Семь мчч. Маккавеев, мать их Соломония и учитель Елеазар. Фреска в церкви св. Георгия Старо-Нагоричинского монастыря, Македония (1317-1318 гг.) |
Память 1 августа
Их история описана в Маккавейских книгах: 2 Мак 6–7, а также в апокрифе, так называемой Четвертой книге Маккавейской, авторство которой некоторые приписывают Иосифу Флавию.
Царь Сирии Антиох IV Епифан (175-164 гг. до н.э.) поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. Антиох распорядился, чтобы все ели свинину - мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср. Лев. 11:7–8).
Семь мчч. Маккавеев с учителем Елеазаром. Греческая икона (XVII в.). Афон, монастырь Пантократор |
Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик - их мать Соломония. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них. Поэтому они ободряли друг друга перед исповеданием веры следующими словами: "Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества" [1].
Государь велел разложить перед ними инструменты для пыток и пытался устрашить Маккавеев, но, побеждая его доводы вдохновенным любомудрием, старший из них ответил: "Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов".
Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.
Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение.
Рака с мощами свв. мчч. Маккавеев в кёльнской католической церкви апостола Андрея |
После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников. Согласно 4 Мак. 17:1, она сама бросилась в огонь, до того как палачи схватили ее. Ее святые мощи почитаются сегодня в храме Константинопольского Патриархата.
Хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности [2].
Подвиг святых семи братьев маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов (см. Маккавеи).
У христиан их почитание широко распространилось со второй половины IV века: в 362 году Маккавейские мученики вошли в Сирийский бревиарий, в 448 году - в календарь Полемия Сильвия и в V-VI веках уже присутствовали в Карфагенском календаре и в рукописях Мартиролога Иеронима. Святитель Григорий Богослов говорил о почитании святых в своей речи, произнесённой в Каппадокии, вероятно, в 362 году.
Имена семерых братьев не упомянуты в Маккавейских книгах. В христианских богослужебных текстах мученики обретают имена. В восточной традиции, которая сформировалась, видимо, в Сирии и была затем воспринята Западом, это Авим или Авив, Антонин, Гурий, Елеазар (Илисар), Евсевон, Алим (в греческой Минее Ахим) или Самон (Симон), Маркелл [3]. Гурий, Самон и Авив - имена сирийских мучеников, погибших в Эдессе в 306 году; Евсевон и Авим могли быть взяты из монашеской истории Феодорита Кирского - там они названы основателями монастыря, где около 403 года начал путь аскезы преподобный Симеон Столпник. Эти имена больше нигде не употребляются в таких формах. Антонин и Маркелл - латинские, в позднеримский период распространённые в Сирии и вообще на Востоке. Маркеллу мог дать своё имя знаменитый епископ Апамеи [4].
Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви - святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Молитвословия
Кондак, глас 2 (подобен: Вышних ища:)
Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии / и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся// спасти́ся почита́ющим вас.
Использованные материалы
- Н. В. Брагинская, В. А. Ромодановская, Е. Е. Макаров. "Маккавейские книги" // Православная энциклопедия, т. 42, с. 672-719 (использовано частично):
- https://www.pravenc.ru/text/Маккавейские книги.html#part_45
- "Память семи мчч. Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара (Илисара), Евсевона, Акима (или Симона) и Маркелла, матери их Соломонии и их учителя Елеазара" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. VI:
- Краткое жизнеописание на сайте ОВЦС МП
- Минея-август, ч. 1, изд. МП, с. 10:
[1] Григорий Богослов, святитель. Похвальное слово свв. Маккавеям. 7 // PG. 35. 924.
[2] Григорий Богослов, святитель. Похвальное слово свв. Маккавеям. 7 // PG. 35. 913
[3] Abel. 1949. P. 381
[4] Berger. 2012. P. 114-115