Скопийский Климентовский собор |
- Официальный сайт: http://mpc.org.mk/
- Каноническая территория: Северная Македония
- Богослужебный язык: македонский и церковнославянский
- Календарь: юлианский
- Кафедральный собор: Равноап. Климента Охридского в г. Скопье
- Предстоятель: Стефан, Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский, Митрополит Скопийский
- Место в диптихе: 16 (Рус.)
- Состав: 18 архиереев, 15 епархий, ок. 650 клириков (ок. сер. 2010-х) [1], ок. 1,3 тыс. храмов (ок. сер. 2010-х) [1], 39 монастырей (ок. сер. 2010-х) [1], 2 высших духовных школы (духовная семинария и богословский факультет); от 1.2 до 3 млн. членов (2010)
Движение за церковную независимость в Македонии
Идея возрождения автокефальной Охридской архиепископии в виде поместной Македонской Православной Церкви возникла в 1943 году, после освобождения территории Македонии от албанско-итальянской оккупации. В это время при Генеральном штабе Народно-освободительной армии было образовано Религиозное представительство во главе со священником Вельо Манчевским. Одним из наиболее важных деяний Религиозного представительства было провозглашение курса на церковную независимость Македонии и переход на македонский язык в богослужении.
По окончании Второй Мировой войны из числа македонских священнослужителей была образована инициативная группа по возрождению автокефальной Охридской архиепископии. На Первом Церковно-Народном Соборе, проходившем 5-6 марта 1945 года в Скопье при участии 300 делегатов, было принято решение "восстановить Охридскую архиепископию в виде независимой Македонской Церкви".
29 ноября 1945 года территория Македонии была включена состав Федеративной Народной Республики Югославии, а македонские приходы были введены в состав трех новообразованных епархий Сербской Православной Церкви.
Однако движение за самостоятельность Македонской Церкви не заглохло и было поддержано югославскими светскими властями. Македонское духовенство провело в мае 1946 года священническое Собрание, учредившее инициативный совет по организации Македонской Православной Церкви под началом священника Нестора Поповского. 4-6 октября 1958 года был проведён Второй Церковно-Народный Собор в Охриде при участии 219 делегатов, принявший решение просить священноначалие Сербской Православной Церкви о восстановлении архиепископии в Охриде и об учреждении автономной церковной единицы на территории Народной Республики Македония. Определение Собора гласило:
Принятие таких важных решений без согласования с Сербской Патриархией привело ко временному разрыву отношений между Македонской и Сербской Православными Церквями. Однако на проходившем в июне 1959 года заседании Священного Синода Сербской Православной Церкви автономия Македонской Православной Церкви была принята.
Тем не менее, Македонская Православная Церковь не удовлетворилась таким положением. 5 декабря 1966 года последовала просьба Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви о предоставлении Македонской Православной Церкви автокефалии. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил, что просьба "не может быть удовлетворена," и если Македонская Церковь: "вопреки канонам, сама на своем Митрополичьем церковно-народном Соборе провозгласит себя Автокефальной, то она будет рассматриваться Сербской Православной Церковью, так же как и другими Автокефальными Православными Церквами, как раскольническая религиозная организация и, как таковая, отлучена от общения с нами" [3].
В расколе
17-19 июля 1967 года состоялся Церковно-народный собор в Охриде, на котором Македонская Православная Церковь провозгласила свою автокефалию. Ни кириархальная Сербская, ни одна из других поместных Православных Церквей не признали этого деяния. В результате каноническое общение македонских епископов с их православными собратьями во всём мире прекратилось.
В сентябре 1967 года с целью подготовки кадров духовенства в монастыре святого пророка Илии была открыта пятилетняя Македонская духовная семинария имени святителя Климента Охридского, а в 1977 году начал свою работу Православный Богословский факультет имени святителя Климента Охридского в Скопье. В Македонской Православной Церкви ведётся активная работа по переводу богослужебных текстов, богословской и святоотеческой литературы на македонский язык.
В США от Македонской Церкви откололась в 1972 году группа, заявившая, что она лояльна не коммунистическому режиму Тито, а Американским властям.
На территории Македонии действует также Охридская Архиепископия Сербской Православной Церкви, однако македонские власти долго отказывались признавать в своей стране какую-либо юрисдикцию, кроме Македонской Православной Церкви. Охридская Архиепископия была объявлена вне закона, а её глава, архиепископ Иоанн (Вранишковский) неоднократно подвергался аресту и попадал в тюрьму за "разжигание религиозной розни".
Продолжавшиеся многие годы переговоры сербских и македонских архиереев в 2002 году увенчались проектом договора о восстановлении общения, который был подписан в сербском городе Нише. Однако впоследствии Македонский Синод отказался одобрить этот документ, поскольку в нем не упоминался автокефальный статус Церкви, а также не употреблялось её название.
