Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Екатеринбургские епархиальные ведомости, журнал, официальное издание Екатеринбургской епархии (недейств.)

Издавался с 19 апреля 1886 по май 1917 года. В 1886 - 1896 и 1907 - 1917 годах журнал издавался еженедельно (в 1917 вышло 22 номера), в 1897 - 1906 годах - 2 раза в месяц.

Журнал состоял из официального и неофициального отделов. Объем официального отдела в первое десятилетие выхода издания превышал объем неофициальной части. Помимо обычных для епархиальных изданий публикаций (манифестов, указов, сведений о наградах и благодарностях, приказов по ведомству православного исповедания, распоряжений и определений Сената, Святейшего Синода и епархиального начальства) в официальной части регулярно печатались доклады секретарей духовной консистории, правила и уставы к руководству причтом; подробнейшие отчеты о состоянии епархиальных учебных заведений, разрядные списки учеников духовно-учебных заведений и расписания экзаменов (до открытия в 1912 году Екатеринбургской духовной семинарии приводились сведения по Пермской духовной семинарии), журналы епархиальных и окружных училищных съездов; маршруты поездок правящих архиереев для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о численности и деятельности старообрядцев в епархии; расписания проповедей в Богоявленском соборе Екатеринбурга; ведомости движения делопроизводства в консистории; сведения о работе епархиального свечного завода; извещения училищного совета, редакции ведомостей, братств и епархиального попечительства и т. п. Кроме того, в каждом номере печатались "Епархиальные известия", сообщавшие обо всех архиерейских богослужениях, о вакантных местах клириков, причетников и просфорниц, о переменах по службе, о производстве в чины.

В 1880-90-х годах в неофициальном отделе каждого номера публиковали по 1-3 проповеди и поучения, церковно-педагогические заметки, разъяснения отдельных мест богослужения, миссионерские материалы по старообрядчеству и сектантству общего характера; почти все эти тексты были перепечатаны из других епархиальных или (реже) центральных журналов. Местные материалы были представлены в основном некрологами, надгробными речами, проповедями (5-10 в год) правящих архиереев и городских священников, заметками ("Местные известия"), содержанием собеседований со старообрядцами епархиальных миссионеров, описаниями их миссионерских поездок, медицинскими лекциями, редкими краеведческими публикациями. В 1900 - 1902 годах, когда епархией управлял духовный писатель и опытный церковный журналист еп. Ириней (Орда), произошло перераспределение материалов в ведомостях: многие местные хроникальные материалы стали печатать в новых рубриках неофициального отдела "Из епархиальной жизни" и "Из церковно-школьной жизни", наиболее объемные документы (уставы, отчеты и т. п.) все чаще издавались как приложения с отдельной пагинацией. Объем неофициального отдела стал почти в 1,5 раза превышать объем официального.

После революции 1905 - 1907 годов в журнал перепечатывалось большое количество статей из изданий правых партий (газет "Колокол", "Русское знамя" и т. п.).

На собрании екатеринбургского духовенства 13 марта 1917 года был поставлен вопрос о реформе газеты:

"Все собрание единогласно пришло к тому выводу, что теперь, когда настало царство свободы, так вести дело издания епарх[иальных] ведомостей, как велось оно до сего времени, положительно нельзя. Ряд ораторов возмущено говорил о тех недостатках, какие присущи этому изданию: Ведомости редко выходят (раз в неделю), далеко стоят от жизни, много фимиама воскуряют начальству и пр." [1]

Тогда же была создана комиссия для разработки вопроса, в которую вошел и редактор ведомостей протоиерей Иоанн Уфимцев. Именно он представил новую программу издания, финансовые расчеты и высказал ряд организационных предложений, которые были положительно оценены другими членами комиссии. Однако события развивались стремительно, и в духе новых времен епархиальный съезд 20 мая вынес постановление о прекращении издания "Екатеринбургских епархиальных ведомостей".

