Николо-Бабаевский монастырь. Монастырские кельи, Святые врата с церковью Успения Пресвятой Богородицы. 2010. Фото Глазунова Владимира |
- Адрес: Россия, 152260, Ярославская обл., Некрасовский район, пос. Некрасовское, ул. Волжская, 11
- Телефон: (48531) 4-23-55
- Официальный сайт: http://babayki.orthodoxy.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Основание монастыря связано с явлением не поздне второй половины XIV века чудотворного образа свт. Николая, явившегося на бабайках — специальных веслах, которые использовались для сплава леса.
Сохранилось древнее известие об этом явлении:
Была устроена деревянная часовня, куда прибывали верующие для поклонения образу свт. Николая.
Во второй половине XV века здесь образовалась иноческая обитель, которая неоднократно страдала не только от вражеских набегов (казанских татар), но и от опустошительных пожаров, истребивших все древние ее бумаги и те драгоценные сведения, которые они могли дать о минувшей исторической жизни ее в" прошлые века. Самыми гибельными из них в этом отношении были пожары 1619 и 1870 года.
Монастырь долгое время был малоизвестен и существовал в виде бедной пустынной обители.
Вплоть до половины XVII века обитель была деревянною, обнесенной бревенчатой оградой с единственным деревянным храмом, и только около этого времени последний был заменен двухэтажным каменным.
Царь Алексей Михайлович пожаловал Бабаевской обители «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту».
В 1709 году по указу из патриаршего духовного приказа Бабаевский монастырь был лишен самостоятельности и приписан к Николаевскому, что на болоте, в Переяславле-Залесском, монастырю.
Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей монастырь получал доходы от отдачи в наем принадлежавших ему пустошей пожень, от арендованных им мельниц и рыбных ловлей в соседних реках и от находившегося близ него перевоза через реку Волгу. Братия усердно занималась хлебопашеством и скотоводством.
В 1728 году по постановлению Св. Синода Бабаевский монастырь был отрешен от Переяславль-Залесского Николаевского монастыря.
В 1739 году, после смерти деятельного и хлопотливого настоятеля настоятеля иеромонаха Галактиона, на «территории монастыря имелись следующие здания: каменная двухэтажная церковь во имя похвалы Пресвятой Богородицы с тремя престолами; две настоятельских кельи о двух апартаментах, и семь келий братских; те и другие каменные, длиной в 24 и шириной в 3,5 сажени; каменные столовая, хлебня, поварня, погреб и два деревянных хлебных амбара; ограда со стороны Волги каменная с пристроенными к ней кельями, а с прочих сторон — деревянная, с тремя деревянными башнями по углам; конюшенный двор с двумя деревянными кельями, столькими же сараями и амбаром. Монастырю, кроме того, принадлежали две часовни: одна — против него на берегу Волги, а вторая в г. Костроме».
До 1742 года монастырь не имел настоятеля и временно находился под управлением казначея, монаха Феодосия, которого сменил до 1743 года назначенный настоятелем игумен Досифей.
В настоятельство игумена Гурия, в 1750-х годах, было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божией Матери. Побуждением к установлению этого праздника послужило то обстоятельство, что Гурий, страдавший болезнью ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной в монастырь в 1724 году жителем посада Большие Соли Василием Исаковым.
В конце 80-х годов XVIII века князь Григорий Александрович Потемкин принес в дар монастырю часть мощей Святителя Николая, хранящихся в серебряном вызолоченном ковчеге, помещенном на блюде, которое поддерживается головой металлического ангела. Г. А. Потемкин имел вокруг Бабаевского монастыря до 12 тысяч душ крепостных крестьян.
Расцвет обители
Николо-Бабаевский монастырь. Общий вид. 1910. Фотография С.М.Прокудина-Горского с сайта nikbm.orthodoxy.ru |
В начале 1790-х годов монастырем управлял строитель иеромонах Софроний, постриженник Валаамской обители, который и в Бабаевском монастыре завел строгий устав общежития.
В 1798 году к монастырскому храму была пристроена с западной стороны новая каменная трехъярусная колокольня вышиной в 18 саженей.
Архимандрит Анастасий сделал монастырь одним из первых в Костромской епархии, как по количеству и образу жизни братии, так и по благоустройству своих храмов и прочих зданий. Он установил благоговейное совершение церковных богослужений, стройное столповое пение и неторопливое внятное чтение в церкви.
