Николай (Дробязгин) (1855 - 1924), архимандрит, миссионер
В миру Дробязгин Леонид Аркадьевич, родился в 1855 году в Таврической губерниии. Происходил из древнего дворянского рода Дробязгиных. Отец его был харьковский губернатор, предводитель дворянства. Мать, рожденная Акимова, была старшая сестра известного председателя Государственного Совета.
Выпускник юнкерских классов г. Николаева и минных офицерских классов г. Кронштадта.
Будучи морским офицером, увлекался оккультным мистицизмом. К сожалению, как явствует из рассказов самого о. Николая, приводимых свящ. Сергием Сидоровым в своих "Записках", легкомысленное доверие и интерес к языческой мистике о. Николай пронес через всю жизнь.
Увлеченный славой отца Иоанна Кронштадтского и епископа Феофана, он, будучи капитаном второго ранга, знакомится с отцом Иоанном и вступает в переписку с вышенским затворником.
Он стал паломником, затем - послушником Глинского старца Илиодора.
9 ноября 1896 года пострижен в монашество с наречением имени Николай в Александро-Невской лавре.
После рукоположения в священнический сан он служил миссионером в Китае (1897), Индии и Тибете в качестве священника в храмах различных посольств и как настоятель нескольких монастырей. Служил миссионером в Сибири. Три года кругосветных путешествий, начальник миссии и духовник королевы Болгарии.
С 1900 года - сотрудник миссии в Иерусалиме в сане архимандрита [1], в Париже и в Баден-Бадене, откуда после скандальной истории переведен 5 марта 1902 настоятелем Кавказского Николаевского миссионерского монастыря. Перевод был вызван доносом послушника, которого о. Николай торжественно в присутствии всей братии высек на дворе за прелюбодеяние. Донос заключался в том, что игумен Николай ходил на охоту.
С 25 августа 1903 по 1906 год - в Николо-Бабаевском монастыре, был заведующим Николо-Бабаевской церковноприходской школой (22 января 1904 - 1906), действительным членом Костромской губернской ученой архивной комиссии (24 октября 1903), которой пожертвовал 127 старинных монет.
Затем - начальник миссии в Персии и снова в Болгарии, где пробыл до 1912 года, когда бежал на Кавказ, где завел сношения с "плясовцами" [2].
В 1914 году был вызван в Санкт-Петербург, но не поехал, а поступил духовником гвардейского флотского экипажа. По сведениям свящ. Сергия Сидорова, участвовал в боях не только как священник, но и как наводчик-артиллерист.
В 1917 году случайно прибыл в Киев, остановился в Киево-Печерской лавре, где и окончил свои дни.
Могила архим. Николая (Дробязгина) на кладбище Киево-Печерской лавры. Июль 2012. |
Похоронен на кладбище Киево-Печерской лавры.
Свящ. Сергий Сидоров вспоминал об о. Николае:
О нездоровом увлечении о. Николая мистицизмом лучше всего говорит его собственный рассказ, приводимый свящ. Сергием Сидоровым:
Рассказу от лица о. Николая посвящена глава "Чудо факира и Иисусова молитва" книги о. Серафима (Роуза) "Приношение православного американца" [4]
Сочинения
- Костромские святые и их церковно-народное почитание // Костромские епархиальные ведомости. – 1903. № 17. – Ч. н. – С.
Литература
- Журнал заседания Костромской губернской ученой архивной комиссии 24 октября 1903 года // Костромские губернские ведомости. – 1903. - № 76. – С.
- ГАКО. Ф. 130. Оп. 13. Д. 184. Л. 55 об.-56; Ф. 705. Оп. 1. Д. 180. Л. 20; Д. 194. Л. 1об.-2; Д. 197. Л. 1 об.-2.
Использованные материалы
- Свящ. Сергий Сидоров. Записки.
- Иеромонах Серафим Роуз. Святое Православие. XX век. М., 1992, с. 117-121
- Резепин П.П. Костромские краеведы монахи Часть 1 Библиотека протоиерея Сазонова
[1] Свящ. Сергий Сидоров называет его начальником миссии, но в списке начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме не значится.
[2] Так в "Записках" свящ. Сергия Сидорова с примечанием: "Плясовцы - здесь секта, образованная в России выселенными из русского Пантелеимонова монастыря и скитов на Афоне в 1913 году монахами-«имебожниками», в которую были вовлечены и многие миряне".
[3] Время кончины приводится по Серафиму (Роузу), этот же год выбит на могильном кресте. Свящ. Сергий Сидоров пишет: "В ноябре 1923 года он был убит разбойником у себя в келье. Исполнилось то, что тревожило его всю жизнь. Я посетил летом 1924 года его могилу"
[4] Иеромонах Серафим Роуз. Святое Православие. XX век. М., 1992, с. 117-121 - http://orthodoxy-book.ru/?p=376