Ченстоховский храм свт. Кирилла и Мефодия |
В центре г. Ченстохова (Częstochowa), на аллее Пресвятой Девы Марии, Польша. Перестроенный храм - римо-католический костёл во имя апостола Иакова.
История
26 мая 1867 года в Париже польский террорист Березовский совершил покушение на российского императора Александра II. Господь в пятый раз спас жизнь своему помазаннику - пуля прошла мимо. Весть о спасении государя-императора разнеслась по всей России. Спустя три дня после покушения в Ченстохове на главной площади был отслужен благодарственный молебен местных православных жителей и многочисленных российских воинов, расквартированных в этом городе, а сразу же после службы был организован добровольный сбор пожертвований на строительство храма для растущего православного населения города.
Избранное место для строительства храма находилось в центре города, напротив магистрата, и было куплено у властей города за огромную по тем временам сумму в 60 тысяч серебряных рублей. На постройку храма из российской казны было выделено еще 45 тысяч рублей. Дерево и другие материалы безвозмездно везли из своих имений генеральша Павлова, генералы Гейден, Заболоцкий, Соболев, Гутович.
Новый храм был назван в честь равноапостольных святых Кирилла и Мефодия, так как именно по реке Варте, упоминав шейся в преданиях как «река пути к северу», через Ченстохову, первый город от ее истока, шли по просветители славян. Освящение храма состоялось 15 октября 1872 года. [1] Настоятелем стал недавно рукоположенный отец Никодим Соколов, будущий знаменитый епископ Иосиф (Соколов).
Храмовый Ченстоховский образ Божией Матери
Вскоре после освящения храма перешла в лучший из миров супруга священника - матушка Татиана. В память о ней отец Никодим на собственные деньги заказал для церкви точный список чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахи-паулины из Ясногорского монастыря, хранители великой святыни, разрешили иконописцу Блазиусу Люксу [2], одному из лучших местных художников, приходить к ним в часовню, где висела реликвия, и копировать священный образ «с натуры». Сам Блазиус Люкс в это время уже давно был болен чахоткой. Но болезнь и слабость не могли оторвать его от любимого дела, он постоянно ощущал благодать и чувствовал себя здоровым, счастливым и спокойным, работая рядом с чудотворным образом. Новая икона вышла столь прекрасной, что художник долгое время не мог расстаться с ней. Он никогда еще не писал ничего подобного и чувствовал, что это последнее дело его жизни. Как только написанный им образ унесли из его дома в церковь, Блазиус умер. Отдавая икону, он горько плакал. На обратной стороне иконы, на кипарисовой доске, кроме слов поминовения почившей супруги отца Никодима, художник по собственному почину на чертал апостольские строки: «Смерть! Где твое жало? Ад, где твоя победа?» (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55).
Образ, написанный умирающим Люксом, был не только прекрасным, но и благодатным. И уже очень скоро Матерь Божия стала подавать верующим исцеления и помощь через свой новый список. В основном около нее исцелялись люди с больными ногами или парализованные. В благодарность за исцеление больные люди заказывали серебряные и золотые подвески, жертвовали различные украшения и кресты. В 1880 году по заказу ченстоховских прихожан поставщик двора его величества Верховцев изготовил для иконы прекрасную бронзовую ризу - «в знак глубокой благодарности Всевышнему Промыслу и Пречистой Богородице за великую милость, явленную в пятикратном чудесном сохранении драгоценной жизни его Величества государя-императора Александра Николаевича от злодейских на нее покушений».
Кроме чтимой Ченстоховской иконы в храме святых братьев Кирилла и Мефодия было более ста старинных икон в золотых и серебряных окладах.
Новая история храма
Приход был богатым и большим - по данным 1907 года к Ченстоховскому приходу были причислены православные жители Ченстоховского уезда в числе 1454 человек обоего пола. Это вызывало зависть папистов, тогда как местоположение храма было воспринято как вызов. В их среде возникла легенда, по которой православный храм был якобы построен на развалинах римо-католической часовни апостола Иакова. Однако, согласно архивным изысканиям нынешнего настоятеля Ченстоховского Никольского православного храма эта часовня осталась на старом месте.
После отделения Польши от России в 1918 году храм был занят польскими римо-католиками и в 1938 году освящен ими во имя апостола Иакова.
В 1943 году немецкие оккупационные власти вернули церковь православным и службы в ней проходили до 1945 года.
В 1945 году советский комендант Ченстохова вернул церковь католикам, чтобы в ней устроили гарнизонный костёл. Тогда же из храма вынесли все - иконы, утварь и прочее церковное имущество. Но над православными верующими сжалился пастор из евангелической парафии Леопольд Войяк, искренне им сочувствовавший, спрятал оставшееся имущество и выделил небольшую комнатку в своем церковном доме. Там прихожане молились в течение двадцати лет. Созданная там часовня была освящена во имя святителя Николая, прихожане которой впоследствии воздвигли Ченстоховский Никольский храм.
Духовенство
- 1907
- Стефан Романский, прот., настоятель.
- Константин Ревинович, диакон, на вакансии старшего псаломщика.
Использованные материалы
- Авдеева, Ксения, "Глас вопиющего. Закон памяти, или святыни под спудом", Жизнь Православная (газета Богородицерождественского храма с. Пояркова), № 11, 2005:
- Статья проекта Википедия:
- "Духовенство Варшавской епархии на 1907 год", с сайта Петербургского Генеалогического портала:
[1] По данным приведенным Ксенией Авдеевой, http://www.hram-poyarkovo.ru/205_11.html. Список "Духовенство Варшавской епархии на 1907 год" указывает что храм построен в 1869-1870 гг. и освящен в 1870 году. См. http://www.petergen.com/bovkalo/sp/warsz1907.html.
[2] Имя иконописца тут же приводится и как Базилиус.