Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АГАПИТ (БОРЗАКОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Агапит (Борзаковский)
Архиеп. Агапит (Борзаковский)
Агапит (Борзаковский) (1860 - 1937), архиепископ Новоторжский, викарий Калининской епархии

В миру Александр Корнилович Борзаковский, родился в 1860 г. в с. Остаповка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье священника. Окончил Медицинский факультет Московского императорского университета. Работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии.

С 1909 г. состоял в братии Яблочинского Онуфриева монастыря в Седлецкой губернии (до 1917 г.), где принял монашество и был рукоположен во иеромонаха.

В 1914 - 1917 годах - военный священник на Северном фронте близ Риги.

В 1918 г. назначен настоятелем Одрина Николаевского монастыря Орловской епархии.

12 декабря 1921 г. хиротонисан во епископа Карачевского, викария Орловской епархии.

Назначен временно управляющим Дмитровским викариатством Московской епархии (вероятно, после 12 декабря 1922 г. - дня ареста священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского).

Поскольку Карачев с уездом относился к Брянской губернии, образованной в 1920 г., через некоторое время он вошел в состав Брянской епархии.

В анкете, составленной для регистрации Брянского епархиального управления в 1927 г., епископ Агапит с 1922 г. именуется Брянским и Карачевским. Согласно «Списку православных религиозных Общин, заявивших до 15 сентября 1924 года о добровольном признании духовной власти (окормления) епископа Брянского и Карачевского Агапита» г. Карачев с уездом к этому времени входил в Брянскую епархию.

По другим данным, епископ Агапит с 15 ноября 1923 г. временно управлял Брянской епархией; с 25 мая 1924 г. - епископ Брянский и Карачевский.

Он постоянно жил в г. Карачеве. 16 сентября 1924 г., по личному распоряжению начальника Губернского секретного отдела, у епископа Агапита была отобрана подписка «о прекращении духовного окормления Епархии впредь до регистрации». Вскоре после этого владыка направил в Брянскую губмилицию заявление, в котором объяснял, что, получив назначение на кафедру Брянского епископа - и добровольно избранный церковными общинами Брянской губернии, он не регистрировался на основании разъяснения Наркомюста от 25 августа 1922 г. о том, что епархиальная организация не подлежит регистрации. Преосвященный Агапит представил необходимые для регистрации документы, в том числе список около 250 приходских общин, которые признали его своим епископом. 8 апреля 1925 г. владыка был вызван в Брянский ГИК и получил вторичное предупреждение не давать никаких распоряжений по епархии до его регистрации, о чем вынужден был дать расписку. Но регистрацию он не получил и в скором времени был сослан в Тверскую губернию.

В 1927 г. епископ Агапит вернулся из ссылки во вверенную ему Брянскую епархию. 19 мая 1927 г. в храме в честь Рождества Христова г. Брянска состоялся «Брянский епархиальный съезд духовенства и мирян староцерковной ориентации», на котором епископ Агапит был избран правящим архиереем Брянской епархии. На его имя, как «преосвященного Брянского», поступило письмо от и. д. местоблюстителя патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия от 31 мая 1927 г. с сообщением об образовании при и. д. местоблюстителя Временного Патриаршего Синода и предписанием подать заявление местной власти о регистрации преосвященного с состоящим при нем Епархиальным советом. 7 июня 1927 г. преосвященный Агапит, ссылаясь на вышеуказанное письмо митрополита Сергия, подал прошение в Отдел управления при Брянском губисполкоме о регистрации его как епископа Брянской епархии с назначенным им временным Советом (поскольку все члены Совета жили в Карачеве, то можно сделать вывод, что и епископ Агапит по-прежнему жил в Карачеве). На прошении стоит виза: «По мнению ГО ОГПУ, от допущения намеченной организации необходимо воздержаться. 18/VI-27 г.». 27 июня 1927 г. епископ Агапит вновь обращается в Брянский отдел управления при губисполкоме с прошением сообщить о результатах ходатайства о регистрации или выдать «письменное разрешение о безпрепятственности к возобновлению деятельности по управлению Епархией». На прошении стоит виза: «В регистрации отказано. 28/VI-27 г.».

В 1927 году владыка вновь был назначен епископом Карачевским.

Летом 1928 года года назначен викарным епископом Стародубским, выехал в г. Стародуб Клинцовского округа Западной области (ныне Брянской области), где жил и служил до лета 1930 года. По другим данным, назначен епископом Стародубским 4 июня 1930 года [1].

За этот период времени он посещал г. Москву два раза: в 1928 и 1930 годах. Был лишен избирательных прав.

