Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РАЧКИ ФРАНЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Рачки (Racki) Франц (1828 - 1894), славянский ученый и хорватский общественный деятель, горячий панславист и католический священник-глаголят.

Родился в Хорватском приморье, в местечке Фужинах, где искони католики-хорваты пользуются славянскими глаголическими богослужебными книгами и служат литургию на слав. языке.

Учился Рачки в гимназии в Вараждине и сеньской духовной семинарии, затем слушал богословские лекции в Вене, где познакомился со знаменитым впоследствии Штроссмайером. Между ними завязалась самая тесная дружба. По возвращении в Сень Рачки был посвящен в священники; позже, получив степень доктора богословия, сделался преподавателем и инспектором семинарии.

Он усердно занимался собиранием и разработкой источников церковной истории Хорватского приморья, историей хорватской духовной и светской глаголической письменности, сам снимал древние глаголические надписи (на Кварнерских о-вах), письменно и устно убеждал местных священников разыскивать староглаголические рукописи, грамоты и надписи.

Плодами этих занятий явился целый ряд статей в «Католическом листе» (1853-57) и в журн. «Neren» (1855); наконец, вышло большое сочинение Р.: «Viek i djelovanje Sv. Cyrilla i Methoda slov. apostolov» (Загреб, 1, 1857; 2, 1859). Вторая, большая часть его была окончена уже в Риме.

Избранный каноником хорватского капитула блаж. Иеронима, Рачки с радостью поехал в Рим, хотя в материальном отношении он был лучше поставлен в Сене: его влекла в Италию надежда довершить свое общее образование и поработать в римских библиотеках и архивах по истории родины и южного славянства.

Благодаря энергичным самостоятельным изысканиям в частных и монастырских библиотеках, особенно в ватиканском и неаполитанском архивах, из Рачки выработался отличный, строгий ученый. Он ходил на лекции в немецкий археологический институт, изучая палеографию и дипломатику.

Как горячего панслависта и священника-глаголята его занимали в Риме и другие вопросы. Как он выразился в одном письме, «народное духовенство больше поможет нашему народу, чем вся вооруженная военная граница». На аудиенции у Пия IX он с жаром говорил ему о славянской литургии. В бытность Штроссмайера в 1859 г. в Риме он и Рачки составили для представления папе промеморию «относительно славян вообще и южных в особенности, о том, как должен римский престол о них заботиться, что надлежит ему сделать относительно славянской литургии обоих обрядов и воспитания народного духовенства».

В 1860 г. Рачки вернулся в Австрию, где в то время закипела новая жизнь. Ни прежней своей жизнью, ни воспитанием, ни образованием Рачки не был приготовлен к политической деятельности, а между тем он вскоре невольно встал во главе хорватской народной партии и занимал первенствующее место на хорватских сеймах 1861, 1865-1867, 1868, 1872-1875 гг. С 1860 г. он выступал и публицистом.

Успешны были старания Рачки по делам народного просвещения, об основании академии и университета в Загребе. После основания Загребского ун-та Рачки уже мало его касался; но Академия наук была поистине его созданием, и если за свое почти 40-летнее существование она сделала так много для славянской науки, то этим она больше всего обязана Штроссмайеру и Рачки, бывшему ее президентом со дня ее открытия (1866) до 20 декабря 1886 г., когда пришло извещение, что император не утвердил нового избрания Рачки в председатели. И после этого, однако, Рачки продолжал de facto руководить академией.

Еще раньше открытия академии он задумал издавать ученый журнал под названием «Книжевник». Журнал дал за 4 года много ценных работ Даничича, Ягича, Богишича, Любича, Месича, Лопашича и др. Наиболее крупным вкладом были труды самого Рачки по критической оценке древних источников хорватской и сербской истории.

В журнале «Vienac» за разные годы помещено много статей Рачки, напр. о Ф.М. Достоевском, Писемском, Г. Данилевском, В. Верещагине, И.С. Аксакове, Каткове. Там же в 1887 г. были помещены его «Путевые заметки о России», которую он посетил в 1884 г. по случаю археологического съезда в Одессе; он побывал также в Киеве, Москве, Петербурге, Вильно и Варшаве.

В 1881 г. Рачки получил приглашение русского правительства занять кафедру римско-католического митрополита в Могилеве. Римский двор уже дал на то согласие, но нежелание оставить академию и просьбы друзей заставили Рачки отказаться от предложения.

По поводу задуманного Римом празднования тысячелетней памяти св. Мефодия в Велеграде Рачки настаивал, чтобы в этот день служить славянскую литургию не только в Велеграде, но и в целом католическом славянстве, где этого пожелают. «Славянам-католикам святые Кирилл и Мефодий дороги тем, – писал он Штроссмайеру, – что они умели сочетать единство церкви с потребностями славянского народа».

Составленные Рачки «Путевые записки о России», особенно о Киеве, Москве, (Троице-Сергиевой лавре. Московской духовной академии, являются едва ли не единственным примером любовного отношения римско-католического каноника и аббата к "схизматической" России.

Литература

  • газета «Obzor» (1894, № 36-38)
  • Смичиклас «Zivot i djela D-ra Franje Rackoga» (Загреб, 1895).

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Редакция текста от: 23.02.2011 18:06:37

"РАЧКИ ФРАНЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google