![]() |
Архимандрит Пионий (Ефременко) |
В миру Ефременко Пётр Фёдорович, родился 15 июня 1927 года в деревне Бушевка Буда-Кошелёвского района Гомельской области в простой крестьянской семье. В семье Ефременко было шестеро детей. Враждебные вихри богоборчества не коснулись домашнего очага будущего пастыря, и родители смогли воспитать детей в вере и благочестии.
В шестнадцати летнем возрасте по направлению военкомата трудился в качестве санитара, а после и санинструктора, в прифронтовом военном госпитале. Уже тогда сказывались особые качества его характера: исключительное трудолюбие, участливое отношение к страждущим и бесстрашие перед лицом грозящей опасности. Однажды с огромным риском для собственной жизни ему пришлось останавливать подводу с тяжело ранеными бойцами, которую мчали испугавшиеся взрыва авиабомбы лошади. Уже на склоне земных лет отец Пионий вспоминал, что в то далекое время он сподобился особого благодатного посещения. Однажды, когда он стоял в карауле, охраняя военные склады, ему явилась Сама Матерь Божия. Петр удивился, откуда на охраняемой территории могла появиться женщина, да еще в монашеской одежде, даже испугался, что получит взыскание от начальства. Подойдя к нему, Пречистая Дева предсказала юноше будущее монашество и священство, а также и то, что путь его служения будет трудным и многоскорбным. Призвание к монашеству Петр ощущал и раньше, как рассказывал в последствии сам батюшка, двое его дядей были монахами в Киеве и две сестры его матери также были монахинями и жили в Будо-Кошелеве.
17 сентября 1951 года, от епископа Черниговского и Нежинского Иакова получает назначение быть штатным псаломщиком Свято-Иоанно-Богословского храма деревни Ильмовка Добрушского района. Через год его переводят на аналогичное послушание в Свято-Никольский храм деревни Даниловичи Ветковского района Гомельской области. В это время Петр близко знакомится с преподобной матушкой Манефой, о которой он впоследствии всегда будет вспоминать, как о своей духовной матери. Преподобная видела в смиренном и добродушном псаломщике будущего монаха, и даже предсказала его монашеское имя.
В 1954 году в Глинской пустыни был пострижен в монашество с именем Пионий. Искреннему желанию молодого инока жить и трудиться в прославленной подвигами многих подвижников обители не суждено было исполниться. Начинался новый виток богоборческих гонений и власти готовили обитель к закрытию. По благословению глинских старцев отец Пионий покидает монастырь.
10 октября 1954 года митрополитом Минским и Белорусским Питиримом рукоположен в сан иеродиакона, а через три года архиепископом Черниговским и Нежинским Андреем в сан иеромонаха.
До 1962 года являлся настоятелем Свято-Троицкого храма деревни Шарпиловка Гомельского района. Его отзывчивый характер и чувство пастырского долга не позволяли ему кому-либо отказать в Исповеди или Крещении. В обход действующих тогда требований богоборческой власти нередко крестил тайно и по ночам. В конце концов, под давлением властей и сложившихся обстоятельств он должен был уехать в Дагестан, где прослужил три года вначале в Кизляре, потом в Махачкале. Он вспоминал, что покинуть Кавказ ему пришлось в виду того, что он обратил к православию и крестил двух мусульман, родственники которых, узнав об этом, поклялись убить и отступников и крестившего их священника.
В 1965 году возвращается в Белоруссию, где проходил пастырское служение на разных приходах Гомельской области. В то время излюбленной тактикой властей был частый перевод «неудобного» священника с прихода на приход.
С 1972 года и до своего выхода на покой являлся настоятелем Свято-Успенской церкви городского посёлка Уваровичи Буда-Кошелёвского района Гомельской области.
В 1994 году епископом Гомельским и Жлобинским Аристархом возведён в сан архимандрита.
В последнее время являлся духовником Гомельской епархии и почётным настоятелем прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы городского посёлка Уваровичи Буда-Кошелёвского района Гомельской области.
Скончался в ночь с 27 на 28 ноября 2010 года. 29 ноября того же года в Свято-Петро-Павловском соборе города Гомеля по окончании Божественной Литургии состоялось отпевание, заупокойное богослужение возглавил епископ Речицкий Леонид в сослужении духовенства епархии, разрешительную молитву прочёл епископ Туровский и Мозырский Стефан.
Награды
- Церковные:
- набедренник
- наперсный крест
- палица
- наперсный крест с украшениями
- право служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до «Херувимской песни»
- право служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами по «Отче наш..» (по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1995)
- Светские:
- медаль «За отвагу» (за проявленное мужество и героизм во время Великой Отечественной войны)
- гвардейский знак отличия (за проявленное мужество и героизм во время Великой Отечественной войны)