Свт. Саак Великий, Армянский. Икона (автор Георгий Казарян, 2008) |
Память 30 сентября (Румын. [1]), 9 сентября (Фин. [2])
Родился 29 сентября 348 года в семье будущего первосвятителя Армении Нерсеса Великого и его супруги Сандухт Мамиконян. После смерти матери младенец был отдан на воспитание деду, по достижении же Исааком отроческого возраста его отправили в греческие земли для получения образования. Одарённый и смышлёный отрок в совершенстве овладел философией и риторикой, а также знаниями греческой, сирийской и персидской словесности.
Возмужав, Исаак вступил в брак и родил своё единственное дитя - дочь Саакануйш. После скоропостижной кончины своей супруги Исаак полностью посвятил себя служению Богу и предался аскетическим подвигам. Вокруг него собрались его сподвижники (числом около 60), которые вместе со своим учителем, во власяницах и веригах, босые, стали обходить армянские города и деревни, укрепляя народ в христианской вере.
В 387 году Исаак был избран на кафедру католикоса - предстоятеля Армянской Церкви. Он стал католикосом в период, когда значительная часть Армении перешла под власть Персидской империи, и правители Сасаниды, исповедовавшие маздеизм, пытались подавить национальное и религиозное своеобразие подчиненного народа.
В 400 году патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст послал в Армению постановление II Вселенского Собора о праздновании Рождества Христова и Богоявления раздельно, по римскому обычаю. Но Исаак так и не ответил на это послание, и армяне сохранили старую традицию [3].
Христианство оказалось единственной силой, способствовавшей самоутверждению армянской культуры. Но для укрепления веры армянам необходимо было иметь Священное Писание на собственном языке, который в то время еще не имел письменности. Величайшим свершением, которое имело место в годы католикоса Исаака и при его непосредственном участии, стало создание в 405 году армянского алфавита преподобным Месропом Маштоцем. Именно святитель Исаак стал вдохновителем и сотрудником святого Маштоца в деле создания армянской письменности и книжности. После 405 года Исаак и Месроп посвятили себя переводу Священного Писания, богословских и богослужебных текстов на армянский язык. В основу были положены сирийские и греческие рукописи, доставлявшиеся в Армению специальными посланцами католикоса. Сам он возглавил группу переводчиков, которая вскоре завершила работу над Ветхим Заветом, а Месроп Маштоц перевел Новый Завет. За сравнительно короткий срок святитель Исаак и преподобный Маштоц подготовили целое поколение переводчиков, которые перевели и другие необходимые тексты.
Св. Католикос Саак Партев, инициатор перевода Библии на армянский язык, дарит Священное Писание своему внуку Вардану. Картина художника Мартироса Алтуняна. |
В 421 году, после четырехлетнего пребывания в подвластной ромеям Армении, святитель Исаак вернулся на свою кафедру в столицу Вагаршапат (Эчмиадзин). Здесь он вместе с князьями (нахарарами) утвердил на царство царевича Арташеса (Арташира; 421-428).
Молодой и неопытный царь Арташес вел неподобающую царю разгульную жизнь, не слушаясь ни отеческих наставлений великого Исаака, ни прещений князей. Вскоре он стал ненавистен подданным, и князья решили свергнуть Арташеса с царского трона. Положение осложнялось тем, что Арташес был последним представителем династии Аршакидов, и его свержение означало бы упразднение царства и всецелое подчинение Армении Персии. С этой безумной затеей князья обратились к католикосу, прося его примкнуть к ним.
Не поддавшись ни уговорам, ни угрозам князей, полный пастырской любви даже к развратному Арташесу, архипастырь смело заявил, что не может променять своего царя на правителя-перса:
Не достигнув желаемого, нахарары решили вместе с царём свергнуть и католикоса. В начале 428 года они отправились ко двору персидского царя Бахрама V (420-438), где обвинили своего царя и первоиерарха в том, что они предались грекам. Бахрам вызвал Арташеса и святителя Исаака к своему двору, где их ожидали князья вместе со своим споспешником епископом Сурмаком. По их требованию персидский двор лишил Арташира царства, а Исаак был смещён с кафедры католикоса. Они были арестованы и отправлены в заточение, а их имущество конфисковано. Царство Великой Армении было упразднено, а страна была превращена в простую провинцию во главе с правителем-персом.
На место Исаака персы назначили Сурмака, однако полнота Церкви не приняла лжекатоликоса. В 429 году сами князья изгнали Сурмака с кафедры, а на его место поставили некоего сирийца Бркишо - человека корыстного и развратного. Через три года снискавший всеобщую ненависть Бркишо также был изгнан.
