Димитрий (Иашвили) (1872 - 1961), митрополит Бодбийский
В миру князь Давид Иларионович Иашвили, родился 15 декабря 1872 года в селе Сакобо Сигнахского района (Кахетия, Грузия), в семье священника. С 1888 по 1896 год прошел курс обучения в Тифлисской духовной семинарии.
С 1898 года - священник. Работал на педагогическом поприще и рано овдовел. По своей глубокой порядочности он не хотел, чтобы какая-нибудь женщина находилась бы в его доме и тем вызвала нарекание в народе, и тогда его дочь решилась на христианский подвиг: не вышла замуж, не создала своей семьи, а посвятила жизнь служению своему отцу.
Был возведен в сан протоиерея.
В 1952 году принял монашество с наречением имени в честь мученика царя Димитрия Самопожертвователя. Постриженник сказал тогда: «Как я хотел бы быть на его месте, чтобы отдать жизнь за свой народ».
После пострига, в 80-летнем возрасте был рукоположен во епископа Ниноцминдского.
В 1958 году был переведен на Бодбийскую кафедру и возведен в достоинство митрополита.
Лично встречавший его архимандрит Рафаил (Карелин) писал о митрополите Димитрии что тот
"...обладал душевной красотой в высоком значении этого слова. Он дышал благородством; оно проявлялось в его словах и взгляде, тоне его голоса и в каждом его движении; в нем чувствовалась не вычурная манерность, а благородная простота души... Он не был аскетом в обычном понимании этого слова, но он имел дар любить людей. Его доброта, отзывчивость души, доходящая до какой-то материнской нежности, его великодушие и умение обращаться с душой другого, как с драгоценностью, которую страшатся повредить неосторожным движением, его высокая сословная культура, но лишенная клейма сословной гордыни, создавали вокруг него атмосферу какой-то теплоты, как будто те, кто пришли в его дом, становились членами его семьи. Он был хорошо образован, но интеллигентность или интеллектуальность не подавляли в нем жизни сердца. Он писал не только богословские статьи, из которых некоторые, как ответ академику Кекелидзе, представляли собой апологию христианства, но также в молодости стихотворения и драмы, которые получили высокую оценку в литературных кругах, но не могли быть опубликованы, так как их автор стал духовным лицом. Он был одним из выдающихся грузинских проповедников, речь которого отличалась чистотой и изяществом языка. И вместе с тем, он был по-детски наивен, он не предполагал в других людях зла, и поэтому его часто обманывали и злоупотребляли его доверчивостью".
"Я никогда не слышал от митрополита Димитрия грубого слова или раздраженного и нетерпеливого тона. У него была постоянная готовность нести тяготы другого".
"...он старался никого не осудить, как будто он боялся причинить боль этому человеку даже словом на расстоянии... Двери дома митрополита Димитрия, как двери его сердца, были открыты для всех. Каждый уходил от него утешенным не только его словами, но еще сознанием того, что в мире не до конца оскудела та сила, которая называется любовью... За свою доверчивость митрополит Димитрий часто получал удары; но казалось, что его глубокой потребностью было отводить удары от других и принимать их на себя. Часто люди отплачивали ему черной неблагодарностью, но он как будто не замечал этого и продолжал относиться к ним с прежней любовью".
Скончался 22 июля 1961 года.
Литература
- Емчинов К., прот., "Иерарх Грузинской Церкви - Митрополит Бодбийский Димитрий [(Иашвили)] (некролог)", ЖМП, 1961, № 11, 64-65.
Использованные материалы
- Рафаил (Карелин), архим., "Рыцарь Церкви", 29.I.2008:
- Сообщение иером. Мануила от 2008.XII.16.
- Вардосанидзе С., მიტროპოლიტი დავითი (დევდიარიანი). Из книги სრულიად საქართველოს კათოლიკოს-პატრიარქი უწმიდესი და უნეტარესი ეფრემ II (1960-1972 წ.წ.), Тбилиси, 2007 // Библиотека портала CHURCH.GE: