А́вва (арам. ’abba’; греч. άββα), арамейско-сирийское слово, соответствующее древнееврейскому "аб" - отец.
1) молитвенное обращение Господа Иисуса Христа к Богу во время Гефсиманского борения (Мк 14, 36), которое подчеркивает уникальность Его отношений с Отцом Небесным, служит обращением, выражающим высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности. В раввинистическом иудаизме обращение "авва" никогда не употреблялось по отношению к Богу. "Авва", хотя и является внутрисемейным обращением родных детей к отцу, в тексте Нового Завета не носит оттенка детскости, т.е. его не следует переводить как «папа» или «папочка». Основанием для христианского обращения к Богу как к Отцу является Богосыновство Иисуса Христа и действие Святого Духа в Церкви. Арамейское слово "авва" ещё в 50-е гг. I века использовалось в общинной молитве грекоязычных христиан (Рим 8, 15; Гал 4, 6).
2) начиная с IV века, "авва" стало почтительным обращением к монашествующим, прежде всего к настоятелям монастырей (ср. в латинской традиции — «аббат»). Авва - церковно-литературное наименование старцев-подвижников.
В Сирийской, Коптской, Эфиопской Церквах этим словом (в форме "абуна" - отец наш) обращаются к священникам, монахам и архиереям.
3) Авва (разрушение, опустошение; 4 Цар 17:24) - город в Ассирии, взятый Саргоном Сеннахеримом, жителей которого он перевел в опустевшие города Самарии, по общему обычаю ассирийских царей того времени, на место угнанных израильтян. Полагают, что он находился недалеко от Вавилона. Некоторые отождествляют Авву с городом Ивва (4 Цар 18:34, 4 Цар 19:13, Ис 37:13). Предположительно Авва находилась на месте совр. Телль-Кафр-Айи близ Ривлы или в Ам-ми, совр. Энфи, в 26 км севернее Библа (Гевала), которая упоминается еще в письмах из архива Эль-Амарны.
Использованные материалы
- Богословско-литургический словарь
- Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. - М.: Терра, 1990. Стр. 10
- Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза