Еп. Ириней (Орда) |
В миру Орда Харисим Михайлович, родился в 1837 году в с. Самовице.
Его отец был священником, достиг этого сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причетников. С детства Владыка познал нужду и трудности. Но и в том времени он находил светлые стороны. Преосвященный Ириней вспоминал:
Обучался в Полтавской духовной семинарии.
В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.
26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.
25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.
С 1880 года - благочинный Киево-Подольских церквей.
4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре.
С 12 июля 1890 года - епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии.
С 19 декабря 1892 года - епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.
С 17 июля 1893 года - епископ Тульский и Белевский. При поступлении своем на Тульскую кафедру преосвященный Ириней начал "усовершенствовать по Киевским образцам" богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме.
С 2 ноября 1896 года - епископ Подольский и Брацлавский [1].
С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии.
С 29 марта 1900 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек - будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.
С 28 марта 1902 года - епископ Орловский и Севский. За время пребывания в Орле епископ Ириней продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен — чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями.
Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от паралича сердца и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.
В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава преосвященного Иринея. Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. была снесена и сама Успенская церковь.
В 1990 г. в ходе строительных работ на территории кладбища были обнаружены архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили впоследствии на территории Успенского мужского монастыря.
Оценка деятельности
Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.
Издавал и редактировал журнал "Воскресное чтение", редактировал журнал "Руководство для сельских пастырей". В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания.
Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению.
При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священно-церковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте - приходах и расходах, всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.
Заботливость владыки направлялась также к благоустроению прихода вообще, как первоначальной основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить приход по старине, когда жизнь приходская возбуждается преимущественно церковными интересами, возле храма и его школы. Он заботился о возрождении церковных братств, развитии церковных попечительств. Был членом комиссии по организации "Общества ревнителей православия и благочестивой жизни". В заботах об образовании народа в духе церковности владыка обращал особое внимание на церковные школы. Им было заведено много церковных школ женских, ввиду важного значения в крестьянском быту образования жены и матери, как распорядительницы народного просвещения. Заботился он и о духовно-учебных заведениях, о развитии церковно-свечного дела, о правильной постановке епархиальной благотворительности, о миссионерском деле.
Награды
Преосвященный Ириней имел ордена св. Анны I степени и св. Владимира II степени и звание Почетного члена Киевской и Казанской духовных академий.
Труды
- "История Церковной истории".
- "Труды Киев. Д.А." 1891, № 6, 8, 11.
- "Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета". Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901.
- "Руководственное пособие к пониманию Псалтири" М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.)
- Отзыв о поучениях см. "Приб. к "Церк. Вед." 1901 г., № 4, с. 1671-1674.
- Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 8, с. 263.
- Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 22, с. 695.
- "Руководитель к толковому чтению Библии".
- "Разбор сочинения Ренана - "Жизнь Иисуса".
- "За веру и против неверия". "Подол. Еп. Вед." Киев, 1899.
- "Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича".
- "Приб. к "ЦВ" 1893, № 17, с. 680-681.
- Переводы:
- "Земная жизнь Господа Спасителя" (перевод с немецкого). Киев, 1874-1882 гг. и др.
- "Толковая Псалтирь Загабена" (перевод с греческого).
- "Мученики Колизея" (перевод с английского).
- "Пастырские послания Св. Ап. Павла" (перевод с французского и многие другие).
- О религиозном воспитании детей. Калуга, Сардоникс, 2004.
Литература
- "Церк. Вед." 1890, № 31, с. 351.
- -"- 1893, № 31, с. 253.
- -"- 1896, № 19-20, с. 163.
- -"- 1896, № 45, с. 397.
- -"- 1900, № 17, с. 131.
- -"- 1902, № 14, с. 71.
- "Приб. к "ЦВ" 1899, № 13, с. 535, 537.
- -"- 1901, № 45, с. 1671.
- -"- 1904, № 16, с. 585-589.
- "Русск. Паломн." 1888, № 16, с. 195.
- -"- 1904, № 18, с. 311, 312.
- "Церк. Вестн." 1891, № 1, с. 11.
- -"- 1891, № 33, с. 523.
- -"- 1891, № 41, с. 651.
- -"- 1891, № 51-52, с. 817.
- "Изв. Каз. Еп." 1883, № 22, с. 710.
- -"- 1884, № 22, с. после 722, 14-15.
- -"- 1884, № 8, с. 188.
- "Воскр. день" 1900, № 28, с. 710.
- "Моск. Ведом." 1902, № 139-140.
- -"- 1904, № 100, Некролог.
- "Новое время" 1904, № 100, Некролог.
- "Труды Киев. Д.А." 1888, сентябрь, с. 13, 14.
- "Мии. Обозрение" 1901, декабрь, с. 877.
- -"- 1904, август, с. 312.
- "Прав. Собес." 1899, ноябрь, с. 180.
- -"- 1904, май, с. 839-841.
- "Подол. Еп. Вед." 1896, № 50.
- "Екатеринб. Еп. Вед." 1900, № 7-9.
- "Историч. Вестн." 1904, июль.
- -"- 1904, май, с. 760 (некролог).
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 год", с. 104-105.
- "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 511, с. 77.
- Булгаков, с. 1400, 1403, 1405, 1408, 1415.
- БЭС т.I, с. 860
- БЭС т.II, с. 1582, 1709, 1824, 2195.
- БЭЛ т. V, с. 348-349.
- БЭЛ, т.X, с. 622.
- НЭС, т. XIX, с. 625, дополн. т. Iа, с. 837.
- O religioznom nevezstve, in: Prav. Zizn' 1984, 5, 1-4.
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6959
- http://www.orel-eparhia.ru/heritage/bishops/iriney_orda
[1] в БЭС т. II, в стб. 1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 106-107