Персидский двор был вынужден освободить от уз Исаака и отослать его в Армению, разрешив ему лишь заниматься духовными и учительскими делами, а для исполнения административных функций персы назначили католикосом другого сирийца - Шмуэля.
Так в 432 году святитель Исаак вернулся к своей пастве, четыре года молившейся и боровшейся за его возвращение. Он оставил свою кафедру в Вагаршапате, где уже правил Шмуэль, и удалился в г. Багреванд, куда к нему прибыли его соратник преподобный Месроп Маштоц и многочисленные ученики. Несмотря на трудности, чинимые Шмуелем, святитель Исаак продолжал свою просветительскую деятельность, постоянно находясь среди своей паствы, обходя, несмотря на возраст, окрестные селения и повсюду распространяя свет Христов.
Вскоре в Армению из Византии вернулись Леонтий (Гевонд) и Корюн – ученики святых Месропа и Исаака, которые принесли с собой отборные экземпляры греческого оригинала Священного Писания и постановления III Вселенского Собора (Эфес, 341). Несмотря на то, что Церковь Армении приняла учение Эфесского Собора, несториане пытались протолкнуть своё учение, распространяя сочинения Феодора Мопсуестийского.
В 435 году Архиерейский Собор Армянской Церкви во главе с католикосом Исааком и преподобным Месропом обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви святителю Проклу с просьбой разъяснить тонкости христологического догмата. Патриарх Прокл в ответ на запрос Собора составил и отправил свой "Томос о вере, к армянам", где излагал православное учение Церкви о Богочеловеке. В переписке со святыми Исааком и Маштоцом состоял также святитель Акакий Мелитинский. В этот период, уже имея в наличии греческий оригинал Священного Писания, святитель Исаак и Месроп со своими учениками стали редактировать армянский перевод Библии, первоначально сделанный с сирийского Пешитто. Новый, отредактированный на основе греческого текста армянский перевод Библии стал официально принятым текстом Священного Писания для Церкви Армении.
Тем временем князья, приведшие страну к трагедии, горько сожалели о содеянном и умоляли святителя вернуться на свою кафедру вместо Шмуэля, умершего в 437 году. Католикос простил кающихся, однако отказался снова взойти на престол.
Святитель Исаак скончался 7 сентября 439 года, во время совершения над ним Таинства Елеосвящения. Честные его мощи были перенесены и погребены вблизи г. Аштишат, а над ними была построена гробница.
По слову его ученика и отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци, великий Исаак "родился смертным, но оставил по себе бессмертную память".
В своём труде "Историческое учение об Отцах Церкви" архиепископ Филарет (Гумилевский) именует католикоса Исаака вторым просветителем Армении после Григория Великого.
Литература
- Корюн М., Житие Маштоца, Ереван, 1962
- Моисей Хоренский [Мовсес Хоренаци], История Армении, СПб., 1893, Ереван, 1990
- Памятники арм. агиографии, вып. 1, Ереван, 1973.
- Тер-Мовсесян М., История пер. Библии на арм. язык, СПб., 1902
- Филарет (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, т. 3, § 210, СПб., 1859.
- История св. патриарха Саака и вардпета Маштоца (1) // Армянские жития и мученичества V-VII вв. Перевод с древнеармянского, вступительные статьи и примечания К. С. Тер-Давтян. - Ереван: Наири, 1994, с. 34-46:
- Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.266-267:
- http://www.hrono.info/biograf/bio_s/saakpartev.php (электронная версия на странице Биографического указателя портала Хронос)
Использованные материалы
- Прот. Александр Мень. "Исаак Армянский" // Библиологический словарь: В 3 т., М.: Фонд имени Александра Меня, 2002, т. 1, с. 560:
- Казарян Геворг. Святитель Саак I, Католикос Армении († 7 сентября 439 г.), страница портала Православие.Ru:
[1] "Sfântul Cuv. NERSES (+367) şi fiul său Sfântul Ier. SAHAK (Isaac cel Mare), ep. Armeniei (+438)" // Sinaxarul sfinţilor de pretutindeni: (septembrie - februarie) / monahul Valerian Dragoş şi rasofora Iustina. - Bucureşti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2010, p. 65.
[2] "Pyhä Sahak Suuri (Iisak Armenialainen)", страница календаря на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20190909, https://ort.fi/pyha-sahak-suuri-iisak-armenialainen.
[3] Аннинский А. И., История армянской церкви: (до XIX в.) / Кишинев: Тип. М.Я. Спивака, 1900, С. 36, 37-38: http://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003691131/viewer/?page=52