![]() |
Прп. Максим Кавсокалив. Фреска в монастыре Дионисиат, Афон, 1547 г. Автор Зорзис Фука |
Память 13 января (Греч. [2]) и в Соборе Афонских преподобных
Родился в городе Лампсаке ок. 1270 года и вырос в христианском благочестии. Он был особенно предан почитанию Пресвятой Богородицы. Часто посещал местных монахов. В 17 лет он оставил родительский дом, принял постриг и проходил послушание у лучшего духовного наставника Македонии - старца Марка с горы Ган во Фракии. Старец вскоре преставился, и Максим стал искать нового духовника. Некоторое время (с 1290 года) он подвизался под руководством нескольких пустынных отцов горы Папикий чрезвычайно строгой жизни.
В 1305 году Максим отправился в паломничество в Константинополь. Он произвёл благоприятное впечатление на святого патриарха Афанасия. Тогда, чтобы скрыть от мира свои молитвенные и постнические подвиги и избежать славы, преподобный притворился безумным, взяв на себя подвиг юродства. Весь день он проводил близ Влахернской церкви Пресвятой Богородицы, терпя насмешки толпы, а ночью в притворе со слезами молился Матери Божией.
В 1310 году преподобный Максим ушёл из Константинополя на Афон и стал монахом Великой Лавры преподобного Афанасия. В полной покорности и совершенном послушании подражал он добродетелям святых, просиявших в этих местах. Ум его был постоянно сосредоточен на внутренней молитве, он не отвлекался от неё даже когда пел в церкви, а глаза его были полны слёз.
Однажды во сне Богородица велела ему подняться на вершину Горы Афон и там, подобно Моисею, получить заповеди духовного Закона. Три дня и три ночи преподобный Максим молился в уединении, мужественно сопротивляясь постоянным бесовским наваждениям. Наконец Матерь Божия явилась ему в окружении Небесной свиты и в сиянии Божественной славы, утешила подвижника, дав ему чудесный хлеб, а также даровала ему власть над нечистыми духами. Она велела Максиму отныне жить в уединении на склонах Афона, чтобы стать светильником спасения для многих душ. Затем Пречистая Дева стала невидимой, но ещё три дня святой видел райское сияние и ощущал благоухание, напоминавшие о чудесном видении.
![]() |
Прп. Максим Кавсокалив. Фреска 1804 г. Афон |
Святогорцы, зная о чрезвычайных лишениях и скорбях преподобного Максима, тем не менее долгое время смотрели на него с предубеждением, даже когда он достиг высоты и совершенства созерцательной жизни. Прибывший на Афон преподобный Григорий Синаит, проводивший жизнь в умной молитве, услышал об образе жизни мнимопрельщённого и пошёл искать его. Встретив наконец преподобного Максима, Григорий стал умолять его ради духовной пользы рассказать о своей жизни. Тогда Максим неохотно поведал гостю о чудесах, которые Господь совершал над ним с самой юности. Поражённый беседой с Максимом об умной молитве и её плодах, Григорий смотрел на него уже не как на человека, но скорее как Ангела на земле.
Преподобный Григорий убедительно просил святого Максима прекратить скитальческую жизнь, оставить юродство и поселиться в каком-нибудь одном месте, чтобы другие могли почерпать из его духовного опыта. Вняв словам святого Григория, преподобный покорился избрал себе в постоянное жилище пещеру по соседству со знаменитым старцем Исаией, хотя так и не обзавёлся ничем из необходимого для жизни. Построив над пещерой хижину, он, предавшись воле Промысла, постоянно получал с Небес тёплый хлеб для пропитания, а для питья брал морскую воду, которая по его молитве делалась сладкой.
Монахи много раз видели, как во время молитвы преподобный Максим воспарял в воздухе или бывал окружён столь ярким сиянием, что люди принимали его за пожар. Непрестанная молитва, подобно огню пылавшая в его сердце, отгоняла все бесовские наваждения и исцеляла многочисленных бесноватых, которые к нему приходили. Господь дал святому необыкновенный пророческий дар, с помощью которого он исправлял грешников, открывая тайны их сердца, разоблачал еретиков, пытавшихся обмануть его, и предвидел грядущие события. Зная о его прозорливости, византийские императоры-соправители Иоанн Палеолог и Иоанн Кантакузин посещали преподобного и поражались исполнению его пророчеств. Так, он предсказал им, что скоро гражданская война (1347-1352) разделит их, а святителю Каллисту предрёк близкую кончину (1364).
![]() |
Прп. Максим Кавсокалив. Современная фреска |
Скончался мирно в 1354 (по другим данным, в 1365) году, в возрасте 95 лет (по другим данным, 99 лет). Все афонские монахи - и отшельники, и насельники монастырей - оплакивали своего отца и учителя и сразу же стали почитать преподобного Максима как святого. По смерти, как и при жизни, он был прославлен многими чудесами.
Проигумен Ватопедской обители Феофан писал о святом Максиме:
Использованные материалы
- "Преподобный Максим Кавсокаливит", житие в календаре на портале Православие.RU:
- "Память преподобного Максима Кавсокалива" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 184-188.
[1] Прозвище "Кавсокалив" означает "Сжигающий хижины". Словом "кавсокаливит" - "кавсокаливийский, кавсокаливиец" - называют насельников афонского скита Кавсокаливия, основанного на месте подвигов Максима Кавсокалива.
[2] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1736/sxsaintinfo.aspx.
[3] "Именно так именуется преподобный Максим во всех посвящённых ему агиографических сочинениях. Кавсокаливитами же называют насельников афонского скита Кавсокаливия, основанного на месте подвигом Максима Кавсокалива". См.: "Память преподобного Максима Кавсокалива" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 184, сноска.