Адриан (Демидович) (1871 - после 1917), архимандрит, деятель правомонархического движения, б. председатель Киевского железнодорожного отдела "Союза русского народа" (СРН)
В миру Александр Андреевич Демидович, родился 6 августа 1871 года в с. Звенигородка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье священника местной Вознесенской церкви Андрея Демидовича (1831 - 1892) [1].
В 1886 году окончил Елисаветградское духовное училище, в 1892 году Одесскую духовную семинарию. В 1892 году поступил в Киевскую духовную академию.
12 апреля 1894 года пострижен в монашество, 14 апреля того же года рукоположен в сан иеродиакона.
В 1896 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
16 июня 1896 рукоположен в сан иеромонаха и назначен на должность преподавателя гомилетики и соединенным с нею предметам в Полтавскую духовную семинарию.
С 18 января 1897 года - смотритель Богуславского духовного училища Киевской епархии.
15 января 1899 года переведен на должность смотрителя Киево-Подольского духовного училища.
27 февраля 1902 года был назначен настоятелем Арзамасского Спасского монастыря Нижегородской епархии.
24 марта 1902 года возведен в сан игумена, 22 июля того же года - в сан архимандрита.
В июле 1903 участвовал в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского.
1 июня 1904 года назначен настоятелем церкви Российской императорской миссии в Тегеране (в Персии).
10 февраля 1906 года переведен настоятелем Николо-Бабаевского общежительного монастыря Костромской епархии.
30 января 1907 года по болезни уволен Св. Синодом в число братии Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря.
С 1 сентября 1907 года - заведующий псаломщическими классами при Киево-Михайловской церковно-учительской школе.
В Киеве много времени посвящал политической деятельности.
В 1910-1913 годах возглавлял Киевский железнодорожный отдел "Союза русского народа" (СРН). Участник пятого всероссийского съезда СРН в Москве в ноябре 1911 года, председатель секции по выборам в Государственную Думу.
В 1911 году возглавил комиссию по постройке памятника Кочубею и Искре.
В Киеве поддерживал молодежную монархическую организацию "Двуглавый орел" и с 1911 года публиковался в ее печатном органе с таким же названием. Активно выступал во время "Дела Бейлиса" с антисемитскими заявлениями, обвиняя чиновников полиции во взяточничестве, а власти - в покровительстве евреям.
Верность монархической идее и желание всеми силами препятствовать распространению революционных и либеральных настроений сделали архим. Адриана весьма известной фигурой в Киеве. Под его руководством Киевский железнодорожный отдел СРН стал одной из самых активных черносотенных организаций города. Монархисты-железнодорожники встречали в штыки любые уступки инородцам со стороны администрации, применяя нередко решительные меры, чем вызывали недовольство местных властей и полиции. Так, в донесении на имя Киевского генерал-губернатора от 22 ноября 1911 сообщалось:
Обвинения чинов полиции во взяточничестве, а властей в покровительстве им не остались не замеченными. В одном из полицейских донесений говорилось, что в публикации архимандрита Адриана "действия чинов полиции Империи выставляются в тенденциозно-неправильном освещении, вызывающим враждебное отношение читателей к агентам Правительства и колеблющим престиж власти".
В 1913 году вынужден был оставить Киев и переселиться в Симферополь, здесь возглавил Симферопольское отделение СРН.
26-29 ноября 1915 года как уполномоченный Таврического губернского и Симферопольского городского отделов СРН принимал активное участие в Нижегородском совещании деятелей СРН (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций). Был избран одним из почетных членов совещания (наряду с нижегородским губернатором А. Ф. Гирсом, который принимал жесткие меры против его деятельности, когда был киевским губернатором), а также был избран председателем национальной секции.
В начале 1916 года, по сведениям начальника Таврического губернского жандармского управление (ТГЖУ), - ректор Таврической духовной семинарии (возможно, вр. и.о. ректора., т.к. в это время офиц. должность ректора Таврической ДС занимал архимандрит Иринарх (Синеоков-Андриевский)). Член правления Таврического отдела Русского Собрания.
5 марта 1917 года с амвона Александро-Невского собора Симферополя произнес очередную проповедь монархического характера, в которой критиковал свершившийся переворот, резко обличая его организаторов [2]. Проповедь была расценена как "черносотенная" и монархическая, в связи с чем в Петроград последовали жалобы на "мятежного" архимандрита. Городской голова поспешил донести о поступке архимандрита главе правительства и министру внутренних дел. В своем донесении он особенно заострял внимание на то, что текст манифеста в соборе так и не был зачитан, в то время как монархическая проповедь способствовала росту смятения в среде клира и паствы [3].
Критическую позицию по отношению к указанной проповеди высказал и правящий архиерей Димитрий (Абашидзе), который запретил возмутителю спокойствия любые выступления с церковной кафедры и возбудил ходатайство об удалении архимандрита в другую епархию [4].
