Михаил (Семенов) (1874 - 1916), архимандрит, старообрядческий епископ Канадский
В миру Семенов Павел Васильевич, родился в 1874 году в городе Симбирске в семье купца.
В 1895 году окончил Симбирскую духовную семинарию и поступил на казённый счет в Московскую духовную академию.
В 1897 году перешел на третий курс Казанской духовной академии, где 26 ноября 1899 года был пострижен в монашество с наречением имени Михаил, а 28 числа того же месяца рукоположен во иеромонаха.
По окончании академии, как лучший из студентов, был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре канонического права, причем для пополнения своего образования был командирован за границу - на Восток, в которой командировке пробыл с марта по июль 1900 года.
26 августа 1900 года определён преподавателем в Воронежскую духовную семинарию.
18 декабря 1901 года на магистерском коллоквиуме в актовом зале Казанской духовной академии защитил представленное им на соискание степени магистра богословия сочинение на тему: "Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви".
В 1901-1903 годах - участник Религиозно-философских собраний, где выступал с традиционно-церковных, консервативных позиций.
В 1903 году по окончании Санкт-Петербургской духовной академии и защиты диссертации был возведен в сан архимандрита и получил звание профессора канонического права.
После революции 1905 года перешёл на позиции церковного обновления и "социального христианства", член "Группы 32-х", один из основателей "Союза церковного обновления", близкого к идеям "Христианского братства борьбы", член Московского и Петербургского РФО, религиозно-общественный деятель, публицист, издатель и активный сотрудник журнала "Век", после его закрытия издавал журнал "Товарищ", где изложил собственную концепцию "мировой религии свободного духа", в которой христианство сочеталось с идеями утопического коммунизма.
В 1906 года вступил в партию Народных социалистов, 29 ноября того же года, согласно прошению, был "уволен от духовно-учебной службы" в СПбДА и сослан в Задонский монастырь [1].
Опасаясь отлучения от Церкви, присоединился в 1907 г. в сущем сане к Старообрядческой церкви белокриницкого согласия, а в 1908 г. хиротонисан во епископа на Канадскую кафедру, однако не сумев вовремя прибыть в свою епархию, был постановлением Освященного собора от 31 августа 1910 был запрещен в священнослужении (перед смертью это запрещение было снято).
В 1909 году образовал движение реформистское "Свободных христиан".
Сотрудничал в старообрядческих изданиях: еженедельнике «Церковь», журналах «Старообрядческая мысль», «Старая Русь», издал множество брошюр и книг. Единомышленники называли его «апостолом ХХ века», противники угрожали расправой. Зарабатывал на жизнь физическим трудом.
В октябре 1916 г. был найден на улице зверски избитым, скончался от ран в богадельне Рогожского кладбища, где и был похоронен.
О нем
А.Левитин-Краснов, В.Шавров "Очерки по истории русской церковной смуты"
Литература
- Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., Церковь, 1996.
- Панкратов А. С. Ищущие Бога. Очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911, с. 123—127.
- А.Левитин-Краснов, В.Шавров "Очерки по истории русской церковной смуты. М., Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
Использованные материалы
- Николай Абрамов, "Магистерский диспут преподавателя Воронежской духовной семинарии иеромонаха Михаила", Воронежские епархиальные ведомости, 1902, № 4 неофиц. часть, с. 152-156.
[1] Определение Святейшего Синода №6810 от 29 ноября 1906 года .Воронежские епархиальные ведомости, 1907, № 1, с. 2
[2] Булгаков С.Н. Духовенство и политика. - Товарищ, 6 декабря 1906 г., письмо в редакцию по поводу дела о. архимандрита Михаила
[3] Русское слово, 1906, 8 декабря, № 134, с. 4