Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРАФИМ (КУШНЕРЮК)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серафим (Кушнерюк) [1] (1874 - не ранее 1946), епископ б. Мелитопольский и Таврический

В миру Николай Севастьянович Кушнерук, родился 5 декабря 1874 года в селе Дулибы Владимирского уезда Волынской губернии в крестьянской семье. Географическая близость города Холма мотивировала выбор учебного заведения - сначала Холмского духовного училища, а впоследствии Холмской духовной семинарии.

В 1898 году окончил Холмскую духовную семинарию и был назначен надзирателем духовного училища в Холме. Очевидно, во время учебы показал хорошую успеваемость и зарекомендовал себя с положительной стороны, а потому не вызвал замечаний у духовного ведомства.

После года работы на педагогическом поприще был переведен в Варшаву, псаломщиком к Иоанновской кладбищенской церкви в районе Воля.

1 апреля 1901 года в Холме на первый день Святой Пасхи был рукоположен в сан диакона, а на следующий день там же - во иерея. Первым его местом служения стал городок Влодава, где он исполнял обязанности помощника настоятеля.

13 марта 1908 года получил приход в селе Гусином Холмского уезда.

В 1913 году поступил учиться в Киевскую духовную академию. В мае 1917 года окончил полный курс наук и получил диплом кандидата богословия.

Следующие несколько лет оказались для него тяжёлыми. Сначала был назначен капелланом 7-го казачьего полка атамана Денисова с которым он и прибыл на Дон. С 1 января 1918 года работал законоучителем в учебных заведениях. В течение 1918-1920 годов, как отмечал он сам, преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях Александровска-Грушевского (ныне Шахты).

После установления советской власти на Дону и изъятия уроков религии из учебной программы потерял работу. С 1920 по 1923 год служил приходским священником в Донской и Ростовской епархиях. Некоторое время находился под арестом в Новочеркасской тюрьме.

Репрессии заставили священника искать возможности выезда из СССР. Для этого нашлось и необходимое формальное основание - рождение и проживание на территории, которая отошла в состав Польши. 7 ноября 1923 года прибыл в Волынское воеводство Польши. Вначале служил в селе Овлочиме Владимирского повята, а с 16 марта следующего года - в Кульчине на Ковельщине. В начале января 1925 года был призван в Варшаву, где получил должность преподавателя Закона Божия для православных детей в общеобразовательных школах города.

В апреле 1936 года покинул Варшаву и вернулся в Волынскую епархию, где стал приходским священником в Ставке Костопольского повята. Его предшественник, священник Арсений Татур, был застрелен 29 сентября 1935 года.

31 августа 1937 года был переведён в село Мокрец Владимирского уезда. Мокрецкий Успенский приход с приписными деревнями и колониями насчитывал почти две тысячи православных. Построенная в 1882 году деревянная церковь была в хорошем состоянии. Место настоятеля давало достаточное материальное обеспечение. Более 45 га приходской земли предназначались для использования священнику. Пашню и сенокос он отдавал на союз и в аренду. Кроме этого, получал государственную дотацию и плату за преподавание религии в местных школах. С 1920 года язык проповедей в Мокрецкой церкви был украинским; на нём же же преподавали Закон Божий детям в четырёх школах на территории прихода. Его служение в Мокреце продолжалось до 1939 года.

В следующем году возглавил православную общину в селе Туричаны на Волыни, где служил до начала Великой Отечественной войны. Неизвестно, как складывалась судьба священника течение 1939-1941 годов, но вероятно, именно в этот период упокоилась его матушка.

В марте 1942 года принял в Милецком монастыре монашество с именем Серафим. Был возведен в достоинство архимандрита и до конца лета того года возглавлял обитель как настоятель.

Собор епископов автономной Украинской Православной Церкви определил его к епископскому служению. Епископская хиротония во епископа Николаевского состоялась 21 или 31 июля 1942 года в Успенской Почаевской Лавре. Хиротония епископа Серафима стала одной из последних совершенных Украинской автономной Церквью в тот период: немецкая оккупационная власть усилила контроль за церковной жизнью и рукоположение новых епископов оказалось в зависимости от решения чиновников Райхскомисариата Украины.

В середине сентября 1942 года был назначен викарным епископом Херсонской и Николаевской епархии, а в декабре того же года - самостоятельным Мелитопольским и Таврическим архиереем с резиденцией в Мелитополе.

По прибытии в Крым из Николаева был резко негативно встречен действовавшими там автокефалистскими и румынскими священослужителями [2]; испытывал также давление со стороны немецких оккупационных властей.

Наступление советской армии заставило епископа выехать на Запад. 14 сентября 1943 года оставил Мелитополь и следующие несколько недель скитался по Югу Украины, а в октябре выехал за пределы епархии. Скитался по городам и сёлам Украины. Затем оказался в Румынии, где с 3 сентября 1944 по 29 августа 1945 года жил в монастыре Черника близ Бухареста.

Осенью 1945 года он приехал в Польшу, где надеялся остаться. Однако, через месяц оказался в СССР, на Волыни.

31 декабря 1945 года епископ Волынский Николай (Чуфаровский) выдал ему справку о направлении в Дерманский монастырь для временного пребывания. На момент отъезда в Дермань в анкете регистрации священнослужителя 5 января 1946 года в графе о юрисдикции, отвечал, что "ищет молитвенного общения с Московской Патриархией". 9 января 1946 года уполномоченный Головатов легализовал Серафима (Кушнерука) в качестве "жителя" Дерманского монастыря.

В 1946 году был арестован. Практика ведения следствия советскими карательными органами даёт основания утверждать, что владыке припомнили его участие в белогвардейскому движении, аресты в начале 1920-х годов, сотрудничество с оккупационными властями. Скорее всего скончался вскорости, в заключении.

Литература

  • Шкаровский М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 517.
  • Борщевич В., "Єпископ Мелітопольсько-Таврійський Серафим (Кушнерук): повернення із небуття", Юго-Запад Одессика. Историко-краеведческий научный альманах, 2009, № 7, 223-228:

Использованные материалы



[1]  Или Кушнерук

[2]  Шкаровский М. В., "Деятельность Румынской Духовной Миссии на Юго-Западе Украины и в Приднестровье в 1941-1944 гг.", http://ava.md/projects/history/016186-deyatel-nost-ruminskoi...tml

Редакция текста от: 21.10.2013 02:52:46

"СЕРАФИМ (КУШНЕРЮК)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google