7 марта 1917 года в здании консистории состоялось общегородское собрание клира, на котором было высказано единогласное порицание действий архимандрита и принято постановление о прекращении его проповедей [5].
Периодические издания, выходившие на территории полуострова, также включились в единый хор критики действия архимандрита. Показательно, что все крупнейшие крымские газеты написали о проповеди архимандрита Адриана и о негативной реакции на неё местного духовенства, но ни одно издание не рискнуло изложить её содержание [6]. Судя по тому, что писал 15 марта архиепископ губернскому комиссару, в ней "были допущены резкие выражения о еврейской национальности и фразы, могущие быть понятыми как выпад против интеллигенции" [7].
"Бунтовщику" пришлось признать свою вину и, даже, написать специальное разъяснительное письмо в адрес обер-прокурора В.Н. Львова [8]. Не взирая на сугубо оправдательный тон письма, а также подробное объяснение собственной позиции, архимандриту Адриану так и не удалось реабилитировать себя в глазах как и обер-прокурора, так и таврического духовенства и верующих.
В мае 1917 года был переведен в Курскую епархию и зачислен в число братии Глинской пустыни. В июне того же года архимандрит просил епархиальное начальство вернуть его в Симферополь, но получил от архиепископа Димитрия (Абашидзе) следующий ответ:
В августе 1917 года архимандрит самовольно вернулся в Симферополь, где тайно поселился на одной из частных квартир, о чём архиепископ сообщил в Святейший Синод и губернскому комиссару [10]. Вернуться к служению в Таврической епархии ему так и не пришлось, в первую очередь из за плохого реноме со стороны местных светских властей.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Сочинения
- Жизнеописание духовника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Николая. Киев, 1900;
- Открытое письмо председателю Главного Совета СРН А. И. Дубровину. Киев, 1907;
- К 800-летию Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря. Киев, 1908.
- Историческое торжество (Открытие памятника Кочубею и Искре по случаю 200-летия со дня их казни). Киев, 1911;
- Памяти Кочубея и Искры, героев объединения Руси Московской и Киевской. Киев, 1911.
- Святой равноапостольный князь Владимир. Исторический очерк. Симферополь, 1915.
Литература
- ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1414. Л. 1–2 об., ответы на типовую анкету, автограф;
- ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1414. Л. 3-5, биограмма авторства Ф. И. Титова, автограф;
- ЦГИА. Ф. 127, Оп. 790. Д. 172; ЦГИАУ. Ф. 274. Оп. 4. Д. 20;
- Двуглавый орел. 1912. № 70;
- Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви) / Сост., автор предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М., 2006;
Использованные материалы
- Кальченко Т.В. Адриан (в миру Демидович Александр Андреевич) // Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / Сост. А.Д. Степанов, А.А. Иванов. [Отв. ред. О.А. Платонов]. М., 2008, с. 18-19:
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т.1: А-Й. Киев, 2014, с. 436-437:
- Калиновский В.В., Пученков А.С. Беспокойный март владыки Димитрия (Абашидзе): православное духовенство Крыма после победы Февральской революции // Российская история - 2018. - Выпуск 6, с. 164-165:
- Петров И.В. Накануне исхода: настроения Таврического православного духовенства (1918-1920) // Материалы XIII Международной военно-исторической конференции. Под редкцией Д.Ю. Алексеева, А.В. Арановича. Санкт-Петербург, 2020, с. 341-342:
[1] См. Некролог: о священнике Андрее Демидовиче / с. Головковка Александрийского уезда / Свящ. Александр Жержерунов // Херсонские ЕВ. 1892. № 19 (1 октября), с. 564-565: https://vivaldi.nlr.ru/ap000027933/view/?#page=42
[2] РГИА. Ф. 797. Оп. 86 1917 г. 1 отд., 1 Ст. Д. 100. Л. 124.
[3] РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917 г. 1 отд., 1 Ст. Д. 100. Л. 116.
[4] РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917 г., III отд., IV ст., д. 64, л. 37-39.
[5] О собрании городского духовенства по поводу проповеди архимандрита Адриана] // Крымский вестник. 1917. № 63 (10 марта).
[6] О проповеди архимандрита Адриана // Южные ведомости. 1917. № 55 (9 марта).
[7] ГАРК (Государственный архив республики Крым), Ф. Р-1694, Оп. 1, Д. 31, Л. 141 об.
[8] РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917 г. 1 отд., 1 Ст. Д. 100. Л. 132-140.
[9] ГАРК. Ф. Р-1694. Оп. 1. Д. 31. Л. 152.
[10] РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 768. Л. 1; ГАРК, Ф. Р-1694, Оп. 1, Д. 31, Л. 157.