Константин V Копроним. Изображение на монете. |
Сын императора Льва III, родился в июле 718 года.
По сообщению византийского историка Феофана, когда патриарх Герман крестил будущего наследника престола, случилось зловонное предзнаменование: он испражнился в самой святой купели, и Герман пророчески предрек, что Церковь постигнет через него великое несчастье. Через этот случай и получил будущий император свое прозвище Копроним (от κοπρός — навоз, нечистоты).
Сделавшись взрослым, Константин, по словам того же Феофана, любил забавляться музыкой, пиршествами и пляской. Был он не равнодушен и к красивым юношам.
Второе прозвище - Каваллин, "кобылятник", император обрел из-за своего увлечения лошадьми.
Борьба за власть после смерти отца
После смерти отца 22-летний Константин смог утвердиться на троне лишь после упорной борьбы с мужем своей сестры Артавасдом [1]. Этот Артавасд, женатый на сестре Константина Анне, был стратигом опсикийского войска. Едва он узнал в 742 г. о кончине тестя Льва Исавра, как сразу взял клятву с подчиненных ему войск: стоять за него и не признавать императором никого другого. В это время римская армия находилась во Фригии и готовилась к походу на арабов. Константин позвал Артавасда к себе в лагерь на военный совет. Артавасд отправился в надежде, что сможет легко захватить своего врага, но Константин был настороже. Он послал навстречу зятю патрикия Висира, и когда узнал, что тот убит, бежал в Анатолийскую область. Тамошнее население благожелательно приняло его и обещало поддерживать до самой смерти. Фракисийское войско также взяло сторону Константина.
Между тем Артавасд овладел столицей. Магистр Феофан провозгласил его императором, а византийцев уверил, что Константин умер. Артавасд послал за своим сыном Никифором, бывшим тогда стратигом во Фракии, и поручил ему охрану Константинополя. Сам он, едва вступив в город, восстановил почитание икон и стал готовиться к отражению нападения. Весной следующего года, собираясь в поход, он назначил младшего сына Никиту стратигом войска Армениаков, а старшего, Никифора, венчал на царство.
Константин провел зиму в Амории, собирая и стягивая из азиатских фем верные ему войска. В мае 743 г. он встретился с узурпатором у Сард, вступил с ним в бой и полностью обратил его в бегство. Подчиненные ему войска он привел в покорность, а все их снаряжение присвоил себе. Артавасд бежал в Кизик, а оттуда переправился в Константинополь. Константин не преследовал его, а обратился против Никиты, взял штурмом Модрину, укрепленное место, в котором тот укрылся со своим войском, многих перебил, а самого Никиту обратил в бегство. Только после этого он переправился во фракийские области и подошел к стенам Константинополя. Из-за того, что прекратился подвоз продовольствия, в столице начался сильный голод. Многие византийцы погибли, другие были вынуждены выбрасываться наружу через стены. Те, кто мог, убегали, подкупив с помощью даров городскую стражу. Константин благосклонно принимал всех беглецов и окружал их всяческой заботой. Положение осажденных становилось день ото дня все хуже. Никита еще раз попытался помочь отцу: собрав новое войско, он подступил к азиатскому берегу Босфора и взял Хрисополь. Константин обратился против него, разгромил во второй раз, преследовал до Никомидии и захватил в плен. Наконец, 2 ноября [2] в сумерках, приступив к воротам столицы с сухопутной стороны, Константин внезапно овладел городом.
Артавасд с сыновьями бежал в Вифинию, в Пузанскую крепость, но вскоре был захвачен. Император велел с позором влачить их связанных во время конских состязаний, а потом ослепить. Многие из их сообщников казнены, и Константин утвердил свою власть над всей империей.
Военные кампании Константина
В следующие годы Константин начал упорную войну с арабами. В 745 г. он, пользуясь смутами в государстве Омайядов, укрепил восточно-азиатскую границу и захватил Северную Сирию, в 746 г. разгромил арабский флот у берегов Крита. Борьба продолжалась и после утверждения в халифате династии Аббасидов (750), сосредоточиваясь преимущественно на защите границ, в общем успешной для византийцев.
В начале 750-х гг. военные действия перекинулись уже в Месопотамию и Южную Армению. Император захватил и разрушил старые римские города Феодосиополь, Малатию, Самосату, а жителей их переселил в глубь империи на пустующие земли. Так он расселил множество сирийцев и армян во Фракии, построил для них города, щедро одарил и всегда приходил на помощь, когда она требовалась.
Болгары, увидев построение этих городов, потребовали от Константина уплаты денег. Так как дань не была уплачена, они в 754 г. двинулись войной на Фракию и дошли до Длинных стен Константинополя. Император, бросившись в бой, отважным ударом обратил их в бегство, упорно преследовал и многих перебил. Затем, собрав многочисленные силы, он повел с болгарами упорную борьбу на суше и на воде. С 500 кораблями Константин вошел в Дунай, выжег болгарские земли и захватил множество пленных. У крепости Маркелл он имел еще одну битву, вновь обратил врагов в бегство и нанес им большой урон. Вследствие всех этих поражений болгары ослабли и прислали послов для переговоров о мире.
