Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН КАМАТИР

Перенаправлено со статьи "ИОАНН X КАМАТИР"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн X Каматир (греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καματηρός; + 1206), патриарх б. Константинопольский (1198 - 1206)

Принадлежал к византийской знатной фамилии Каматиров, связанных родством с императорской династиями Комнинов и Ангелов. Иоанн Каматир (родственник Ефросинии Дукены Каматиры, супруги имп. Алексея III Ангела) получил хорошее образование, занимал ряд должностей в ведомстве Великой церкви, до возведения на патриарший престол был хартофилаксом.

5 августа 1198 года поставлен патриархом Константинопольским.

Во время его патриаршества продолжались споры, вызванные обсуждением богословских и научных взглядов Мирона Сикидита. Наиболее опасным из суждений Сикидита было признано учение о тленности Тела и Крови Христовых. В марте 1200 года по инициативе имп. Алексея III был созван Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Каматира, на котором учение Мирона Сикидита было осуждено как ересь [1]. Было также решено прекратить дальнейшие дискуссии, Иоанн Каматир в проповедях ни словом не упоминал об этих вопросах, чтобы избежать чрезмерного возбуждения паствы.

В эти же годы Иоанн Каматир параллельно с имп. Алексеем III вел переписку с Римским папой Иннокентием III. Сохранились два послания папы (лето 1198 и 12 ноября 1199) и два ответных письма Иоанна Каматира Иннокентию (февраль 1199 и весна 1200). Патриарх приветствовал желание папы достичь церковного единства, однако возражал против претензии Рима на первенство и именования Римской Церкви "Матерью Церквей", поскольку Иисус Христос поставил основанием христианской веры всех апостолов, среди которых лишь Он может быть учителем Вселенной (Еф 2, 19-21), а титул "Мать Церквей" по праву принадлежит Иерусалиму. Доктрине папского примата Иоанн Каматир противопоставляет теорию пентархии, говоря о пяти Патриархатах Вселенской Церкви, совместно наследующих апостольское преемство. Иоанн Каматир обвиняет католиков в самочинном решении вопроса об исхождении Св. Духа, в результате чего, по его мнению, на Западе было нарушено древнее церковное Предание. Не отказываясь в принципе от возможности объединения Церквей Запада и Востока, Иоанн Каматир твердо придерживался мнения, что этот вопрос может быть решен только Собором епископов.

С 1203 года, после начала осады Константинополя участниками IV крестового похода, Иоанн Каматир был вовлечен в политическую борьбу вокруг византийского престола. Одни партии требовали от патриарха твердо защищать империю от латинян, другие - вступить с ними в союз и в т. ч. признать примат папского престола. Патриарх был вынужден искать компромиссные решения. Весной 1203 года он совместно с имп. Алексеем III направил письмо кор. Калояну Болгарскому с просьбой помочь в борьбе с крестоносцами. Однако ответа не было, летом 1203 года Алексей III бежал из Константинополя. В 1204 году патриарх Иоанн Каматир стал свидетелем захвата и разорения Константинополя крестоносцами; он покинул столицу и удалился в Дидимотих.

После признания власти Феодора I Ласкаря византийскими городами в Малой Азии Иоанн Каматир весной 1206 года был приглашен в новую столицу Никею, но отказался от переезда и в апреле или мае отрекся от патриаршего престола

Скончался летом 1206 года в Дидимотихе.

По предположению Х. Г. Бека, перу Иоанна Каматира могут принадлежать три небольших анонимных полемических сочинения против латинян, написанные в Византии на рубеже XII и XIII веков [2]. Однако эта гипотеза представляется необоснованной.

Литература

  • PG. 119. Col. 889-893;
  • PL. 214. Col. 756-765;
  • Niceph. Callist. Catalog. // PG. 147. Col. 464;
  • Georg. Acrop. Chron. P. 11;
  • Nicet. Chon. Hist. P. 514-517.
  • Три статьи неизвестного греч. писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии / Изд.: еп. Арсений (Иващенко). М., 1892;
  • Papadakis A., Talbot A. M. John X Camaterus Confronts Innocent III: An Unpublished Correspondence // Bsl. 1972. Vol. 33. P. 26-41;
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. 1977. S. 343, 664-665;
  • Browning R. An Unpublished Adress of Nicephoros Chysoberges to Patriarch John X Kamareros of 1202 // BSEtB. 1978. T. 5. 37-68;
  • Spiteris J. La critica bizantina del primato romano nel secolo XII. R., 1979. P. 261-299;
  • RegPatr, N 1193-1202a; ODB. Vol. 2. P. 1054-1055, 1098;
  • Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni (1081-1261). Camb., 1995;
  • Gastgeber Chr. Sprachliche und übersetzungstechnische Beobachtungen zu dem in den Kanzleiregistern Papst Innocenz' III. überlieferten Schreiben des Patriarchen Ioannes X. Kamateros von Konstantinopel. 1: Einf., Besonderheiten der Übers., Bibelzitate, Ed. // RHM. 1996. Bd. 38. S. 85-127;
  • Hakkarainen M. Der Rhetor Johannes Kamateros: Eine prosopographische Notiz // BZ. 1996. Bd. 89. N 2. S. 377-378;
  • Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. М., 20012. С. 197-202;
  • Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII вв. М., 2006. С. 487-492.

Использованные материалы



[1]  RegPatr, N 1195

[2]  Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 664-665

Редакция текста от: 16.02.2020 16:55:30

"ИОАНН КАМАТИР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google