Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛВАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Монастырь Гандзасар, с XV века являвшийся резиденцией алванских католикосов.
Монастырь Гандзасар, с XV века являвшийся резиденцией алванских католикосов.
Алванская Церковь, одна из древнейших христианских Церквей на Кавказе (упразд. в 1815, вошла в составе двух епархий в Армянскую церковь).

Согласно местной традиции, начало христианской проповеди в Кавказской Албании относится к I-II векам и связано с именем апостола Елисея, ученика апостола Фаддея. После мученической кончины Фаддея в Армении апостол Елисей (Елишай) возвратился в Иерусалим, где принял посвящение во епископа от Иакова, брата Господня, и направился в Кавказскую Албанию. Апостол начал проповедь веры Христовой в Чоле (Чоре) [1] Там, «в краю мазкутов», апостол Елисей принял мученическую смерть. Позднее были обретены его мощи. Хотя почитание Елисея установилось, по-видимому, лишь в VI-VII веках, он стал подлинным символом албанского христианства: местная Церковь неизменно чтила его память, житие Елисея включено в армянский синаксарь.

В той же восточной части будущего Албанского марзпанства проповедовал и другой ученик апостола Фаддея, Дади, над могилой которого во второй половине I века был основан монастырь Дадиванк.

«Второе крещение» Кавказской Албании имело место при просветителе армян святом Григории в начале IV века. По одной из редакций его жития, когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому епископу Фоме из города Саталы (Малая Армения). Согласно армянским источникам, в 30-е годы IV века внук Григория Просветителя Григорис, рукоположенный во «епископа Иверии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» храмы, вел проповедь среди местного населения и также принял мученическую смерть среди мазкутов (около 338 года). Его гробница находится в Амарасе.

К этому же времени относятся сообщения грузинских источников о Крещении Эрети святой Нино, которой новообращенный царь Картли Мириан придал в сопровождение войско во главе с эриставом. В документах Соборов Персидской Церкви Востока (410, 420) Аран (Кавказская Албания) упоминается среди епархий, подчиненных Патриарху-Католикосу с резиденцией в Селевкии-Ктесифоне, но это подчинение было, видимо, чисто номинальным.

Возобновление проповеди христианства среди народов Кавказской Албании около 420 года связано с именем Месропа Маштоца и Даниеля, которым источники приписывают создание албанского алфавита. Судя по материалам I Двинского Собора (506 год), албанский являлся официальным языком Церкви (Книга посланий. С. 51). Армянский католикос Бабген писал о христианстве кавказских стран к своим персидским единоверцам: «У нас такая вера, как мы писали вам ранее, в согласии с грузинами и албанами, каждый на своем языке».

Предположение ряда ученых о существовании литургических памятников на албан. языке нашло подтверждение: более сотни страниц албан. текстов, очевидно богослужебного назначения, были обнаружены недавно на Синае в грузинском палимпсесте. С VII веке интенсифицируется процесс арменизации Алванской Церкви, и в более позднюю эпоху богослужение в ней велось на армянском языке. Впрочем, албанская письменность долгое время продолжает использоваться в левобережной части (раскопки комплекса у Мингечаура выявили как албанские, так и армянские надписи середины VII века).

Первым албанским правителем, принявшим христианство, был царь Урнайр, крестившийся в Армении. В конце V века албанский царь Вачаган III Благочестивый, в союзе с Арменией и Грузией выступивший против попытки Сасанидов запретить христианство, торжественно принял Крещение и объявил христианство офиц. религией, приняв суровые меры против язычников (в стране был распространен и зороастризм вплоть до X века). Важное значение имел созванный по его инициативе Албанский (Алуэнский) Собор (487-488), который выработал ряд канонов, защищавших правовые и экономические интересы духовенства и знати (один из первых памятников армянской юридической литературы). Вероятно, уже в это время Алванская Церковь пользовалась фактической автокефалией. При этом и «Алуэнские каноны», и «Повесть о Вачагане» (2-я пол. VI в.) продолжают исторические традиции Армянской церкви.

В середине VI века обозначился статус Алванской Церкви в триаде Церквей Закавказья: около 551-552 года ее предстоятель Абас получил титул «католикоса Алуанка, Лпника и Чола» с кафедрой в городе Партав (летняя резиденция разместилась в крепости Бердакур). Из «Книги посланий» известны названия входивших в состав Албанского католикосата епархий: Партав, Чол, Капалак, Амарас, Хашу, Талдзанк, Салиан, Шаки. Сохранилась печать «великого католикоса Албании и баласакана», выполненная пехлевийским (среднеперсидским) письмом и датируемая VI веком. Совместной акцией Армянской и Алванской Церквей явилась неудавшаяся попытка Крещения кочевников к северу от Дербента в начале 80-х годов VII века. Через Кавказскую Албанию христианство проникло на территорию современного Северного Дагестана, где оно было распространено еще в XII веке.