В 1846 году во время правления архимандрита Феоктиста в монастырь приезжал настоятель Сергиевской пустыни близ Петербурга архимандрит Игнатий (Брянчанинов), уволенный сюда в отпуск по болезни на 11 месяцев.
В 1861 году он ушел на покой и вернулся в Бабаевский монастырь, который "предоставлен был преосвященному Игнатию в главное управление с тем, чтобы настоятель и братия монастыря состояли к нему в таких же отношениях как бы к епархиальному преосвященному" [1]. Наместником был назначен прибывший с епископом Игнатием игумен Иустин (Татаринов).
"Монастырь найден мною в состоянии разрушения и разорения и в долгу, строение [соборного Иверского] Храма начато при ничтожнейших средствах, но в настоящее время половина здания выведена вчерне, а к концу лета надеемся вывести под кирпич" [2], - писал епископ Игнатий архиепископу Ярославскому Нилу (Исаковичу) в письме от 30-го июля 1865 года.
Деятельность преосвященного Игнатия (Брянчанинова) положила начало процветания обители во всех отношениях.
26 января 1870 года, в настоятельство архимандрита Иустина (Татаринова) в монастыре произошел пожар, убыток от которого составил до 10 тысяч рублей.
При настоятеле Иустине в 1877 году был построен и освящен Иверский храм; построен, а в 1878 году наполовину отделан для помещения братии новый двухэтажный каменный корпус в восточной части монастыря.
Будучи знатоком и любителем церковной пения, Иустин обращал большое внимание на монастырский хор. В Бабаевском монастыре он сформировал замечательный хор из монастырской братии и прекрасно обучил его.
При игумене Илие в период 1891-92 гг. вместо деревянного забора на протяжении 115 саженей была выстроена каменная ограда вышиной в 7, а местами и в 8 аршин, с двумя башнями на северо-восточном и юго-восточном углах и одной в середине.
Сочувствуя делу народного образования в духе православной церкви игумен Илия в 1892 году учредил при монастыре одноклассную церковно-приходскую школу, для помещения которой с восточной стороны вне монастыря был построен на каменном фундаменте деревянный дом. В этой школе, на которую монастырь ежегодно расходовал до 300 рублей, обучалось около 30 человек детей обоего пола.
В 1893 году с правой стороны северных ворот построен каменный двухэтажный корпус для помещения просфорной пекарни, а с левой стороны ворот в пристройку к ограде сделана каменная сторожка для привратников.
После революции
К началу 1920-х годов богослужение в соборном храме прекратилось и большинство братии разъехались по разным местам. На территории монастыря был организован Костромской детский дом, а затем школа сельской молодежи. Здесь же располагался совхоз «Революция», а затем Боровской РИК (районный исполнительный комитет). Соседство с церковными храмами вызывало раздражение и недовольство новой власти. Постепенно оказались разобранными церковные постройки внутри монастыря.
С сентября 1941 года по август 1945 года в зданиях бывшего монастыря разместился эвакогоспиталь № 3044.
После ликвидации госпиталя на Бабайках была открыта детская трудовая колония, при которой имелась своя школа. В конце 1940-х годов колонию закрыли, передав помещения под нужды областного детского костно-туберкулезного санатория.
После перевода санатория в 1980-х годах в пансионат «Левашово» Бабайки стали подвергаться окончательному разрушению.
В 1988 году с территории монастыря были извлечены и вывезены останки епископа Игнатия (Брянчанинова), а в 1994 году — епископа Самуила.
В 1998 году территория монастыря была передана Ярославской епархии.
Статистика
- 1894 - 1 настоятель, 8 иеромонахов, 5 иеродьяконов, 1 дьякон, 5 монахов, 8 послушников, 53 проживающих на испытании.
- 2006 - 4 монаха. [3]
Храмы
Соборный храм в честь Иверской иконы Божией Матери
Был построен в 1877 году вместо обветшавшей Иверской церкви.
В конце 20-х — середине 30-х годов его начали разбирать на кирпич и увозить в поселок Красный Профинтерн для строительства бани. Однако качество и крепость стен храма были настолько высоки, что он не поддавался дальнейшей разборке, поэтому решено было его взорвать.
