![]() |
Архиепископ Феофан (Быстров) |
В миру Быстров Василий Дмитриевич.
Родился 31 декабря 1873 г. в семье священника села Подмошье, Лужского уезда Новгородской губернии.
Закончил начальное духовное училище при Александро-Невской лавре, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в 1894 году в возрасте 17 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1896 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом.
С 1897 года - и.д. доцента академии по кафедре Библейской истории.
В 1898 году принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского и в благоговейную память преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1901 году митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) в домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии он был возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности инспектора Академии.
В 1905 году, после выхода в свет его магистерской диссертации «Тетрограмма или ветхозаветное Божественное имя (Иегова)», он был возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора Академии.
В том же году происходит его знакомство с императором Николаем II, и архимандрит Феофан на долгие годы становится духовником царской семьи.
1 февраля [1] 1909 года он назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
22 февраля 1909 года, во второе воскресенье Великого поста, в соборе Александро-Невской лавры состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершал Первенствующий член Св. Синода митрополит Антоний (Вадковский) с прочими членами Св. Синода и другими, прибывшими в столицу иерархами.
19 ноября [2] 1910 года - назначен епископом Таврическим и Симферопольским.
25 июня 1912 года он был перемещен на Астраханскую кафедру.
Причиной этого перемещения стало непонимание, возникшее между епископом Феофаном и членами царской семьи по поводу оценки личности Григория Распутина. Владыка Феофан некогда сам способствовал сближению Григория Распутина с царской семьей. При первом своем знакомстве с ним в 1905 году владыка, тогда еще архимандрит, увидел в Распутине особые духовные качества.
В связи с развязанной в центристской прессе кампанией против Распутина, которая, по своей сути, была направлена против самого государя, епископ Феофан решил: для царской семьи будет лучше, если Распутин будет удален от царствующих особ. В начале 1911 года епископ Феофан выступил перед Св. Синодом с предложением официально выразить императрице Александре Федоровне неудовольствие в связи с поведением Распутина. Епископы, члены Синода, заявили ему, что это дело лично для него, как духовника императрицы. Находясь в то время на кафедре в Крыму, он навещал императрицу, когда царская семья приезжала в свою летнюю резиденцию в Ливадии. Осенью 1911 года епископ Феофан говорил с государыней около полутора часов, и императрица, как сказал сам владыка, «была очень обижена». Возникшее непонимание тяготило как императрицу, так и самого епископа Феофана. Хотя отношения между ним и царской семьей оставались довольно теплыми, но прежнего доверия уже не было. Желая избежать двусмысленности, во время посещения царской семьей Ливадийского дворца в Крыму, епископ Феофан ходатайствует о перемещении его на другую кафедру, и таким образом оказывается в Астрахани.
На Астраханской кафедре епископ Феофан пробыл недолго, но за короткое время своего пребывания здесь он запомнился редким аскетизмом, простотой, доступностью, полным пренебрежением материальным благополучием. Богатый архиерейский дом при нем стал пристанищем бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам себе готовил пищу, не прибегая к услугам целого штата поваров, упразднил пышные выезды в каретах и, совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком. Богомольцы тысячами собирались на его богослужения, на которых он говорил чудесные проповеди.
В Астрахани епископ Феофан получил изнурявшую его малярию. Приступы приходили неожиданно и начинались почти мгновенно, отчего владыке, если он был в то время на богослужении в соборе, приходилось прятаться от чужих глаз в угол, и дожидаться окончания приступа. Часто он в таком состоянии даже терял сознание. Служба же продолжалась, и никто из священнослужителей старался не показывать вида, что владыке плохо. Когда же кризис проходил, и владыка приходил в сознание, он, изможденный и обессиленный, все же поднимался и продолжал службу. Приступы бывали настолько сильными, что после них он едва мог двигаться. Обострилась и давнишняя болезнь — начался туберкулез горла.
8 марта 1913 года назначен епископом Полтавским и Переяславским.
Принимал участие в Поместном соборе 1917-1918 гг.
В конце 1918 года возведен в сан архиепископа.
В 1920 году [3] владыка покинул Полтаву, уходя вместе с отступающей Добровольческой армией, эмигрировал из России.
Некоторое время владыка жил в Константинополе, а позже переехал в Сербию. Здесь он вошел в состав Синода Русской Зарубежной Церкви, организованного митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), но деятельного участия в работе Синода не принимал.
В 1925 году по приглашению епископа Лубенского Серафима (Соболева), окормлявшего в Болгарии русские приходы, он переезжает в Софию, столицу Болгарского Королевства.
В 1926 году архиепископ Феофан и епископ Серафим (Соболев) выступили против своевольного толкования митрополитом Антонием (Храповицким) догмата об Искуплении. Они направили в Русский Архиерейский Заграничный Собор заявление, в котором назвали толкование митрополита Антония еретическим. Собор не поддержал их заявление, что привело архиепископа Феофана к полному разрыву с Синодом Русской Зарубежной Церкви.
16 (29) апреля 1931 года он переезжает во Францию, где поселяется в парижском пригороде Кламар (Clamart) на улицу рю Паскаль, 2, в доме русских эмигрантов Пороховых. Позже он переезжает в местечко Моун, близ города Амбуаз (Amboise) на Луаре (Loire), а в самом конце своей жизни поселяется в местечке Лимерэ (Limeray), в доме бывшей полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко. Ей принадлежали несколько расположенных рядом пещер, в одной из которых владыка устроил маленькую церковь, а в другой поселился сам, где вел образ жизни настоящего затворника.
Скончался архиепископ Феофан 19 февраля 1940 года и погребен на общественном кладбище на окраине Лимерэ, под номером 432 [4].
Труды
- "Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы". (Магистерская диссертация).
- V pamjat' svjatych otec sesti Vselenskich Soborov, in: ЖМП 1981, 7, 36-40.
- O Troice, in: ЖМП, 1983, 6, 44f.
Литература
- "Церк. Вед." 1909, № 8, с. 47, 1910, № 48, с. 441, 1912, № 28, с. 271, 1913, № 11, с. 119.
- "Приб. к "ЦВ" 1909, № 9, с. 437-438, 1912, № 51-52, с. 2073, 1913, № 11, с. 507, 1910, № 7, с. 215.
- "Русск. Паломн." 1909, № 10, с. 162, 1912, № 31, с. 479, 480.
- "Прав. Собес." 1911, июнь, с. 126.
- "Изв. Каз. Еп." 1911, № 27-28, с. 835, 1913, № 11, с. 375.
- "Красн. Архив" 1930, т. 39, с. 3.
- "ЖМП" 1959, № 11, с. 39.
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 278-279.
- "Памятная книжка СПБ дух. акад. на 1915/1916 уч. год", с. 9.
- Елевферий митр. "Соборность Церкви, Божие и Кесарево", Париж, 1938, с. 73.
- Илиодор, с. 106, 125-128.
- Булгаков, с. 1412, 1414.
- БЭС т. II, стб. 2417.
- ФПС I, № 28, с. 2, III, с. 7.
- R. Fulop-Miller, Der heilige Teufel. Rasputin und die Frauen. Leipzing 1927, passim.
- Cerk. Vest. Zap. Ev. Ep. 1940, 1-2, 4: gest. 6.2.1940.
- Archim. Averkij (Tausev), Propovednik "Edinago na potrebu" (K pjatnadcatiletju koncyny archiep. Feofana Poltavskago, in: Prav. Rus' 1953, 3, 9-11: gest. am 6.2.1938.
- E. Koncevic, Archiep. Feofan Poltavskij. Licnyja vosopominanija, ebda. 1974, 24, 6-8: gest. 6./19.2.1940.
- Averkij (Tausev), Sv. pamjati Vysokopreosv. Feofana, in: Prav. Put' 1973, 102-125.
- Averkij (Tausev), Vysokopreosv. Feofan, archiepiskop Poltavskij i Pereslavlskij. Jordanville 1974, 88 S.
- A. Niviere, Le mouvement onomatodoxe. Une Querelle Theologique Parmi les Moines Russes du Mont-Athos (1907-1914), Paris 1987, S. 180, 183, 229.
- G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 402f, passim.
- F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 16, 64f, 75.
- D. Pospielovsky, The Russian Church 286.
- P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 103.
- J.M. Cunningham, A vanquished Hope 58, 86, 322f, 328.
- M Evlogij, Put' moej zizni 197.
- Бэттс Ф.., Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский (1874-1940). М., 1994.
Использованные материалы
- http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/feofan.htm
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_554
[1] По др. сведениям - 4 февраля
[2] По др. сведениям - с 19 декабря
[3] По др. сведениям - в 1919 г.
[4] Митр. Мануил (Лемешевский) ошибочно приписывает смерть на Афоне