В 758 году Константин покорил славян, живших в области реки Струма (Стримон), и переселил их в Малую Азию. В 760 году он проник далеко вглубь Болгарии.
В 763 г. началась новая большая война. Болгары убили своих правителей и поставили вождем хана Телеца (или Телеша), мужа, по словам Никифора, спесивого и выказывавшего юношескую дерзость. Собрав и вооружив боеспособных воинов, он в 763 г. храбро напал на ближайшие римские города и крепости. Константин, увидев его отвагу и бесстрашие, послал через море к Дунаю флот из 800 судов, заполненный конным войском. Сам он повел другое войско к городу Анхиалу и под его стенами нанес поражение Телецу и его армии, многих перебил, других взял в плен и велел казнить в Константинополе. Устрашенные болгары убили Телеца и стали просить у императора мира. Константин подступил к Балканам и тут для вида примирился с ними. Однако, когда враги, усыпленные этим, сняли охрану с горных проходов, он внезапно разорвал мир и вторгся в пределы их страны. В результате этого нашествия вся Болгария была сожжена и разграблена римлянами, так что многие селения оказались совершенно истребленными. В следующие годы опустошительные походы неоднократно повторялись.
В 766 году болгары поднялись снова; посланный против них флот потерпел крушение, и лишь в 774 году Константин вновь начал удачную кампанию против хана Церига, но она была прервана смертью Константина. Император вдруг заболел: на ноге у него образовался карбункул, вызывавший жестокие мучения; к этому присоединилась жестокая горячка, и он скончался в сентябре 775 года на корабле вблизи крепости Стронгиле.
Для поддержки византийских притязаний в Италии Константин не имел достаточных сил. Северная и Средняя Италия были при нем окончательно отторгнуты от Восточной империи, сохранившей за собой лишь южную часть Апеннинского полуострова.
Интересно отметить, что наполняя опустевшую (вследствие чумы 746—49 года) столицу переселенцами из Малой Азии и собственной Греции, Константин охотно направлял в эти области славянских переселенцев. Иммиграция славян, и ранее уже оказавшая значительное влияние на экономические и социальные отношения империи (см. Лев III), принимает во время борьбы Константина с болгарами настолько широкие размеры, что не без некоторого основания позволяет говорить об "ославянивании" Греции.
Церковная политика
Подобно отцу, он всю жизнь боролся с почитанием икон и мощей, но внес в эту религиозную распрю столько рвения и неуступчивости, что был назван "Новым Юлианом".
В 754 г. он собрал в Константинополе церковный Собор, который объявил еретиками всех "древо- и костепоклонников". Однако в области церковной стремления Константина не сводились только к иконоборчеству; отрицание иконопочитания было для Константина лишь следствием предпочтения внутренней, нравственной стороны религии и принижения значения ее внешней, обрядовой стороны. Отсюда его борьба против таких якобы религиозных обычаев, как небритье бороды, отсюда закрытие им монастырей, отсюда его близость с павликианами.
Религиозные гонения
Резкая оппозиция, вызванная на Востоке (в Сирии, Палестине, Египте) и на Западе (в Риме) постановлениями собора 754 года, привела Константина, вообще склонного к вспышкам и крутым мерам, к гонениям против иконопочитателей (не ранее 761 года), преимущественно монахов.
Тех из них, которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению, Константин предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами, некоторым выкалывали глаза или обрубали им руки и члены тела. Как бы при возродившемся во второй раз язычестве изобретали по отношению к христианам всяческие злодеяния, с помощью которых стремились обесчестить и погубить всех приверженных запрещенному учению.
Многих, исполнявших государственные или военные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи.
Часть монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до основания. Монахов же принуждал насильно вступать в брак.
В 764 году по доносам клеветников Константин велел казнить многих знатных вельмож, которых обвинил в заговоре против него. Тогда же подан был донос на патриарха Константина. Через некоторое время его с позором свели с амвона, посадили на осла и со многими издевательствами возили по городу. Наконец, император велел отрубить ему голову, а труп бросить в Пелагиевы рвы.
Иконоборческие меры Константина, продолжавшиеся до конца его царствования, вызвали обширную эмиграцию как монахов, так и других иконопочитателей на юг Италии и на берега Черного моря.
Оценки деятельности
Единственными историческими источниками сведений о жизни и деятельности Константина V являются его "оппоненты", православные писатели — летописцы и агиографы, что дает почву для высказываемых позднейшими историками подозрений в их пристрастности, преувеличениях и намеренных искажениях, чтобы выставить характер и деятельность ненавистного им императора в самом невыгодном свете.
Однако и по имеющимся сведениям видно, что Константин был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборчества: исключительные таланты полководца соединялись в нем со способностями искусного политика. Даже враги императора признавали, что в годы его правления в столице было удивительное изобилие дешевых продуктов [3].
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия
[1] По сообщению энциклопедии Брокгауза, Артавасд был "приверженцем иконопочитания"
[2] По Брокгаузу - 2 июня 743
[3] Феофан: 711, 759