Феофилакт (Лопатинский) (+ 1741), архиепископ б. Тверской и Кашинский
Год рождения его точно неизвестен, но предполагают, что родился он в 70-х годах XVII столения.
Происходил из волынских дворян.
Образование получил в Киевской духовной академии и в заграничных училищах.
По окончании образования принял монашество и был наставником Киевской академии.
В 1704 г. перешел в Московскую духовную академию и занимал здесь последовательно должности: наставника и префекта (1704-1706 гг.), затем ректора и преподавателя богословия (1706 г.) и архимандрита Спасского училищного монастыря.
С 21 января 1722 г. - советник Святейшего Синода.
С 9 марта того же года - архимандрит Чудова монастыря.
24 февраля 1723 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского.
9 марта 1725 г. возведен в сан архиепископа; 25 июня того же года назначен архиепископом Псковским, но по личной лвукратной просьбе оставлен императрицей в Твери. Второй вице-президент Св. Синода.
В 1735 г. взят в Санкт-Петербург под стражу.
В 1738 г. переведен в Петропавловскую крепость, подвергался пыткам и, наконец, разбитый параличем, заточен в Выборгскую крепость.
В 1740 г. освобожден из крепости.
Круг ученых людей уважал тверского епископа Феофилакта, как человека многостороннего образования, знатока греческой литературы. Бывший митрополит Московский Макарий (Булгаков) называл Феофилакта незабвенным и знаменитым архипастырем, в полном смысле страдальцем за православную веру, бодрствовавшим на страже православия.
Вместе с Афанасием (Паисиос-Кондоиди) трудился над исправлением славянского перевода Библии.
Преосвящ. Феофилакт был школьный товарищ и друг Феофана (Прокоповича). Он входил во вторую группу архиереев Петровского времени, состоявшую из архиереев малорусского происхождения, воспитывавшихся в Киевской коллегии. Они сочувственно относились к католичеству, любили старый порядок, не любили новшеств в Церкви.
В Киевской академии главное направление богословского учения было схоластическое, его-то Феофилакт из Киева принес в Москву и строго держался его во все время своего ректорства. Феофан Прокопович ввел новый метод преподавания, выработанный протестантской богословской наукой. Этот метод послужил яблоком раздора между ними. Феофилакт говорил, что Феофан внес в свои лекции мнения лютеранские и склонность к кальвинизму. Феофилакт написал на книгу Феофана "Распря Павла и Петра об иге неудобоносимом" жестокое опровержение под заглавием: "Иго Господне благо и бремя Его легко".
Эти обвинения Феофана в неправомыслии стали известны Стефану (Яворскому), и последний с сочувствием отнесся к обвинителю Феофилакту.
Распря между Феофилактом и Феофаном продолжала усиливаться. Когда Феофана намечали возвести в архиерейский сан, Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский) подали протест против хиротонии Феофана Прокоповича, упрекая его в неправославии. Они выбрали из учения Феофана ложные мысли, показали их греческим ученым Лихудам, прося дать свое заключение. Те дали отзыв не в пользу Феофана. Далее они показали все это Рязанскому преосвящ. Стефану, убеждая его послать эти выписки в Петербург и тем воспрепятствовать Феофану получить епископство. Стефан сомневался в успехе. В конечном итоге всего этого дела Стефан и Феофан примирились, а Феофилакта и Гедеона заставили извиняться перед Феофаном как клеветников. Но этим дело не кончилось.
Достигнув власти, Феофан Прокопович отомстил Феофилакту. Последний пал жертвой мести Феофана. Феофан обратился в "тайную канцелярию", куда подал книгу "Камень веры", которую называл вредным сочинением и защиту этого сочинения Феофилактом. И началась исповедническая страда Феофилакта. Его исключили из членов Св. Синода, "Камень веры" был запрещен, а Феофилакта сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где держали три месяца, потом отправили в Тверь, три раза подымали на дыбы, били батогами, подвергали и другим пыткам тайной канцелярии. Три года держали под тайным караулом на подворье. Его разбил паралич, и все же, по настоянию Бирона, его лишили монашеского сана и заточили в Петропавловскую крепость, где он находился два года.
После пятилетнего заключения (по смерти Анны Иоанновны), он попал под амнистию. По свержении Бирона был издан указ "снова признать Феофилакта архиепископом". Его выпустили и вернули все архиерейские знаки. Петербургский архиеп. Амвросий (Юшкевич) перевез его в свой дом, где вокруг него, неподвижно распростертого, собрались члены Св. Синода и был объявлен указ о восстановлении его в прежнем достоинстве.
Труды
- Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии, 1716 г.
- Наука священная, в богословских состязаниях, по ученью святой церкви восточной, на основании Св. Писания, соборов и отцов, умозрительно и с опровержением противных мнений, изложенная в Московской коллегии царя Петра Алексеевича в годы 1706-1710 (курс лекций по догматическому богословию).
- Три пути Аристотеля, которые надо пройти в два года русскому Алкиду, иначе три вида философии: логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством Яворского с 9 сентября 1704 г. (курс лекций по философии).
