Бюст Валериана. Мрамор. 253-260 годы. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека |
Родился в 190 году в знатной римской семье. В правление Деция занял восстановленную должность цензора, т. е. "блюстителя нравственности" (249-251).
При имп. Требониане Галле (251-253) командовал легионами рейнсской армии. Весной 253 года, после гибели императора и его сына в борьбе с мятежным полководцем дунайской армии Эмилианом, Валериан возглавил поход рейнской армии против мятежника и разгромил его. В конце лета 253 года Валериан вступил в Рим, став легитимным преемником Требониана Галла и Деция.
Во время своего правления Валериан стремился преодолеть кризис, в котором оказалась империя в результате гражданских войн и ослабления обороны внешних границ. Ему удалось лишь частично добиться успеха. Балканские провинции опустошались вторгшимися готами и сарматами. В 253 году, когда основные силы римской армии были связаны гражданской войной, персидские войска шаханшаха Шапура I совершили поход в Сирию, овладели Антиохией, разграбили ее и беспрепятственно ушли за Евфрат. После этой катастрофы Валериан вынужден был обратить внимание прежде всего на Восток. Оставив в Риме сына Галлиена, провозглашенного августом и соправителем, он расположил свою ставку в Самосате (Сирия). С 254 года римские войска вели безуспешную войну на восточной границе с персами. Уже в 256 году они потеряли крупнейшую пограничную крепость Дура-Европос, хотя основные владения римлян в Сирии были защищены. На Западе постепенно рейнская и дунайская границы были вновь укреплены, положение стабилизировалось.
Император Валериан в персидском плену. Мериан Маттеус Старший. 1593-1650. Эрмитаж |
Сцена пленения Валериана изображена на четырех монументальных наскальных рельефах близ Персеполя: Валериан в унизительной позе пленника, склонившегося перед могущественным царем государства Сасанидов, а также на камее того времени (Кабинет медалей Лувра): шаханшах и император скачут навстречу друг другу, Валериан поднял для удара меч, Шапур хватает его за руку. В 1930-х годах была обнаружена надпись о деяниях Шапура I, сделанная на трех языках, в которой значительное место отводится разгрому и пленению Валериана.
Стабилизация положения империи при Валериане оказалась непрочной, и в 260-х годах империя распалась на множество независимых владений, оспаривавших приоритет друг у друга; политический кризис достиг своего апогея.
Гонение Валериана
Первоначально Валериан относился благосклонно к христианам, о чем свидетельствует свт. Дионисий Александрийский, хотя это труднообъяснимо ввиду приобретенной Валерианом в правление Деция репутации защитника традиционной римской религии. Летом 257 года произошел поворот имперской политики в сторону преследования христиан. Были изданы два указа (вероятно, отдельно для Запада и Востока), тексты которых до нас не дошли, но содержание с достаточной точностью реконструируется на основании свидетельств свт. Дионисия, патриарха Александрийского, и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского.
Гонение имело два этапа: на первом оно было направлено исключительно против представителей христианского духовенства, запрещало христианские собрания и богослужения, что стало известно из актов допроса свт. Дионисия Александрийского проконсулом Египта Эмилианом. Он убеждал Дионисия поклониться языческим богам, дабы его примеру последовали и остальные христиане. Встретив отказ епископа, Эмилиан упрекнул его в неблагодарности к милостям императора и объявил, что за непокорность тот высылается в Ливию, христианам же категорически запрещается собираться на христианских кладбищах для богослужений. Но собрания христиан не прекращались, ссылаемые представители духовенства сохраняли связи с паствой, их авторитет среди верующих только возрастал, а паства укреплялась в христианской вере. Так, еп. Киприан Карфагенский воодушевлял из ссылки свою паству воззваниями, оказавшими на верующих особое влияние.
Второй этап гонений начался с распространения действия эдикта на всех христиан без исключения. По свидетельству Киприана, второй указ Валериана гласил:
Рядовые христиане в указе прямо не упоминались, но подразумевались.
Мученических актов времени гонения Валериана сохранилось немного, самые известные из них - акты Киприана Карфагенского (+ 14 сентября 258). Первую редакцию актов составляют "Жизнь и страдания Киприана", написанные его диаконом Понтием; вторую - проконсульские акты - записи допросов Киприана у римского проконсула. Из других мучеников того времени известны еп. Сикст II Римский и его диакон Лаврентий (+ 10 августа 258); еп. Фруктуоз Таррагонский (Испания) с двумя диаконами, Авгурием и Евлогием (+ 21 января 259); диакон Иаков и чтец Мариан в Нумидии (Северная Африка).
Пленение и гибель Валериана в Персии христиане считали наказанием за его гонение. Действие эдиктов против христиан было прекращено Галлиеном вскоре после известия о пленении Валериана.
Литература
- BHL, N 2037-2041=CPL, N 52-53;
- Valeriani duo // Scr. hist. Aug.;
- Aurelius Victor. De caesaribus. 32-33;
- Lact. De mort. persecut. 5;
- Euseb. Hist. eccl. 7. 10-13;
- Eutropius. Breviarium. 9. 7-11;
- Orosius. Historia contra paganos. 7. 22;
- Zosim. Hist. 1. 28-41.
- Healy P. J. The Valerian Persecution. L.; Boston, 1905;
- Alföldi A. Studien z. Geschichte der Weltkrise d. III. Jh. nach Christus. Darmstadt, 1967;
- Bleckmann B. Die Reichskrise d. III. Jh. in der spätantiken und byzantinischen Geschichtsschreibung. Münch., 1992;
- Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. М., 19942. С. 122-134;
- Болотов. Лекции. Т. 2. С. 126-133.
Использованные материалы
- И. О. Князький. "Валериан" // Православная энциклопедия, т. 6, с. 530-531