Айны. Сахалин, нач. XX века. Фото Бронислава Пилсудского |
Уровень общественного и хозяйственного развития айнов крайне низок: форма социальной организации - родовая община; письменность отсутствует; источники существования - рыболовство, собирательство и охота. В XVII-XVIII веках айны жили на Камчатке, Курильских островах, Сахалине, в низовьях Амура, на островах Хоккайдо и севере Хонсю. В результате депортаций, предпринимавшихся японской и советской администрациями, а также ассимиляции в настоящее время айны живут только на острове Хоккайдо. Их численность не превышает 15-17 тыс.
Верования и обряды айнов сходны с религиозными воззрениями и обычаями иных неписьменных народов. При этом шаманизм не получил среди них распространения. Религиозные обряды исполняются старейшими мужчинами рода или деревни при участии всей общины. Религиозная роль женщины ограниченна, т. к. она считается нечистым существом. Основная религиозная категория - камуй включает духов, а также умерших и даже стариков, которым более 70 лет. Айны знают "верховного бога", сотворившего мир ("истинного бога"), - Пасэ камуя, от которого получают жизнь и силы низшие духи, но представления о нем весьма смутны. Объектами почитания являются духи, ближе стоящие к человеку: духи небесных явлений, частей природы, дома. Жилище айнов сакрализовано; оно закладывается и возводится с совершением ритуальных действий. Каждый дом имеет "окно богов" на противоположной от входа (обычно восточной) стене. Через это окно и посредством жертвоприношений на очаге и близ дома на священной части усадьбы айны осуществляют связь с духами. Специальных храмов айны не строят: их храмами являются жилища, а жрецами - главы семейств. Камуи, отвечая на молитвы людей, могут являться в земной мир, принимая облик какого-либо промыслового животного. Воплощенный камуй сам выбирает, перед кем ему явиться и кому отдать свою плоть в качестве дара, чтобы с подарками от людей вернуться в мир духов. В этом суть охотничьей обрядности айнов. Многие животные и растения рассматриваются айнами как воплощения определенных камуев. Айны делят духов на добрых, нейтральных (высшие небесные камуи) и злых.
Айны. Сахалин, нач. XX века. Фото Бронислава Пилсудского |
Главным предметом религиозного культа у айнов являются инау - специально оструганные палочки и столбы или особо снятые древесные стружки. Инау считаются посланниками людей в мир духов. Айны уподобляют их человеку, живому телу. Многие исследователи полагают, что палочки инау - это субституты человеческих жертвоприношений. По отрывочным сведениям, еще в XIX веке айны практиковали тайные человеческие жертвоприношения, сопряженные с актами ритуального каннибализма [1]. Животные, которых и сейчас айны приносят в жертву, также рассматриваются как посланцы к камуям с просьбами. Медведь, почитаемый родоначальником айнов, окружен ими особым почетом. Убийство медведя рассматривается как дар зверя людям своей плоти, душа же его возвращается в мир духов. Но исключительное значение имеет жертвоприношение медведя, выращенного в неволе. Подобно многим австронезийским народам, айны имеют традицию выращивания диких животных в неволе, но только медведь рассматривается как член семьи. Обряд принесения в жертву выращенного в неволе медведя айны именуют "проводами божества". Похороны человека считаются проводами его в мир духов. Смысл обряда поминовения - воссоединение рода, его живых и умерших членов.
Лишь небольшая часть айнов хранит традиционные верования и обряды по сей день.
Литература
- Добротворский М. М. Айнско-русский словарь. Каз., 1875;
- Анучин Д. Н. Племя айнов // Изв. Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1876. Т. 20. Кн. 2. Вып. 1;
- Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. СПб., 1883-1903. Т. 1-3;
- Chamberlain B. H. The Language, Mythology and Geographical Nomenclature of Japan viewed in the light of Aino Studies. Tokyo, 1887;
- Пилсудский Б. О. Отчет о командировке к айнам и орокам о. Сахалина в 1903-1905 гг. // Изв. Рус. комитета для изучения Средней и Восточной Азии. 1905. № 5. 1907. № 7;
- Pilsudski B. Der Schamanismus bei den Ainu-Stämmen von Sachalin // Globus. 1909. Bd. 95. N 5;
- Haas H. Die Ainu und ihre Religion // Bilderatlas zur Religionsgeschichte. Lpz., 1925. N 8;
- Batchelor J. Ainu Life and Lore. Tokyo, 1927;
- Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933;
- Munro N. G. Ainu Creed and Cult. L., 1963;
- Hilger I. M. Together with the Ainu: A Vanishing People. Oklahoma, 1971;
- Peng F. C. C., Geiser P. The Ainu: the Past in the Present. Hiroshima, 1977;
- Philippi D. L. Songs of Gods, Songs of Humans: The Epic Tradition of the Ainu. Princeton; Tokyo, 1979;
- Ohnuki-Tierney E. Illness and healing among the Sakhalin Ainu: A Symbolic Interpretation. N. Y., 1981;
- Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов: Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе. М., 1988.
Использованные материалы
- А. Б. Зубов. "Айнов религия" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 343-344
[1] Добротворский. Прил. 2. С. 62