С апреля 1917 года "исполнительным комитетом Екатеринбургского городского духовенства" издавались "Известия Екатеринбургской церкви" (в 1919 "Известия Екатеринбургской епархии"). С июня 1917 года "Известия..." выпускались епархиальной редакционной комиссией (редакторами бессменно были Н. П. Скворцов и В. Д. Юденич) и заменили "Екатеринбургские епархиальные ведомости". С подзаголовком Орган православного клира и мирян "Известия..." выходили без определенной периодичности до июня 1919 года (в 1917 вышло 20 номеров, в 1918 - 22, в 1919 - 8 номеров). В качестве приложения к ним издавались "Церковно-народные листки" (1918 - 1919).

Редакторы

До № 37 за 1896 год оба отдела - официальный и неофициальный - имели одного редактора.

Официальный отдел

Неофициальный отдел

Некоторые материалы неофициального отдела журнала

Богословские

  • Павловский. Учение о церковной иерархии в посланиях св. Игнатия Богоносца (1906. № 9. С. 261-267; № 10. С. 304-314)
  • Троицкий М., свящ. Катехизические поучения по объяснению молитвы Господней (1910. № 1-3, 5, 7, 13, 19, 25)
  • Буткин Н., свящ. Аскетизм и христианство (1912. № 49. С. 1175-1177; № 50. С. 1199-1203; 1913. № 2. С. 37-44; № 3. С. 61-69; № 4. С. 91-97)
  • Увицкий С., свящ. Суд над Господом Иисусом Христом при свете истории (1913. № 19. С. 487-493; № 20. С. 511-518; № 21. С. 536-542; № 22. С. 553-558; № 23. С. 573-581)
  • Диев П., свящ. Наука и Библия (1915. № 17. С. 322-327; № 18. С. 343-346; № 19. С. 362-364; № 20. С. 371-375; № 21. С. 395-398; № 23. С. 431-436; № 27. С. 513-519; № 29. С. 559-566; № 30. С. 580-583; № 32. С. 597-600; № 33. С. 611-621)