В начале июля 1930 года был экстренно вызван в г. Брянск, где 5 июля его задержали под подписку о невыезде. Через месяц он был арестован.

15 декабря 1930 г. решением особой тройки ОГПУ по Западной обл. по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР приговорен к 10 г. лишения свободы по обвинению «в организации в г. Брянске и в г. Карачеве монашеских ячеек антисоветского характера с целью подрыва советской власти». Подал заявление о помиловании безвинно осужденных по его делу людей, просил и о пощаде к себе ввиду своей тяжелой болезни астмой. Прошение было отклонено. 6 января 1931 г. этапирован в Зырянский край (ныне - Республика Коми), где отбывал заключение.

22 ноября 1933 г. был досрочно освобожден.

В 1933 г. был назначен епископом Новоторжским, викарием Калининской и Кашинской епархии.

В 1934 г. возведен в сан архиепископа с оставлением управляющим Новоторжским викариатством.

27 августа 1936 г. арестован. 20 октября 1936 г. по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР) приговорен к 5 г. ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал на ст. Щербакты Цюрюпинского района Павлодарской области Казахстана.

18 ноября 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Проходил по групповому делу "Дело архиепископа Агапита (Борзаковского) и др. Павлодар, 1937г.". Признал себя виновным.

Из протокола допроса обвиняемого Борзаковского А.К. от 19 ноября 1937 года:

Вопрос: Вы арестованы как член контрреволюционной сектантской организации. Дайте по существу показания.
Ответ: Я впервые был арестован в июле месяце 1929 года как активный член контрреволюционно-сектантской организации. Вторично я был арестован тоже по ст. 58 п.10 и 11 УК к 5 годам ссылки. В настоящее время, будучи в ссылке, я признаю, что не прекратил бороться с советской властью. Я в практической своей работе среди верующих внедрял, что советская власть есть не только противник религии, но и эта власть ведёт к уничтожению человечества. В целях создания недовольства на советскую власть я среди верующих вел контрреволюционную пропаганду, распространял среди верующих вымышленную контрреволюционную провокацию по адресу вождей и руководителей советской власти, утверждал, что в скором будущем этой власти не будет. Других контрреволюционных высказываний с моей стороны не было.
Вопрос: При каких обстоятельствах вы высказывали недовольство на советскую власть?
Ответ: Проживая на частной квартире у верующей Торницыной Татьяны, где ежедневно собирались и другие верующие, я среди них вёл эту контрреволюционную пропаганду, в чём и признаю себя виновным.
Вопрос: С кем вы были связаны из духовенства по месту жительства?
Ответ: Я был связан с духовными лицами, отбывающими ссылку в Щербактах, – Шаргуном Василием Варфоломеевичем и Перепилевским Иваном Яковлевичем.
Вопрос: Что вы можете сказать о контрреволюционных действиях Шаргуна и Перепилевского?
Ответ: Я в первых числах марта 1937 года вместе с Шаргуном и Перепилевским прибыл в ссылку, с этого времени мы стали посещать друг друга и одновременно совместно проводить контрреволюционную агитацию.
Вопрос: В каком направлении вы проводили контрреволюционную агитацию?
Ответ: Я повторяю, что я внедрял среди верующих то, что советская власть долго существовать не может, т.к. она ведёт борьбу против религии, а религия есть достоинство человека. В этом вопросе Шаргун и Перепилевский меня поддерживали.
Других разговоров между нами не было, и больше по существу дополнить ничем не могу. Показания записаны с моих слов, мне прочитаны [2].

25 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области по обвинению в «организации контрреволюционной группы, проведении антисоветской агитации» приговорен к расстрелу.

Расстрелян 28 ноября 1937 г. в 2 часа ночи [3].

В апреле 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Павлодарской обл. по делу 1937 г. 5 июля 1989 года реабилитирован Прокуратурой Брянской обл. по делу 1930 г.

Использованные материалы



[1]  Существует также версия датировки летом 1927 года, но это наименее вероятно, т.к. существуют сведения что до марта 1928 года кафедру занимал Памфил (Лясковский).

[2]  Цит. по Игумен Иосиф (Еременко). Архиепископ Агапит (Борзаковский). Доклад на Международной научно-практической конференции «Поминайте наставников ваших», посвященной 55-летию преставления святителя Николая, митрополита Алма-Атинского, исповедника, и 35-летию со дня кончины митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова), г. Алматы, 25 октября 2010 г. - http://www.blagosobor.ru/node/7035

[3]  По Православной энциклопедии - скончался в мае 1938 года.

Редакция текста от: 13.12.2016 09:44:47

"АГАПИТ (БОРЗАКОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google