Свт. Ефрем, 3-й патриарх Сербский. Фреска |
Память 15 июня, в Соборах Сербских святителей, Болгарских святых и Афонских преподобных
Родился около 1312 года [1] в семье болгарского священника, вероятно, из Видинского деспотства [2]. Видинский край в эти времена было тесно связан с Сербией, что, возможно, и определило его жизненный путь.
С ранних лет он стремился к монашеской жизни, но юноше с хорошей памятью и наблюдательностью родственники прочили светскую карьеру. Вопреки их желанию он ушел на Афон, где жил отшельником, преодолевая бесовские искушения, голод и стужу. Некоторое время он подвизался в монастыре Хиландар, где был образцом для братии. Ефрем обошел все Афонские обители, совершенствуясь в монашеских добродетелях, долгое время провел в уединении на вершине Святой Горы. Позднее, когда участились набеги турецких пиратов, с несколькими учениками покинул Афон и поселился в ромейских владениях на острове близ Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) [3]. Его хотели сделать игуменом, но он отказался и продолжал вести жизнь отшельника.
В царствование Стефана Душана переселился в Сербию, где несколько лет прожил близ Дечанского монастыря, «наслаждаясь, как в некоем божественном раю». После смерти царя в 1355 году в стране усилились нестроения, на келью преподобного напали разбойники. Благодаря Божию заступничеству, пению псалмов и чтению молитв старец спасся от злодеев. Он переселился в каменную пещеру недалеко от Печского монастыря, где его часто навещали Сербский патриарх Савва IV и монахи из окрестных обителей. После кончины патриарха Cаввы по почину святого князя Лазаря и его зятя, правителя северной Албании Георгия Балшича [4], был созван церковный Собор, на котором Ефрем вопреки своему желанию 3 октября 1375 года был избран патриархом Сербским.
О первом патриаршестве святого Ефрема сохранилось мало сведений. Во 2-й грамоте князя Лазаря о монастыре Лешье, датируемой между 1380 и 1389 годами, упоминается о земельной тяжбе в суде между Хиландаром и семьей вельмож Вукославичей, которую князь передал на суд патриарху Ефрему [5]. Вскоре святитель упросил Собор и князя освободить его от первосвятительства по возрасту и немощи [6]. Новым патриархом был избран святитель Спиридон, а святой Ефрем, стремясь к безмолвию, удалился в пустыню возле царского Душанова монастыря святых Архангелов близ Призрена.
После кончины патриарха Сприридона святитель Ефрем согласился в 1389 году на некоторое время возвратиться на патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за турецкого нашествия и гибели святого Лазаря. В 1390 году на Соборе, созванном князем Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III, а святой Ефрем вновь вернулся в пустынь.
Патриарх Даниил навестил святого Ефрема перед мирной кончиной последнего, которая последовала 14 или 15 июня 1400 года. Вместе со священниками и монахами патриарх также торжественно отпел и похоронил святого в Димитриевском храме Печской Патриархии.
Святой Ефрем был прежде всего аскетом-пустынником, достигшим просветления в безмолвии. В его первосвятительской деятельности наиболее примечательной была борьба против богомилов («мессалианской ереси») [7].
Почитание
Сохранилось два "Жития" святого Ефрема, созданные вскоре после его кончины: очень краткое в составе продолжения "Житий кралей и архиепископов сербских" (т. н. "второй продолжатель") и более подробное проложное "Житие," написанное около 1402 года ближайшим учеником святого епископом Хвостанским Марком - основной источник сведений о жизни подвижника. Согласно последнему "Житию", святой Ефрем начал являться автору вскоре после кончины сначала во сне в окружении ангелоподобных юношей, а затем наяву, сослуживая ему в церкви и соприсутствуя на трапезе. Во время этих видений святой Ефрем просил не открывать его мощи. Кроме "Жития" епископ Марк написал и службу святому [8] в которой он прославляется как святитель, преподобный, мученик, блаженный и борец с ересями. Тут же сообщается об исцелениях, происходивших от мощей. Текст изобилует исихастскими терминами и символами, отсутствие выраженного национального акцента отличает его от других произведений сербской гимнографии (как более ранних, так и современных).
Почитание святого Ефрема долгое время носило местный характер, ограничиваясь окрестностями Печа [9]. Здесь была создана и иконописная традиция святого, в образах написанных после восстановления Печской Патриархии в 1557 году. Изображение святителя было включено в роспись притвора собора в Пече 1561 года, Богородицкой церкви монастыря Студеница в 1568 году и притвора собора монастыря Грачаница в 1570 году. Наиболее известно изображение святого Ефрема из церкви святого Димитрия в Пече 1621 года работы мастера Георгия Митрофановича [10]. Святой представлен фронтально в рост, в патриаршем облачении - саккосе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Постнический подвиг подчеркивают темные тона его узкого, изможденного лика, обрамленного седыми волосами и бородой.
