Ами́нь (греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие (несомненно, воистину, бесспорно, или просто - да). Вошло в христианское богослужение без перевода.
Аминь - наречие, производное от древнееврейского корня, содержащего представление о твердости, верности. Сказать аминь - значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве.
В Ветхом Завете аминь может иметь смысл, соответствующий нашему "да будет" (Иер. 28, 6). В этом смысле аминь переводится в Вульгате, но лишь в Псалтири: в остальных книгах этого древнейшего латинского перевода Библии еврейское слово остается без перевода (amen).
Однако чаще всего - это слово обязывающее и выражает свое согласие с кем-либо и тогда оно передается греческим "алифос" - "истинно" (у Семидесяти толковников, Симмака, Феодотиана). "И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, - да скажет так Господь Бог господина моего царя!" (3 Цар. 1, 36); оно выражает принятие на себя какого-либо назначения. "Так говорит Господь, Бог Израилев: "Слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, - и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом, чтобы исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим - дать им землю, текущую молоком и медом, как это ныне". И отвечал я (Иеремия), сказав: "аминь, Господи!" (Иер. 11, 3-5).
Это слово произносят, когда берут ответственность за клятву и за Божий суд, который последует за ее нарушение: "Если ты изменила мужу твоему и осквернилась... тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия... И скажет жена: аминь, аминь". (Числ. 5, 20, 22).
Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Завета. В 15-26 ст. 27 главы Второзакония говорится, что народ по произнесении левитами проклятия над нарушающими каждую из десяти заповедей произносит аминь в подтверждение того, что это проклятие должно исполниться.
В богослужении это слово может иметь и другое значение: если люди принимают обязательство перед Богом, то это значит, что Его слову доверяют и предаются Его всемогуществу и благости; такое полное согласие является вместе с тем благословением Того, Кому покоряются: "И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли" (Неем. 8, 6).
Аминь - молитва, произнося которую молящийся уверен в том, что будет услышан: "И ныне, Господи, я (Товия) беру сию сестру (Сарру, дочь Рагуила и Едны) мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь" (Тов. 8, 7-8).
Когда первосвященник Иоаким и старейшины сынов Израилевых вошли к Иудифи, чтобы приветствовать и благословить ее, они сказали ей: "Ты величие Израиля, ты великая радость Израиля, ты великая слава нашего рода. Все это ты сделала твоею рукою; ты сделала добро Израилю, и да благоволит к нему Бог: будь же благословенна от Господа Вседержителя на вечное время. И весь народ сказал: да будет!" (Иудифь 15, 9-10).
Таким образом, аминь становится богослужебным возгласом, произносящимся после славословий: "Благословен Господь Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуиа!" (1 Пар. 16, 36).
Этот последний смысл аминь имеет часто и в Новом Завете (Рим. 1, 25; Гал. 1, 5; 2 Пет. 3, 18, Евр. 13, 21). Возгласом "Аминь", которым собрание присоединяется к молящемуся от его имени, предполагается понимание смысла слов произнесенной молитвы: "Если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, чтó ты говоришь" (1 Кор. 14, 16). И как выражение присоединения к молитве и как возглас, аминь завершает песнопения избранных в небесной Литургии: "И четыре животных говорили: аминь" (Откр. 5, 14). "Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь, аллилуиа!" (19, 4).
Значение, или смысл, свидетельства веры, слово аминь получало в устах приобщающегося Тела и Крови Христовой. В завершении древнехристианской Литургии, по свидетельству Апостольских Постановлений и других памятников, причастник на слова священника: "Тело Христово" и диакона: "Кровь Христова" отвечал: "Аминь".
В молитвах просительного характера данное слово служило выражением желания или просьбы об исполнении просимого. Таково, по словам Кирилла Иерусалимского, в V тайноводственном поучении значение слова аминь, в завершении молитвы "Отче наш".
И, наконец, если молитва носила характер обета, то с произносимым в заключение ее словом аминь соединяется, по указанию блаженного Августина, смысл намерения исполнить обещанное. Бог, свободно Себя обязавший, остается верным Своим обетованиям; Он Бог Истины, что и выражает Его наименование в еврейском тексте: Бог - Аминь (Ис. 65, 16), Иисус Христос - Аминь Божий: "Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия" (Откр. 3, 14). Во Христе Бог осуществляет полноту Своих обетований и указывает, что в Нем нет "Да" и "Нет", но "в Нем было "Да" - ибо все обетования Божии в Нем "Да" и в Нем "Аминь", - в славу Божию, через нас" (2 Кор. 1, 19-20).
Здесь апостол Павел передает слово аминь греческим словом, означающим "Да". Начиная свои поучения словом аминь, то есть истинно (Мф. 5, 18; 18, 3...), а в Евангелии от Иоанна даже в удвоенной форме (Ин. 1, 51; 5, 19), Иисус Христос выражается дотоле неслыханным в иудейской среде образом, надо думать, что Он пользуется литургической формулой, но произнося ее от Своего имени. Он по всей вероятности переносит на Себя возглашение: "Так говорит Иегова". Этим Он выявляет Себя как Посланника Бога истины, и потому истинны Его слова.
Вводимые таким образом слова имеют свою невыраженную предысторию, заключением которой является аминь (Истинно). Чем же другим оно может быть, кроме как диалогом Отца с Сыном? Но Господь наш Иисус Христос не только Тот, Кто говорит истину, говоря слова Божий, Он - Само Слово Бога Истинного Аминь в абсолютном смысле, "Свидетель верный и истинный" (Откр. 3, 14). Христианин, желающий быть верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный аминь это тот, который произносится Христом во славу Божию (2 Кор. 1, 20). Церковь произносит этот аминь в единении с избранными на небесах (Откр. 7, 12), и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Господа Иисуса. Потому и Священное Писание заканчивается словами: "Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами"(Откр. 22, 20-21).
Источники
- http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm Богословско-литургический словарь