Досифей (Богданович-Любимский) (+ 1736), архиепископ бывш. Белгородский и Курский
Родился в польском селе Любине близ г. Яворова в семье королевского надворного служителя.
Образование получил в Киевских школах.
В 1711 г. пострижен в монашество и назначен строителем Почарского монастыря в Стародубовском полку.
18 декабря 1718 г. прибыл в Санкт-Петербург и был принят в доме царицы Прасковьи Федоровны.
В 1721 г. отправлен в Мекленбург к герцогине Екатерине Иоанновне.
В 1724 г. назначен обер-иеромонахом в Рижский корпус, но в связи с выводом войск из Риги туда не поехал.
В 1727 г. (по другим источникам - в 1725 г.) назначен архимандритом Звенигородского Саввина-Сторожевского монастыря.
В 1730 г. был участником конференции Правит. Сената с Св. Синодом по вопросу увеличения числа синодальных членов.
6 августа 1731 г. хиротонисан во епископа Белгородского и Курского. 28 ноября того же года возведен в сан архиепископа.
Назначение преосвящ. Досифея в Белгород, как человека образованного, имело своей целью, в первую очередь, поддерживать соответствующий порядок в открытых его предшественником учебных заведениях епархии. И он оправдал возлагавшиеся на него надежды.
С первых же дней он изучил жизнь вверенных ему учебных заведений и о всех нуждах их подробно доложил Св. Синоду.
Из сохранившихся после него документов, характеризующих его архипастырскую деятельность, наиболее важными были две окружные грамоты.
В одной из них он обличал тех людей, которые стремились получить священнические места по наследству, не имея при этом ни образования, ни примерной нравственности.
В другой грамоте архипастырь резко выступил против недостойных христианских обычаев, имевших место при совершении свадеб. Он призывал священство еженедельно увещевать народ против всевозможных суеверий.
Но пастырская ревность архиеп. Досифея увлекала иногда его за пределы архиерейских полномочий. Однажды он взялся за дело выселения евреев, что не входило в область деятельности духовной власти. За это дело Св. Синод потребовал от него объяснение.
Другим противозаконным шагом в деятельности архиепископа было предание вечной анафеме архимандрита и игумена двух харьковских монастырей за то, что они без его разрешения уехали в Петербург с жалобой на архипастыря. В своем донесении Св. Синоду о случившемся он употребил недостойные архипастыря выражения и даже кляузы.
Известно, что он с особой недоброжелательностью относился к любимцам своего предшественника по кафедре. Так, в 1733 г. архиепископ Досифей возводит на иеродиакона Феодосия (Янковского) тяжкое обвинение в святотатстве и в поругании святой иконы. Факт, легший в основу этого обвинения, заключался в том, что иеродиакон Феодосий перенес икону, находившуюся в трапезной и употреблявшуюся в качестве доски для стола, в чулан и вделал в стену. После долгого разбирательства, допроса многих свидетелей и очной ставки с архиереем иеродиакон Феодосий был оправдан, а архиепископ Досифей сознался, что оговорил иеродиакона по злобе [1].
В сентябре 1733 г. Св. Синод отстранил архиеп. Досифея от управления епархией. Затем он был сослан в Курский Знаменский монастырь, где и скончался 23 марта 1736 г.
Литература
- Лебедев А.С. Белгородские архипастыри. Харьков, 1902, с. 39-48.
- Толстой Ю., № 41.
- Булгаков, с. 1403.
- Строев П., с. 167, 633.
- Денисов, с. 479.
- Списки архиереев, № 41.
- Истор.-стат. опис. Харьк. еп. М., 1852, отд. I, с. 7-10.
- Прав. собес., ноябрь, с. 700.
- Н. Д., с. 57.
- БЭЛ, т. II, с. 1242.
- РБС, т. VI, с. 604.
- Харьков. еп. вед., 1871, № 21.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] Прот. Александр Паничкин. "Первый архиепископ Санкт-Петербургский Феодосий (Янковский)" - http://www.bogoslov.ru/text/2039413.html