В начале VII веке Грузинская Церковь приняла Православие (халкидонитство), в 631-632 годах Армянская Церковь на некоторое время также приняла диофизитский догмат. Приверженность Алванской Церкви догматам IV Вселенского Собора в Халкидоне сохранялась, видимо, до Партавского Собора (706), когда армянский католикос Елия I Арчишеци при поддержке арабских властей добился низложения алванского католикоса-халкидонита Нерсеса. Во второй половине X века население левобережной Кавказской Албании (Эрети) воссоединилось с Православием в лоне Грузинской Церкви.

Эпоха арабских завоеваний (с середины VII века) положила начало упорной борьбе ислама и Христианства, окончившейся к XI в. исламизацией большей части населения Прикаспийского региона. Утвердив свою власть в Закавказье, халифы поставили алванских католикосов в зависимость от Армянской Церкви (с 720-х годов).

В период политической раздробленности (IX-XII века) нехалкидонский Алванский католикосат вступил в полосу упадка. Католикосы в IX-X вв. пребывали в монастыре Хамши (область Миапор). Центрами церковной жизни были Арцах (XI век) и Кахи-Закаталы (XII век).

С 1240 года возросла роль епископов Гандзасарских из рода Хасан-Джалалянов. В кон. XIV - нач. XV в. монастырь Гандзасар, фактически являвшийся духовным и политическим центром Арцахского меликства, стал кафедрой Алванских католикосов.

После присоединения в начале XIX века Северного Азербайджана к Российской империи Алванский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 году упразднен царским указом, а на его месте были образованы 2 епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католикосата (Эчмиадзинской патриархии) и викарство Ганджа в составе Тифлисской консистории Армянской Церкви.

Католикосы Алванской Церкви

  • Абас (551-595)
  • Виро (595-629)
  • Захария (629-644)
  • Иоанн (644-671)
  • Ухтанес (671-683)
  • Елиазар (683-689)
  • Нерсес (689-706)
  • Симеон (706-707)
  • Микаел (707-744)
  • Анастас (744-748)
  • Овсеп (748-765)
  • Давит (765-769)
  • Давит (769-778)
  • Матте (778-779)
  • Мовсес (779-781)
  • Аарон (781-784)
  • Соломон (784)
  • Теодорос (784-788)
  • Соломон (788-799)
  • Ованнес (799-824)
  • Мовсес (824)
  • Давит (824-852)
  • Овсеп (852-877)
  • Самуел (877-894)
  • Ховнан (894-902)
  • Симеон (902-923)
  • Давит (923-929)
  • Саак (929-947)
  • Гагик (947-958)
  • Давит (958-965)
  • Давит (965-971)
  • Петрос (971-987)
  • Мовсес (987-993)
  • Маркос, Овсеп, Маркос и Степанос (в период с 993 по 1079)
  • Ованнес (1079-1121)
  • Степанос (1129-1131)
  • Григорос (ок. 1139)
  • Бежген (ок. 1140)
  • Нерсес (1149-1155)
  • Степанос (1155-1195)
  • Ованнес (1195-1235)
  • Нерсес (1235-1262)
  • Степанос (1262-1323)
  • Сукян и Петрос (ок. 1323-1331)
  • Закария (ок. 1331)
  • Давит (?)
  • Карапет (1402-1420)
  • Ованнес (ок. 1426-1428)
  • Маттеос (ок. 1434)
  • Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470)
  • Азария (?)
  • Фума (ок. 1471)
  • Аристакес (?)
  • Степанос (ок. 1476)
  • Нерсес (ок. 1478)
  • Шмавон (ок. 1481)
  • Аракел (1481-1497)
  • Матфей (ок. 1488)
  • Аристакес (1515-ок. 1516)
  • Саркис (ок. 1554)
  • Григор (ок. 1559-1574)
  • Петрос (1571)
  • Давит (ок. 1573)
  • Филиппос (?)
  • Ованнес (1574-1586)
  • Давит (ок. 1584)
  • Атанас (ок. 1585)
  • Шмавон (1586-1611)
  • Аристакес Колатакци (ок. 1588)
  • Мелкисет Арашеци (ок. 1593)
  • Симеон (ок. 1616)
  • Петрос Хондзкеци (1653-1675)
  • Симеон Хоторашенци (1675-1701)
  • Еремия Хасан-Джалалянц (1676-1700)
  • Есайи Хасан-Джалалянц (1702-1728)
  • Нерсес (1706-1736)
  • Исраел (1728-1763)
  • Нерсес (1763)
  • Ованнес Гандзасареци (1763-1786)
  • Симеон Хоторашенци (1794-1810)
  • Саргис Гандзасареци (1810-1828)

Использованные материалы



[1]  Мовсес Каланкатуаци «История страны Алуанк» I 6; II 4; III 16/17; III 23/24.

Редакция текста от: 08.07.2012 23:02:52

"АЛВАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google