Для этой цели летом 1940 года в монастырь приехала специальная бригада взрывников, которая заложила в просверленные в стенах храма Иверской Божьей Матери отверстия взрывчатку и произвела его уничтожение. Главный купол храма был «посажен» в нижнюю подвальную часть.
Храм во имя свт. Николая Чудотворца
Каменный одноэтажный теплый храм, находившийся на северной стороне монастыря, был заложен с 1817 по 1823 гг. Имел в длину 14, в ширину 7 и в вышину 15 саженей; свод поддерживался четырьмя колоннами, наверху устроено пять глав.
Был разобран в сер. XX века.
В 2006 году на его месте была сооружена новая небольшая одноглавая деревянная церковь с колокольней.
11 августа 2006 года состоялось освящение престола храма, использовавшегося после закрытия монастыря для установки памятника Ленину.
Храм во имя святого Иоанна Златоуста и Преподобного Сергия Радонежского
Теплый храм на южной стороне, примыкавший западной стеной к двухэтажному корпусу. Был заложен в 1819 году. Иконы для иконостаса этой церкви писали усольские иконописцы Хухоревы.
В храме были погребены преосвященные епископы: Самуил (Запольский-Платонов) (+ 1831) и Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867).
В конце 1990-х был восстановлен.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Построен в 1814 году. Кубическая однокупольная постройка, стоявшая в западной линии ограды.
Главную святыню этого храма до революции составляла икона Успения Божией Матери с вложенными в нее святыми мощами киевских чудотворцев.
В конце 2000-х был восстановлен.
Святыни
До революции
- чудотворный образ свт. Николая с золотой ризой, украшенной драгоценными камнями и жемчугом, при иконе - часть мощей Святителя Николая, хранящихся в серебряной раке
- чудотворная Иверская икона Божией Матери
- икона Успения Божией Матери с вложенными в нее святыми мощами киевских чудотворцев
В настоящее время
- целебный источник [4]
Настоятели
- Иосиф
- Антоний
- Логгин
- Мелетий (упом. 1715)
- Филарет (упом. 1719 - 1728)
- Галактион (1729 - 1739)
- Феодосий (1739 - 1743) в/у
- Досифей (1743 - 1744)
- Николай (1744 - 1747)
- Гурий (1748 - 1754)
- Филагрий (1759 - 1790)
- Софроний (1791 - 1793)
- Савва (1793 - 1810)
- Анастасий (1810 - 1824)
- Никанор (1825 - 1832)
- Амфилогий (1833 - 1837)
- Макарий (упом. 1839)
- Феоктист (1841 - 1854)
- Виссарион I (1854 - 1859)
- Парфений (5 октября 1859 - 1861)
- Игнатий (Брянчанинов) (5 августа 1861 - 30 апреля 1867)
- Иустин (Татаринов) (28 октября 1861 - 1867) наместник
- Иустин (Татаринов) (6 октября 1867 - 1890)
- Илия (Коротков) (28 апреля 1890 - 9 сентября 1903)
- Николай (Дробязгин) (1903 - 1906)
- Адриан (Демидович) (28 марта 1906 - 22 августа 1907)
- Серафим (Орнатский) (23 августа 1907 - 19 декабря 1911)
- Виссарион (Ильинский) (17 декабря 1911 - 1913)
- Анатолий (Марков) (26 ноября 1913 - 11 июля 1916 [5])
- Серафим (Мещеряков) (1916 - 1922)
- Борис (Долженко) (с 1988)
Использованные материалы
- История монастыря с официального сайта
- Страница сайта Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского
- Информация о Ярославской и Ростовской епархии
- Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / Сост. П. Строев, С.-Петербург, 1877, с. 882 - 883.
- Резепин П.П. Костромские краеведы монахи Часть 1 Библиотека протоиерея Сазонова
[1] Определение Св. Синода от 9 августа 1861 года за № 1752. Цит. по Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, примечание 149 на стр. 470
[2] Цит. по. Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.1: Переписка с архиереями Церкви и настоятелями монастырей / Сост. О.И. Шафранова, М., 2011, стр. 64-65
[3] http://www.ps-spb2008.narod.ru/yar_nik_babai.htm
[4] http://www.yaroslavl-eparhia.ru/html/ieeiei-aaaaaaneee.html
[5] Никона (Осипенко), Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных и собрание материалов, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/647/