С XVIII века святитель Ефрем упоминается в общей стихире сербским просветителям и в службе Собору Сербских просветителей 30 августа. В XX веке святой был также включён в Собор Болгарских святых.
Труды
После открытия в 1970-х годах в составе болгарского сборника 3-й четверти XIV века [11] цикла гимнографических сочинений с акростихами с указанием имени автора Ефрем, Д. Богданович высказал мнение о тождестве гимнографа со святителем [12]. Это мнение, однако, не получило широкого признания.
Тропарь
Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило, / пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника, / сошедшеся, вернии, восхвалим, / кротости учителя, Божественнаго рачителя, / премудраго архипастыря, великаго святителя и отца, / Ефрема, Патриарха Сербскаго, / звезду, темныя люди просвещающую / и вся верныя озаряющую. / Темже, притекающе к раце мощей его, / любовию целуем я и вопием: / святе святый, непрестай молити Христа Бога / спастися душам нашим.
Источники, литература
- Новаковић, С., "Живот српског патр. Jефрема," Старине, 1884, књ. 16, 35-40.
- Вуксан, Д., "Еп. Марко (непознати биограф XV в.)," Ловћенски одjек, Цетиње, 1925, № 2/3, 81-96.
- Трифуновић, Ђ., "Житиjе св. патриjарха Jефрема од еп. Марка," Анали Филолошког фак-та / Београдски ун-т, 1967, књ. 7, 67-74.
- Србљак, Београд, 1970. Књ. 2. С. 247-279.
- Павловић, Л., Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа), Смедерево, 1965, 126-129.
- О Србљаку: Студиjе: [Зб.], Београд, 1970, 210-211, 311-315.
- Кашанин, М., Српска књижевност у средњем веку, Београд, 1975 (по указ.).
- Богдановић, Д., "Песничка творениjа мон. Ефрема," Хиландарски зб. Београд, 1978, књ. 4, 109-130.
- Богдановић, Д., Историjа старе српске књижевности, Београд, 1980.
- Podskalsky, G., Christentum und theol. Literatur in der Kiever Rus', (988-1237), Münch, 1982.
- Кърстев, А., "Българинът Ефрем и избранието му за патриарх на сръбската правосл. църква," Изв. на ЦИАИ БП, София, 1985, кн. 3, 162-168.
Использованные материалы
- Турилов, А. А., "ЕФРЕМ," Православная энциклопедия, т. 19, 32:
- Страница календаря портала Православие.ру:
[1] Дата вычислена по сведениям в "Житии", написанном еп. Хвостанским Марком, что святитель скончался на 88-м году жизни.
[2] Хотя в "Житии" сказано что патриарх был из «тырновских стран», но указано, что он родился, когда Болгарией правил Михаил III Шишман, который на царский престол был возведен только в 1323 году, а до этого был деспотом в Видине.
[3] Обитель эту называют "Ибровской," возможно от греческого имени реки Марица (Εβρος). См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1320.htm
[4] По мнению Махальчича, предложение кандидатуры святого Ефрема на патриарший престол было результатом компромисса, достигнутого между крупнейшими сербскими областными правителями. Михаљчић, Р., "Лазар Хребељановић: Историjа, култ, предање," Михаљчић, Р., Сабрана дела, Београд, 2001, 108-109.
[5] Соловjев, А., "Jедно суђење из доба кн. Лазара," Архив за правне и друштвене науке, Београд, 1929, Књ. 18(35), 190-195.
[6] Так по "Житию" святого Ефрема. Позднейшая догадка из академической среды предполагает, что после смерти Георгия Балшича в 1379 году необходимость в компромиссной фигуре отпала, и князь Лазарь возвёл на патриарший престол своего кандидата.
[7] Характеристика по "Житию" еп. Марка Хвостанского.
[8] Его авторство подтверждает именной акростих.
[9] Существует не вполне обоснованное предположение Павловича, что инициатором канонизации святого Ефрема якобы выступило семейство Бранковичей (прежде всего Георгий и Лазарь), стремившееся для укрепления своей власти распространить почитание святителя в противовес росту почитания князя Лазаря, чья память приходилась на тот же день. Павловић, 1965, 129.
[10] Petković, S., "Zograf Georgije Mitrofanović u Pećkoj patrijaršiji," Glasnik muzeja Kosova i Metohije. Priština, 1965, Knj. 9, 241; О Србљаку, 1970, 211.
[11] Ath. Chil. N 341
[12] Богдановић, 1978; Он же, 1980, 182-184