Макарий Гентский, Антиохийский (+1012), архиепископ, преподобный.
По преданию, родился в Антиохии Писидийской, в армянской семье. В родительском доме он получил христианское воспитание, затем его духовным наставником стал Макарий, архиепископ Антиохийский. Покорный, добродетельный, склонный к учению молодой человек был рукоположен во священника и стяжал признание церковного люда своей успешной и примерной деятельностью. Будучи на смертном одре, антиохийский владыка назвал его своим преемником.
Молодой архиепископ управлял своей паствой с нежностью и добротой, был нечувствительным к оскорблениям и преследованиям, вершил дела с большой осторожностью, выполнял обязанности с усердием. Чуткий к нищете, он не жалел на нужды страждущих и дом его был часто заполнен бедными, калеками, больными, приходившими к нему одни - как к отцу, другие - как к врачу. Между тем скромный пастырь тяготился похвалами и почестями своего положения. Тогда он решил уйти, трудиться над своим спасением. Он распределил всё оставшееся у него имущество бедным и церквям, поручил заботу о своёй пастве достойному пресвитеру, некоему Елевферию, и тайно покинул город вместе с четырьмя верными друзьями. Они отправились в Палестину, посетить святые места.
Проделав свой покаянный путь пешком, святой с радостью претерпевал голод, жажду, опасности дороги. В 1006 году архиепископ был с почестями встречен Иоанном, патриархом Иерусалимским. Во время своего пребывания на Святой Земле Макарий не упускал случая говорить с евреями и сарацинами, обличая их в ошибках и стараясь обратить к вере Христовой. Неверные не могли ему ответить и ярились против святого - Макарий был схвачен, увлечен в тюрьму, подвергнут оскорблениям и пыткам. Глумясь над учением, которое он им проповедовал, мучители распростёрли на голой земле, привязав руки и ноги верёвками ко кресту, и положили на грудь огромный камень. Макарий чудесно перенёс всё и безо всякого ущербы вышел из заключения, чем поразил сарацинов и привел некоторых к вере в Бога помогавшего святому.
Родители Макария, огорченные его уходом, послали за ним гонцов, чтобы вернуть святителя, но он отослал их, не пожелав выслушать. Убежденный, что следует сокровенному Божьему водительству (он говорил, что имеет к тому знаки), Макарий сел на судно, пересек Эпир, Далмацию, дошёл до Баварии, пройдя через Майнц и Кёльн, везде по пути являя знаки святости и власти излечивать болезни. Затем он пришёл в Брабант, Эно (Hainaut) и Фландрию, пробыл некоторое время в Малинэ (Malines), Мобёже (Maubeuge), Камбре и Турне. Гент стал конечной точкой его путешествия; он прибыл туда в 1011 году с тремя спутниками из его отечества. Проведя некоторое время в монастыре Бландинберг (Blandinberg) он переселился в монастырь святого Баво, Сен-Бавон (Saint-Bavon). Игумен Эрембольд и монахи гостеприимно приняли святого, намеревавшегося пребывать с ними до тех пор покуда Богу не станет угодно возвратить в свою страну.
Братия вскоре убедилась, что это был особенный человек, и всячески старались изгнать из его памяти родную страну и убедить его остаться с ними. Они не преуспели: со следующей весны Макарий заговорил о намерении отплыть обратно в Левант. Но от подагры у него случился жар, и его удержали в порту. Пришлось возвращаться в Гент, где через несколько дней он выздоровел. Макарий поспешил с отбытием, но во время прощальных визитов, которые он совершал, его поразила жестокая чума охватившая весь Гент. Его перенесли в церковь Божией Матери, и он отметил своим посохом то место, где хотел бы быть похоронен, перед алтарём святого Павла. Затем его отнесли в его келью, где он вечером Чистого Четверга отошёл ко Господу на руках братии монастыря св. Баво 10 апреля 1012 года. Он предрёк, что будет последней жертвой чумы, и пророчество свершилось.
Мощи и почитание
Тело Макария было похоронено где он сам указал. Чудеса быстро прославили его память. В 1067 году его мощи были обретены в присутствии короля Франции, графа Фландрии, епископов Турне-Нуайона и Камбре. Чудеса сопровождали и это событие. Главные церкви сопредельных земель просили частицы мощей, но их большая часть осталась в Генте. После, по случаю жестокой эпидемии, которая опустошала тогда Бельгию, эти мощи были перенесены в Монс. Святой в большом почтении во Фландрии, особенно в Генте, к нему обращаются за помощью при чуме.
В западной традиции святого Макария изображают как фламандского епископа с тремя стрелолистми. Он также бывает показан с митрой и посохом у ног, символизирующими его отказ от епископства.
Литература
- Acta sanct., 10 avril.
- L. Destombes, Vies des Saints de Cambrai et Arras, Pirenne, dans Biographie nationale de Belgique, 1894, t. 13i, p. 3.
- J.-J. de Smet, Vie de saint Macaire, patriarche d'Antioche, patron contre la peste et l'épidémie, Gand, 1867.
Использованные материалы
- Saint Herman Calendar St. Herman Press. P.O. Box 70, Platina, CA 96076
- Страница из месяцеслова на сайте Saint-Philippe: médiathèque chrétienne oecuménique:
- Страница католической церкви св. Патрика в Вашингтоне, США:
[1] По Германовскому календарю, см. http://days.pravoslavie.ru/en/Days/20070508.htm. Римо-католические источники указывают также 10 апреля в день преставления, 9 мая в день перенесения мощей.