- Иго Господне благо и бремя Его легко, сие есть закон Божий с заповедьми своими от призрачных, новоизмышленных тяжестей и неудобств противнических свобожден... (Критика на соч. Феофана Прокоповича "Об иге неудобоносимом"). То соч. не издано, хранилось в рукоп. Моск. дух. акад. и в архиве Св. Синода.
- Апокрисис, или "Возражение на письмо Буддея (не издано).
- Увещание невеждам, 1725 г.
- Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иером. Неофита (рукопись этого соч. находилась в библ. Арханг. дух. сем., № 532).
- Зерцало горячайшего ко Господу Богу духа, излиянного Феофилактом Лопатинским, блаженныя памяти архиеп. Тверским и Кашинским, им самим сочиненное на лат. яз. и своеручно писано. М., 1787. (посвящено кн. Гавриилу Петровичу Гагарину).
- Великолепная Апеофеосис (описание торж. встречи Полтавскому победителю в Москве). М., 1709.
- Комедия на ту же победу: "Божие уничижителей гордых уничижение". М., 1710.
- Служба благодарственная Господу Богу о великой победе над шведским королем Карлом XII и воинством его, одержанной государем Петром Великим под Полтавою. М., 1709.
- Внушение Феофилакта одному своевольному игумену (Прав. обозрен., 1860, кн. 2).
- Доношение Феофилакта Синоду с просьбой определить его в Иркутск и доклад Синода (Прав. обозрен., 1862, № 2).
Литература
- Аскоченский В. Киев с его древнейшим училищем академией. Киев, 1856.
- Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883.
- Чистович И.А. Решиловское дело. СПб, 1861.
- Его же Феофан Прокопович и его время. СПб, 1868.
- Его же Исправление текста славянской Библии пред изданием 1751 г. (Прав. обозрен., 1860, т. I).
- Титлинов Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам прав. церкви. Вильна, 1905.
- Морошкин И.Я. Феофилакт Лопатинский, архиеп. Тверской. (Рус. старина, 1886, январь, февраль).
- Cкворцов Д. Знаменательные рукописи архиепископа Феофилакта Лопатинского в Тверской семинарской библиотеке / Издание Тверской ученой архивной комиссии.- Тверь: Тип. Губернского правления, 1891.- 30 с.
- Чередеев Биография Тверских архиереев. Тверь, 1859.
- Смирнов С. История Моск. слав.-греко-лат. академии. М., 1855.
- Евгений, митр. Словарь дух. писателей, т. II. СПб, 1827.
- Пекарский Наука и литература в России при Петре Великом, т. I. Спб, 1862.
- Морев И., прот. Камень веры митр. Стефана Яворского. СПб, 1904.
- Рункевич С.Г. История Рус. Церкви под управл. Св. Синода, т. I. СПб, 1900.
- Его же Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913.
- Поселянин Е. Русск. Церковь и рус. подвижники 18 в. Спб, 1905, с. 78-81.
- Терновский Ф.А. Моск. еретики в царств. Петра Великого (Прав. обозрен., 1863, т. X и XI.
- Извеков Д. Проповедническая и противопротестанская литература на Руси в 1-й половине XVIII в. (Прав. обозрен., 1871 г.).
- Лавровский А. Библиотека Феофилакта Лопатинского // Труды Библиотеки Академии наук СССР и фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.- Т. 5. с. 157-166.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 136.
- Булгаков, с. 1414.
- Толстой Ю., № 29.
- Церк. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 64.
- Летопись Е. А., с. 703, 704, 705.
- Денисов, с. 292, 403, 427.
- Списки архиереев, № 29.
- Пр. Нкр., т. IV, с. 718.
- Обзор рус. дух. лит., с. 303-306.
- Соловьев С.М. История России, кн. IV, с. 233, 234, 257, 258, 259, 913, 917, 1034, 1046, 1103, 1191, 1503-1508, 1509; кн. V, с. 42, 264, 330, 331, 614, 615.
- Каталог тверских архиереев (сост. в 1757 г. сослуживцем Лопатинского Евдокимовым - в рукописи Тверской д. сем.).
- Истор. вестн., 1883, январь, с. 202; февраль, с. 279.
- -"- 1884, декабрь, с. 560 п/с 1.
- -"- 1892, февраль, с. 493, 497.
- -"- 1896, апрель, с. 156-157, 176, 177, 181; июль, с. 75-76.
- -"- 1905, июнь, с. 907.
- Изв. Казан. еп., 1869, № 20, с. 605.
- Рус. старина, 1876, февраль, с. 268, 169, 271; апрель, с. 442, 724.
- -"- 1879, апрель, с. 748; май, с. 3, 18.
- -"- 1886, январь, с. 1-38; февраль, с. 265-292.
- -"- 1887, июль, с. 1, 3.
- -"- 1888, август, с. 421; декабрь, с. 748.
- Прав. обозрен., 1863, январь, с. 48-106.
- Прав. собес., 1907, июль-август, с. 281; сентябрь, с. 430.
- Труды К. Д. А., 1878, май, с. 298, 308-309.
- Рус. архив, 1888, т. 3, с. 587-592.
- -"- 1912, № 6, с. 300.
- БЭС, т. II, с. 2149.
- ЭС, т. доп. 4, с. 933-934.
- РБС, т. XXV, с. 457-465.
- Н.Д., с. 42.