 1870, сентябрь, с. 4, 33, 35, апрель-июнь, с. 6, 1874, март, с. 104, апрель, с. 183-184, 1882, сентябрь, с. 208-209, 1888, сентябрь, с. 123, октябрь, с. 341, 1890, август, с. 614-615, 1910, июль, с. 311-351.
  • "Русск. Архив" 1895, кн. 2-я, № 5, с. 5, 77, 1899, кн. 1-я, № 4, с. 661, 668-669, кн. 2-я, № 8, с. 520, 1903, ен. 2-я, № 8, с. 594, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102, 103, 104, 107, 110, 111, 1916, кн. 1-я, с. 133, 151.
  • "Красн. Архив" 1930, т. 40, с. 120.
  • "Русск. Стар." 1880, март, с. 716, апрель, с. 292.
  • "Прав. Собес." 1870, декабрь, с. 49, 1897, декабрь, с. 4, 1898, май, с. 516, 1899, январь, с. 4, 1900, январь, с. 101, 1902, декабрь, с. 762.
  • "Истор. Вестн." 1883, февраль, с. 475, 1896, апрель, с. 157, 178, 180, 1900, июль, с. 368-369, 1913, апрель, с. 97.
  • "Прав. Обозрен." 1884, февраль, с. 396, 1886, май-июнь, с. 402, июль, с. 606.
  • "Мисс. Обозрен." 1899, январь, с. 129, 130, февраль, с. 221, ноябрь, с. 10, 1901, январь, с. 145.
  • "Богосл. Вестн." 1915, X-XI-XII, с. 880.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 6-7, 1900 г., с. 4-5.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896 г., № 370, с. 50.
  • Юбилейный сборник. М., 1914, с. 633, 634, 657, 743, 746.
  • Родосский А. "Словарь воспитан. СПБ Дух. Акад., с. 17.
  • Титов Ф. свящ. "Высокопреосвященный Иоанникий митрополит Киевский и Галицкий". Киев, 1899.
  • "50-летний юбилей священнослужения Иоанникия митрополита Киевского и Галицкого". 1849-7.XI.1899 гг. "Труды К.Д.А." 1900, № 1-2.
  • "Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий". Последние дни жизни, кончина и погребение. Киев, 1900.
  • Некрологи:
  • "Новое время" 1900, № 8720.
  • "Новости" 1900, № 157.
  • "Русск. Ведом." 1900, № 159.
  • "Одесск. Листок" 1900, № 147-148.
  • "Моск. Вед." 1900, № 157, 160.
  • "СПБ Ведомости" 1900, № 154.
  • Денисов, с. 300.
  • Булгаков, с. 1399, 1403, 1405, 1406, 1412.
  • Толстой, с. 47, 370.
  • БЭС т. I, стб. 686, 1082, 1083, т. II, стб. 1330, 1602, 1634, 2004.
  • БЭЛ т. IV, стб. 730, т. VI, стб. 771-784, т. X, стб. 611.
  • НЭС т. XX, стб. 89 и доп. т. 1а, с. 851.
  • Исправления и дополнения А.А.
  • K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land. Gottingen 1972, S. 116.
  • Igor Smolitsh 311, 408, 414, 417, 652, 677.
  • Иоанникий, митр. Киевский. Киев, 1899.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Внешние ссылки

Редакция текста от: 26.03.2006 18:31:53
Последняя подтвержденная редакция: 13.11.2022 17:51:32

"ИОАННИКИЙ (РУДНЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google