26 мая 2005 года патриарх Сербский Павел объявил о придании автономного статуса Охридской Архиепископии. Одновременно Священный Синод Сербской Церкви отлучил от церковного общения всех верующих Македонской Православной Церкви. Ранее, не признавая македонской автокефалии, Сербский Патриархат, тем не менее, не налагал суровых прещений на мирян из МПЦ, допуская их к церковным таинствам. 31 мая 2005 года македонский премьер-министр Владо Бучковский направил патриарху Константинопольскому Варфоломею письмо, в котором власти Македонии просят его стать посредником в конфликте между Сербской и Македонской Православными Церквами.
В 2009 году последовало решение Македонской Церкви о принятии исторического названия "Охридская архиепископия" как основного самоназвания.
Уврачевание раскола
На протяжении долгого времени Македонская Церковь пыталась урегулировать свой канонический статус, периодически вступая в переговоры с Сербской, Константинопольской и Болгарской Церквами. Переговоры затруднялись фактами притеснения Сербской Церкви македонскими властями.
В начале мая 2022 года стало известно о возобновлении после многолетнего перерыва переговоров Сербской и Македонской Церквей.
9 мая 2022 года Синод Константинопольского Патриархата во главе с патриархом Варфоломеем признал Македонскую Церковь и вступил с её духовенством в евхаристическое общение.
16 мая 2022 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви объявил о восстановлении евхаристического и канонического общения с Македонской Православной Церковью - Охридской Архиепископией. Сообщалось о получении акта Синода Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии о принятии ею общепризнанного канонического статуса, предоставленного ей при учреждении данной Церкви Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в 1959 году в качестве автономной Церкви в составе Сербского Патриархата.
Автокефалия
24 мая 2022 года патриарх Сербский Порфирий объявил, что Священный Синод Сербской Церкви единогласно откликнулся на просьбу Македонской Православной Церкви и поддержал, принял и благословил предоставление ей автокефалии. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви уполномочил Священный Синод в сотрудничестве с Македонской Церковью проработать технические детали, после чего будет объявлено официальное решение согласно канонам.
5 июня 2022 года в конце Божественной литургии в кафедральном соборе Архангела Михаила в Белграде патриарх Сербский Порфирий вручил архиепископу Македонскому и Охридскому Стефану Томос об автокефалии Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии.
Статистика
- Июль 1967 [4] - 334 священника и ок. 400 храмов.
- 1980 - 8 епархий, свыше 200 священников, 225 приходов, ок. 30 монастырей с 10-15 монахами в некоторых из них; 1.2 млн. паствы. За рубежом действовали: в Австралии - 9 приходов, в США - 4, в Канаде - 1 [5].
- Кон. 1980-х - в монастырях всего 2 насельника [1].
- 1991 - 830 действующих храмов [1].
- Январь 2010 - 10 епархий: 7 в Республики Македония, 3 в дальнем зарубежье (в Австралии ок. 6 тыс. верующих; в Севверной Америке в штатах Индиана, Нью-Йорк и Огайо США и г. Торонто Канады; в Западной Европе); ок. 2000 храмов и 500 приходов; 600 священнослужителей; 100 монашествующих. Паства состоит по разным подсчетам от 1.2 до 3 миллионов верующих.
- 2010 - в монастырях более 120 насельников [1].
- ок. сер. 2010-х - 12 епархий (8 в Северной Македонии, 4 за рубежом), ок. 500 приходов, 39 монастырей (в т. ч. 2 ставропигиальных), ок. 1,3 тыс. храмов, ок. 650 священнослужителей, ок. 140 монашествующих (январь 2016), 1 духовная семинария, 1 богословский факультет [1].
Предстоятели
- Досифей (Стойковский) (5 октября 1958 - 20 мая 1981)
- Ангеларий (Крстеский) (18 августа 1981 - 15 июля 1986)
- Гавриил (Милошев) (4 октября 1986 - 9 июня 1993)
- Михаил (Гогов) (21 декабря 1993 - 6 июня 1999)
- Стефан (Веляновский) (с 9 октября 1999)
Церковные СМИ
- "Весник" ("Вестник"), журнал (с 1958)
- Ежегодный сборник богословских трудов, изд. богословского факультета
- "Православный Благовестник", студенческий бюллетень, изд. богословского факультета
Литература
- Страницы портала Анти-Раскол:
- "Народы и религии мира. Энциклопедия". - М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". - 1999. - С. 762.
- Страница портала Православие.Ru:
[1] Берсенев К. А., "Македонская Православная Церковь", Православная энциклопедия, т. 42, с. 655-660, https://www.pravenc.ru/text/2561512.html
[2] Цит. по http://www.anti-raskol.ru/pages/396
[3] Цит. по http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5605.htm
[4] Во время объявления автокефалии.
[5] "Сербская Православная Церковь (Конспект лекций Киевской Духовной Академии)", интернет-проет "Россия в красках", Православное Научно-Просветительское Общество в Иерусалиме, http://ricolor.org/europe/serbia/mp/7/