Историко-краеведческие

  • Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда (1893. № 31. С. 737-747; № 32/33. С. 775-791; № 34. С. 816-824; № 35. С. 850-854; № 36. С. 875-880; № 37. С. 897-903; № 38. С. 921-927; № 39. С. 951-957; № 40. С. 971-975; № 41. С. 1006-1009; № 42. С. 1041-1044; № 43. С. 1065-1069; № 44. С. 1095-1101; № 45. С. 1125-1129; № 46. С. 1150-1154; № 47. С. 1178-1183; № 48. С. 1215-1219; № 49. С. 1242-1246; № 50. С. 1276-1280; № 51/52. С. 1315-1321)
  • Верхотурский монастырь (1893. № 7. С. 159-168; № 12/13. С. 321-328)
  • Письма Пермского архиепископа Аркадия (Фёдорова) к священнику Захарии Земляницыну (1900. № 1. С. 9-20; № 2. С. 36-45; № 4. С. 87-107; № 6. С. 158-161; № 8/9. С. 246-256; № 10. С. 297-304; № 12. С. 383-387; № 13. С. 408-410; № 14. С. 444-451; № 16. С. 499-509; № 18. С. 563-573; № 19. С. 589-592; № 20. С. 618-624; № 21. С. 649-655; 1904. № 9. С. 171-179; № 10. С. 199-209; № 11-13)
  • Смородинцев Н. Материалы для истории церквей г. Екатеринбурга (1901. № 1/2. С. 12-27; № 3. С. 69-76; № 4. С. 130-134; № 5. С. 157-164; № 7. С. 279-282; № 9. С. 378-386; 1910. № 11. С. 226-239)
  • Письма первого Екатеринбургского епископа Евлампия (Пятницкого), викария Пермской епархии, к разным лицам (1904. № 5. С. 155-166; № 6. С. 192-195; № 7/8. С. 124-127; № 15. С. 378-386; № 16. С. 409-415; № 17. С. 462-467; № 18/19. С. 529-536; № 20. С. 555-558)
  • Павловский. Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь (1905. № 10. С. 305- 320; № 11. С. 345-356)
  • Материалы для истории Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря (1905. № 4. С. 95-102; № 5. С. 129-133; № 7. С. 193-198; № 10. С. 299-305; № 12. С. 398-405; № 13. С. 434-438; № 14. С. 468-474; № 15. С. 497-501; 1906. № 24. С. 808-814; 1907. № 3. С. 53-59; № 5. С. 95-103; № 7. С. 153-162; № 11. С. 246-252; 1910. № 5. С. 121-136; № 7. С. 163-176; № 9. С. 204-215; № 11)
  • Антонинов А., прот. Ко дню празднования столетия Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря [с приложением церемониала церковных торжеств] (1910. № 23. С. 434-442)
  • Обтемперанский А.И. Празднование столетнего юбилея Ново-Тихвинского женского монастыря в городе Екатеринбурге (1910. № 26. С. 518-522; № 27. С. 543-554)
  • Поправки и дополнения к книге "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" (1910. № 16/17. С. 323-330)
  • Буткин Н., свящ. Впечатления от поездки в Верхотурье (1913. № 48. С. 1146-1155; № 49. С. 1180-1187; № 50. С. 1212-1218)
  • Верхотурские торжества (1914. № 23. С. 501-510; № 24. С. 533-540)
  • Екатеринбургская церковь в 1913 году (1914. № 3. С. 47-52; № 4. С. 71-75; № 5. С. 87-92)
  • Игнатьев А., свящ. Из истории духовенства Шадринского уезда (1915. № 38. С. 667-673; № 39. С. 680-685; № 40. С. 695-699)
  • Дневники путешествий для обозрения церквей епархии епископов Владимира (Соколовского-Автономова) (1903 - 1910), Митрофана (Афонского) (1910 - 1914) и Серафима (Голубятникова) (1914 - 1916)

Источниковедческие

  • Антонинов В.П. Новый рукописный список Стоглава (1901. № 12. С. 542-549; № 13. С. 584-593)

Миссионерские

  • Гагинский В., свящ. Секта скопцов [экспертиза по скопческому делу 19 июня 1889 года в Екатеринбургском окружном суде] (1889. № 37. С. 866-880; № 38. С. 811-822)
  • "Вероучение еретической секты субботников или еговистов", записанное свящ. М. Архангельским со слов бывшего сектанта (1901. № 6. С. 226-236; № 7. С. 297-306)
  • К истории православного старообрядчества (единоверия) в Екатеринбургском уезде (1904. № 1/2. С. 24-32; № 3. С. 63-73; № 4. С. 117-122; 1906. № 1. С. 13-18; № 2. С. 48-52; № 4. С. 144-151; № 5. С. 170-176; № 6/7. С. 213-221; № 8. С. 248-253; № 9. С. 273-280; № 11. С. 345-357; № 12. С. 397-405; № 15. С. 497-507; № 16. С. 535-543; № 17. С. 562-569; № 18. С. 593-601; № 19. С. 620-627; № 20. С. 650-657; № 21. С. 691-700; № 22. С. 738-746; № 23. С. 767-774; № 24. С. 801-808; 1907. № 1. С. 12-19; 1908. № 9. С. 149-157; № 43. С. 728-734; № 45. С. 763-769; № 47)
  • Как назвать такое деяние? (К характеристике апологетов австрийского священства) (1907. № 9. С. 209-216; № 13. С. 279-288; № 15/16. С. 330-342; № 19. С. 369-380; № 21. С. 409-422; № 41. С. 669-676; № 43. С. 712-722; № 45. С. 761-772; № 47. С. 789-795; 1908. № 1/2. С. 14-20; № 3. С. 45-52; № 5. С. 80-88; № 7. С. 109-125)
  • Из сочинений последователей австрийщины (1909. № 9. С. 118-127; № 11. С. 163-171; № 13/14. С. 182-198; № 23. С. 325-334; № 25. С. 360-364; № 27. С. 392-404; № 29. С. 426-434; № 31. С. 457- 462; 1910. № 13. С. 275-281)
  • От Благовещенска через Камчатку до Охотска [описание миссионерского путешествия некоего екатеринбургского священника] (1910. № 1/2. С. 11-25; № 5. С. 112-120; № 7. С. 155-163; № 19. С. 360-364; № 23. С. 443-447; № 25. С. 486-490)
  • Миропольский А., прот. Беседа с мусульманами о необходимости боговоплощения для обновления расстроенной грехом жизни человечества (1913. № 2. С. 44-50)
  • Он же. Краткая заметка о язычестве (1913. № 21. С. 542-547)
  • Он же. Бог един, или Об отличии Триединого Бога христианского от "единого" аллаха мухаммеданского (1915. № 9. С. 166-174; № 10. С. 181-185)

