Епископ Иосиф (Соколов) |
В миру Соколов Никодим Андреевич, родился 24 октября 1835 года в селе Волковичи Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника. Первоначальное религиозно-нравственное образование он получил дома, затем поступил в Тульское духовное училище, откуда перешел в Тульскую духовную семинарию. Со званием действительного студента он окончил ее в 1858 году. Поправив свое здоровье, в следующем году он поступил в Киевскую духовную академию, которую со степенью кандидата богословия окончил в 1863 году.
В январе 1864 года началось служение Никодима Соколова на духовно-преподавательском поприще. Он был назначен преподавателем греческого языка и гражданской истории Волынской духовной семинарии. Два с половиною года спустя, в июле 1866 года, его перевели штатным учителем русского языка и русской словесности, а также истории и географии России и Польши в Радомскую женскую гимназию. Перевод объяснялся стремлением начальства “укрепить русское дело в только что замиренном после польского мятежа крае” лучшими воспитанниками духовных академий. От них требовалось усиление русского патриотического аспекта в преподавании и всемерное содействие высокой культурной цели православной России на польско-католической окраине.
В июле 1867 года Никодим Соколов был посвящен в сан священника и назначен законоучителем Сувалкских мужской и женской гимназий, а также блюстителем и законоучителем начального духовного училища в городе Сувалках. В августе 1872 года отца Никодима переместили в город Ченстохова, настоятелем только что построенной Кирилло-Мефодиевской церкви с одновременным поручением должности законоучителя местной мужской прогимназии, блюстителем и законоучителем начального духовного училища. В Ченстохове у иерея Никодима Соколова умерла жена (1873, осталась дочь), и он добился своего перевода в Вильно. В январе 1878 года он был определен законоучителем Виленских мужской гимназии и Учительского института и настоятелем Кирилло-Мефодиевской церкви при виленских учебных заведениях.
Летом 1885 года вдовый священник Никодим Соколов пострижен в монашество с наречением имени Иосиф. Определением Святейшего Синода он сразу же был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Виленского Троицкого монастыря. С 11 августа 1885 года архимандриту Иосифу поручено ректорство в Виленской духовной семинарии.
17 ноября 1891 года был определен, а 15 декабря - хиротонисан во епископа Брестского (с резиденцией в Гродно), второго викария Литовской епархии.
С 24 мая 1897 года - епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, настоятель Алексиевского Акатова монастыря.
Его сослужение епископу Анастасию (Добрадину) длилось два с половиной года. Иосифу были поручены обычные для викария должности: председателя епархиального училищного совета (с 17 июля 1897 года), председателя совета братства святителей Митрофана и Тихона, председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества, товарища председателя Воронежского отдела Палестинского общества (с 17 декабря 1898 года).
27 сентября 1897 года он освятил церковь во имя Митрофана Воронежского в здании исправительных арестантских рот на Онуфриевской улице.
Епископ Иосиф развернул активную деятельность по благоустройству Акатова монастыря. На свои средства он устроил под колокольней домовую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и соединил ее с настоятельскими покоями. В этой церкви впервые в Воронежской епархии был сделан басменный (металлический) иконостас.
С 31 января 1900 года - епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии.
25 февраля 1900 года он отбыл из Воронежа в Рязань через Задонск, чтобы напоследок поклониться мощам святителя Тихона. Газеты отмечали, что по свойственной епископу скромности он стремился избежать торжественных проводов и потому выехал из города неожиданно для всех.
Епископ Иосиф заявил о себе научно-литературными трудами по истории православия в Западном крае; жаль, что его краткое пребывание в Воронеже не дало возможности заняться и здесь разработкой истории церкви, хотя почетным членом Воронежской ученой архивной комиссии он состоял. Находясь в Рязани, он содействовал краеведу Н.И. Поликарпову в разыскании в духовной консистории и копировании окладных книг Рязанской митрополии за 1676 год, где содержались материалы о Воронежском уезде.
Скончался 26 марта [1] 1902 года в 4 часа пополудни, на 67 году жизни, после трехмесячного лечения в Петербурге, в квартире зятя проф. Платона Жуковича. Погребение возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) в сослужении четырех архиереев: Тихона (Троицкого-Донебина), архиепископа Иркутского и Верхоленского, Тихона (Никанорова), епископа Полоцкого и Витебского, Сергия (Страгородского), епископа Ямбургского, ректора духовной академии, и Константина (Булычева), епископа Гдовского, восьми архимандритов, лаврских иеромонахов и представителя Рязанского духовенства, прибывшего на погребение, ключаря кафедрального собора о. М. И. Лебедева. Погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры, рядом с епископом Борисом (Плотниковым), членом училищного совета при Св. Синоде, бывшим ректором СПб. духовной академии [2].
По словам митрополита Мануила (Лемешевского), епископ Иосиф оставил о себе память как о смиренном, нищелюбивом, благоговейном пастыре, особенно любившего поминать усопших. Внутренним сокровенным свойством его души было смирение. "Елико велий, толико смиряйся", было написано его собственной рукой на одной из книг. И он действительно жил, следуя написанному. По словам, лично знавших его, Преосвященный Иосиф, будучи в Вильне целыми днями ходил по кладбищу и списывал с памятников эпитафии и надписи. В храме стоял он ежедневно у дверей.
Сочинения
- Виленский православный некрополь Архимандрита, ныне епископа Иосифа. Вильна, 1892. VI, 422 с;
- Гродненский православно-церковный календарь или православие в Брестско-Гродненской земле в конце ХIХ в. Т. 1–2. Изд. 2-е. Воронеж, 1899. Т. 1. 456 с.; Т. 2. 457 с.;
- Островоротная или Остробрамская иконы Богородицы в Вильно. Историческое исследование. Изд. 2-е, испр. и доп. Вильна, 1890. VI, 664, ССХХVI с.;
- Частоховская или Ченстоховская чудотворная икона Богородицы в г. Ченстохове или Частохове. Описание иконы и места нахождения ее, со снимком ее изображения. Гродно, 1895. 71 с.
Литература
- Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. Машинопись. С. 652–653.
- Альманах современных русских государственных деятелей. СПб., 1897. С. 462.
- Воронежские епархиальные ведомости. 1898. № 14. С. 378; 1900. № 5. С. 93.
- Воронежский телеграф. 1902. 5 апр., № 40.
- А.З. [Кондратьев А.З] Иосиф, епископ Михайловский – благий архипастырь. М., 1904.
- Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 4. С. 34–35.
- Памяти преосвященного Иосифа, епископа Михайловского; Кончина и погребение преосвященного Иосифа // Воронежские епархиальные ведомости. 1902. № 9. С. 232–239.
- Поликарпов Н.И. Окладные книги Рязанской митрополии за 1676 г. // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 91.
- П[оликарпо]в Н. Отъезд из Воронежа преосвященного Иосифа, бывшего епископа Острогожского // Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 6. С. 261–263.
- Поликарпов Н. Сочинения преосвященнейшего Иосифа, епископа Михайловского, бывшего Острогожского // Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 7. С. 308–317.
Использованные материалы
- А.Н.Акиньшин Епископ Острогожский Иосиф (Соколов) (1897-1890)
- Страница сайта "Русское Православие"
[1] По ortho-rus.ru - 23 марта
[2] Кончина и погребение Преосвященного Иосифа // Воронежские епархиальные ведомости, 1902, № 9 (1 мая) неофиц. часть, с. 237-239 (перепеч. с Церковного Вестника, № 14.)