Иером. Ираклий Сахалинский |
Родом был из бурят. Однажды во время сильного наводнения - вероятно, после землетрясения 1861 года, когда на берегу Байкала образовался залив Провал - его селение затопило. Спасаясь от гибели, он дал обет принять Христианство, если останется жив. Всё население, кроме него, погибло.
Тогда он принял Православие и поступил в Посольский монастырь. Вёл там подвижническую жизнь, удивляя старых монахов своими подвигами самоизнурения.
После посвящения в сан иеромонаха отправился миссионером на Амур. Имел успех как проповедник Евангелия среди нивхов и гольдов.
В 1882 году был переведён на Сахалин в новооснованный пост Александровский. Сахалинская каторга тогда только начиналась, условия жизни были тяжелейшие. Для церкви отцу Ираклию предложили надзирательскую будку, но он отказался от нее, ссылаясь на тесноту. В хорошую погоду он служил на площади, а в плохую - в казарме или где придется, одну обедницу.
В 1886 году был переведен в Тымовский округ Сахалина. Центром его служение стало селение Рыковское (ныне Кировское). Сооружение местной церкви началось еще до его приезда, но шло вяло. Первая служба отца Ираклия в Рыковском состоялась прямо на площади, на открытом месте, 22 июня 1886 года. Видя, что до постройки церкви еще далеко отец Ираклий стал хлопотать об устройстве временной церкви в одной из казарм местной тюрьмы. Постоянный храм был выстроен в 1888 году.
По обязанности миссионера он ездил раз или два в год к Ныйскому заливу и по Поронаю крестить, приобщать и венчать инородцев. К 1890 году им было просвещено до 300 орочей.
В 1890 году отец Ираклий познакомился прибывшим на Сахалин А. П. Чеховым. О своем служении он рассказывал Чехову:
Был вызван в Москву для доклада о его миссионерской деятельности среди гиляков и айнов [1]. Стал попутчиком Чехова на пароходе "Байкал" из Рыковского на Южный Сахалин и во Владивосток. Из Владивостока 13 октября 1890 года вместе с писателем они отплыли на теплоходе "Петербург" в Одессу. Затем они встречались они и в Москве. Впоследствии имел и переписку с Чеховым - в архиве писателя сохранились два письма отца Ираклия [2].
Обратившийся к Богу бывший революционер-народоволец Иван Ювачев находился с отцом Ираклием в дружеских отношениях, писал о нем как о человеке веселого нрава, сообразительном и предприимчивом.
На основе архивных документах о крещениях, исследовательница Н. В. Потапова заключила что, в свое время, отец Ираклий собрал "самый большой «урожай» на ниве просвещения Святым крещением аборигенов Сахалина" [3].
Награды
- позолоченный наперсный крест (1890/91)
Литература
- Чехов А. П., Остров Сахалин 1890-1895 - Соч. тт. 14-15, М.: Наука, 1987, 241, 306, 812.
Использованные материалы
- Костанов А. И., Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах. Исторический очерк, Южно-Сахалинск: Общество изучения Сахалина и Курильских островов, 1992, 35-36.
- Ростислав (Колупаев), игум., "Обзор некоторых событий церковной истории на Сахалине и Курильских островах," 2001, православный портал А. Лебедева Pagez.ru, раздел Святоотеческое наследие:
- Бараев Владимир, "120 лет назад: Остров Сахалин Антона Чехова," еженедельник Информ Полис, перепечатка в портале Клуб Путешественниц, 27 декабря 2010:
- Потапова Н. В., Вероисповедная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востока во второй половине XIX-начале XX вв. (на примере Сахалина), Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2009, 235-236.
[1] Рейфилд Д., Жизнь Антона Чехова, М.: Независимая газета, 2006, 319, цит. по http://petro-gulak.livejournal.com/967993.html
[2] От 17 февраля и 2 мая 1892 года. Хранились в Российской Государственной Библиотеке.
[3] Потапова Н. В., Вероисповедная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востока во второй половине XIX-начале XX вв. (на примере Сахалина), Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2009, 235.