Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

САУРОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в д.Cаурово, 14 сентября 2006. Фото с сайта sobory.ru
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в д.Cаурово, 14 сентября 2006. Фото с сайта sobory.ru
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Уползах в деревне Саурово Московской епархии

Находится на погосте, в стороне от деревни.

История

История храма восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен".

Еще 1577 году на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское".

В начале XVII века " у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией". Во владении церкви находится лес полторы десятины, пашни по Клязьме 30 копен. За все приходилось платить "дани - 11 алтын, 4 деньги".

С середины XVII века в храме служили священники: Иван, Трофим Иванов, Григорий, Илья Григорьев.

В 1704 году была построена новая церковь, тоже деревянная. По штату 1790 года церкви полагается один священник, один диакон и два "церковника".

К началу XIX века деревянная церковь сильно обветшала.

В 1830 году по благословению митрополита Филарета (Дроздова) на средства помещика Рюмина и "тщанием прихожан" была построена новая каменная церковь с каменной колокольней. В теплой трапезе, в приделе с правой стороны, находится престол во имя пророка Божия Илии, а в левой - во имя святителя Николая. Благоустройство храма продолжалось долгие годы, клировая ведомость за 1847 год свидетельствует: "Церковь настоящая не освящена, нет в ней лампад и клиросы еще не сделаны". В приход церкви входили: крестьяне помещика Николая Гавриловича Рюмина; крестьяне деревень казенного ведомства: Демидово, Щекутово, Назарьево, Гридино, Городок, Ковригино, Курово, Улитино, Гора, Стремянниково, Мишутино, Корнево, Саурово. Во всех означенных деревнях одна пятая часть "раскольники по поповщине". В середине XIX века при храме числилось четыре двора, в них проживало два десятка человек.

Со временем от прихода были отписаны несколько деревень к Параскевской церкви у речки Березовки и к Никитской церкви у речки Дроздны. С 1885 года при церкви положен двухклирный состав причта: два священника, диакон, два псаломщика. На содержание причта шли проценты с банковского церковного капитала.

В 1890-х годах местный уроженец Иван Петрович Абрамов, хозяин платочной фабрики в Корнево, заново отделал церковь и построил земскую школу [1].

Храм многие годы благоустраивался при помощи жертвователей: крестьянина Шевелкина, фабрикантов Щукиных, Абрамовых, Алексеевых.

В начале XX века церкви принадлежало: земли - 73 десятины; двухэтажный дом, в котором помещались церковно - приходская школа, квартиры строителей, учителя; часовня в деревне Мишутино; часовня в деревне Ковригино.

На 1903 год приход церкви составлял 11 деревень с православным поселением 4,5 тысячи человек, не считая старообрядцев. Весной, во время разлива Клязьмы, крестьяне добирались до церкви на лодках, которых имелось на этот случай в достаточном количестве.

После Октябрьской революции храм не закрывался, прихожане его отстояли.

В 1930-х годах были сброшены колокола, но богослужения продолжались.

27 ноября 1937 года был арестован псаломщик мч. Сергей Архангельский, а 26 января 1938 года арестовали сщмч. диакона Евгения Никольского.

На начало XXI века погост Уполозы - основное кладбище Павловского Посада, в церкви совершаются богослужения и все соответствующие требы для прихожан и жителей города и окрестных деревень.

Архитектура

Церковь построена по проекту архитектора Шестакова, представляет собой однокупольную церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. В трапезной - Ильинский и Никольский приделы. Колокольня венчается небольшим куполом со шпилем, который заканчивается крестом.

В центральной части храма находится иконостас, поставленный по окончании строительства храма. В южном и северном приделах - иконостасы 1870 года декорированы в духе эклектики, с элементами псевдорусского стиля.

Настенная живопись относится к концу XIX века. В храме сохранились иконы, представляющие несомненный исторический интерес: "Страшный суд" (конец XVII - начало XVIII века), "Успение Пресвятой Богородицы" (XVII век), "Спаситель" (XVII век).

Много лет в храме на Уполозах хранилась чудотворная икона великомученика Никиты из храма Никитского погоста у деревни Бывалино, которая в 1996 году была передана вновь открывшемуся храму. В церкви сохраняется старинная плащаница, надпись на которой гласит, что вложена она при священнике отце Илье и старосте Павле Яковлевиче Щукине.

Часовни, приписанные к храму:

  1. В честь Успения Божией Матери в д. Саурово
  2. В честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в д.Назарьево.
  3. В честь апостолов Петра и Павла в д.Ковригино.
  4. В честь равноапостольных Константина и Елены в д. Демидово (над святым колодцем в лесу).
  5. В честь Тихвинской иконы Божией Матери в д.Улитино.
  6. В честь сщмч. Дорофея в д. Щекутово.
  7. В честь иконы Божией Матери, именуемой “Троеручица” в д.Мишутино.
  8. В честь Боголюбской иконы Божией Матери в д. Курово. Часовня.

Настоятели

Использованные материалы



[1]  http://www.info-posad.ru/index.php?deist=view_firms&firm=562

Редакция текста от: 28.02.2013 16:11:47

"САУРОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google