Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владимирский Успенский собор.  Фото ок. нач. XXI в.
Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.
Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Владимире Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, образец для строительства русских храмов.

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

История

В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году "...заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день...". В 1160 году собор был уже отстроен: "Того же лета создана бысть святая Богородица... благоверным... князем Андреем... и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_" летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

Храм сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново пострена алтарная часть. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей - "гробницей". Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. В 1237 году галереи были расписаны.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою кафедру, что получило удтверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIIIXIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя. Однако, уже следующий митрополит Всероссийский, святитель Петр, перенес свою кафедру в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор.

В 1408 году "повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев". Кровля собора была пощипцовой. Предположительно в XVII веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания. В 1708 году ремонт, проведенный на средства стольника Племянникова, сильно исказил храм. К белокаменному зданию были подведены угловые кирпичные контрфорсы, новая железная четырехскатная кровля имела большой уклон, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, разобранной в 1806 году, была построена новая высокая колокольня. В 1862 году между колокольней и северным фасадом Успенского собора архитектором Н. А. Артлебеном был возведён теплый Георгиевский придел. В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Вместо этого трудами архиепископа Владимирского Феогноста с 1888 по 1891 год была проведена реставрация, вернувшая храму первоначальные формы. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание.

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Владимирский Успенский собор.  Фото Даниила Булатова, 2008 г.
Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г.

Описание

Белокаменный крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XIIXVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле "елизаветинского барокко". Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Настоятели, ключари

В периоды существования местной кафедры настоятелями собора являются Владимирские архиереи.

Ключари

Некрополь

См. также

Использованные материалы

Редакция текста от: 30.03.2011 02:49:05
Последняя подтвержденная редакция: 03.04.2022 11:09:41

"ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google