Социально-политические

  • Шипов Н.Н. Алкоголизм и революция (1908. № 11. С. 198-206; № 13. С. 235-244; № 15/16. С. 275-284; № 17. С. 302-312; № 19. С. 231-242)

В 1913 году (№ 19. С. 493-500) со статьи Д. Н. Мамин-Сибиряк как писатель [для] детей в журнале дебютировал писатель П.П. Бажов.

Приложения к журналу

  • Указатель статей о Екатеринбургской епархии, помещенных в неофициальном отделе «Пермских епархиальных ведомостей» с 1867 по 1885 г. включительно (1895)
  • Наличный состав лиц, служащих при духовных училищах (учебных заведениях) Екатеринбургской епархии (1899-1902)
  • Воспоминания раскаявшегося отступника от православия в мусульманство (1911)
  • Краткое изложение сущности миссионерских бесед с воспитанниками Каслинского приюта (1911 - 1913)
  • Миропольский А., прот. Дневник инородческого миссионера (1911 - 1913)
  • Материалы для истории Екатеринбургской епархии (1914-1915)

списки церковноприходских школ, отчеты о состоянии духовно-учебных заведений, журналы съездов духовенства, уставы церковных братств и т. д.

Литература

  • Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке, 1801 - 1917 гг.: Библиогрфический указатель в 3 томах. Т.1. А-М. - New York, 1998, С. 108-110.
  • Беляева Л.Н., Зиновьева М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России 1901 - 1916. - Л., 1958. Т.1. С. 527.
  • Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703 - 1900 гг. (Материалы для истории русской журналистики). Репринт. - М., 1995, Т.1. С. 487.
  • Павлов В.А. Екатеринбургские епархиальные ведомости // Екатеринбург. Энциклопедия. - Екатеринбург, 2002. С. 188.
  • Периодическая печать в России в 1917 г. Библиографический указатель / Сост.: Григорьянц Т.С. и др. - Л, 1987. Ч.1. № 1148.
  • Рункевич С.Г. Екатеринбургские епархиальные ведомости // Православная Богословская энциклопедия. Т.5. Стб. 354.
  • Христианские периодические издания на русском языке. Библиографический обзор / Сост.: Андреев Г.Л., Троицкий А.Н. // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Т. 3. Т-Я. - М., 1995. С. 538.

Использованные материалы

  • Троицкий А., прот. "Екатеринбургские епархиальные ведомости" // Православная энциклопедия, Т. 18, с. 150-152:
  • Нечаева М.Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886-1917 гг.: Аннотированный библиографический указатель. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009, с. 5-18.



[1]  Цит. по: Нечаева М.Ю. Указ. изд., с. 15.

Редакция текста от: 01.03.2014 00:03:25

"ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google