Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Нерсес I Великий. Армянская православная икона (2010-е гг.). Автор Иоанн Казарян
Нерсес I Великий. Армянская православная икона (2010-е гг.). Автор Иоанн Казарян
Нерсес I Великий, Аршакуни, Парфянин (арм. Ներսես Ա. Մեծ Պարթև - Нерсес Партев; + 373), шестой католикос Армянской Церкви, святитель, преподобный

Память 30 сентября (Румын. [1], Зап. [2]), 19 ноября (Серб. [3])

Родился в Армении. Сын армянского вельможи Афиногена и царевны Бамбишн, сестры царя Тирана, внук архиепископа Великой Армении Иусика и праправнук святого Григория Просветителя.

Воспитывался и получил образование в Кесарии Каппадокийской, провёл некоторое время в Константинополе. Вернувшись на родину выбрал военную карьеру и получил место сенекапета при царском дворе. Взял в жены княжну Сандухт Мамиконян, которая родила ему сына Исаака, будущего католикоса.

С юного возраста в нём проявились любовь и склонность к религиозной жизни и патриотическое чувство. Принадлежность к дому святого Григория Просветителя способствовала его выдвижению на предстоятельский престол Армянской Церкви после кончины архиепископа Парена. Нерсес в то время был мирянином и служил дворецким и меченосцем царя Аршака II, будучи его доверенным лицом в делах государства. Будучи избран на Вагаршапатскую кафедру, он смутился и сказал, что слишком грешен для этого. Лишь с трудом удалось убедить его принять рукоположение: царь сам подозвал его к себе и, сняв с него меч, приказал облачить его в рясу.

В 353 году [4] был посвящен в епископы в Кесарии Каппадокийской и стал архиепископом Великой Армении. Одним из его первых больших достижений стал созыв в 354 году Собора в Аштишате, на котором были составлены каноны о святости семейной жизни, улучшении общественных условий, учреждении благотворительных заведений, таких как бесплатные больницы и странноприимные дома, создании монастырей и общежительных обителей. Тогда же были приняты ряд постановлений, направленных на искоренение языческих обычаев и укрепление нравственности народа, осуждено арианство и подтверждена приверженность Никейскому символу веры. С этого времени предстоятель Армянской Церкви воспринял титул "католикоса Великой Армении".

Благотворные преобразования в Армянской Церкви, связанные с именем католикоса Нерсеса, следовали лучшим образцам церковной жизни Римской империи. По словам армянского историка Моисея Хоренского:

"он возродил все полезные учреждения своих отцов и (сделал) даже более того, ибо привил у нас благие установления, какие видел в Стране греков, особенно - в пре­стольном городе" [5]

Нерсес I Великий, католикос Великой Армении.
Нерсес I Великий, католикос Великой Армении.
Тесная связь с Царьградом делала католикоса ценнейшим армянским переговорщиком с Римской империей. Моисей Хоренский приписывает ему центральную роль в предотвращении столкновения с Римом и примирении, которое увенчалось браком царя Аршака II на знатной римлянке Олимпии [6]. Возможно, Нерсес возглавлял посольство, участвовавшее в переговорах о мире между Римом и Персией в 358 году.

Однако, со временем между католикосом и царем Аршаком назрел конфликт. Возможно, немилость Аршака была вызвана тесной связь католикоса с Кесарией и Константинополем, а также его антиарианскими взглядами [7]. Со своей стороны первосвятитель укорял царя в нечестивости создания им города беглых преступников - новой столицы Аршакавана (ныне город Догубаязит, Турция). Переломным моментом указывают убийство Аршаком своего племянника, Гнела, после которого Нерсес бесстрашно обличил царя и проклял его [8]. После разрыва первосвятителя с монархом, как пишет Фавст Византиец, "святой католикос Нерсес более не видел в лицо царя Аршака до дня его гибели" [9]. Временем ухода Нерсеса в изгнание указывают 359 год [10]. В его отсутствие, по приказу царя, в Армении был поставлен католикосом Чунак, чем был впервые нарушен порядок поставления армянских первосвятителей Кесарийским владыкой.

Когда в 369 году, после смерти Аршака II, на армянский царский трон взошёл его сын Пап, католикос Нерсес вновь принял кормило Армянской Церкви и стал восстанавливать и упорядочивать церковную жизнь разоренной страны. Особенно заботился католикос о школах, и благодаря ему они стали очагами культуры и науки; строил женские монастыри и станноприимные дома. Прославился своими духовными и благотворительными трудами.

Католикос участвовал во всех освободительных походах царя Папа и его воодушевляющее присутствие играло большую роль в борьбе армян за свою независимость. Однако, он был не очень любим при дворе - отчасти из-за трудностей, связанных с персидско-римскими конфликтами, а отчасти - из-за силы его характера и того мужества, с которым он критиковал власть имущих. Католикос сильно обличал царя за его нечестие и в конце концов, по устоявшемуся в историографии мнению, которое восходит к утверждению историка Фавста Византийца, был за это отравлен на пиру царём Папом в местечке Хаха [11]. Случилось это 25 июля 373 года [12].

Оценки и почитание

Согласно повествованию Фавста Византийца, по кончине католикоса Нерсеса духовенство во главе с епископом Фавстом, знать и войско, перенесли его тело в местечко Тил, где с почестями погребли. При этом царь Пап, притворяясь невинным, сам обвил тело и положил его в усыпальницу [11]. После этого Пап принялся было уничтожать основанные Нерсесом благотворительные учреждения, отнимать земли духовенства и урезать его права, но уже в 374 году был убит.

Католикоса Нерсеса помнят как одного из начинателей возрождения, давшего новую силу религиозной жизни народа и ознаменовавшего зарю Золотого века армянской культуры. Благодарные армяне из любви к своему первосвятителю называли его Нерсесом Великим, отцом народа и просветителем сердец.

Среди армян католикос Нерсес очень быстро стал почитаться в лике святых - менее чем век после его кончины в писаниях Фавста Византийца он уже предстаёт как "человек Божий святой Нерсес", "святой армянский патриарх" и "великий первосвященник Бога" [13]. В повествовании Фавста Нерсес назван участником II Вселенского Собора, а его житие тесно переплетено и перекликается с житием святителя Василия Великого. Почитание Нерсеса Великого утвердилось на его родине и поныне продолжается в Армянской апостольской церкви.

О почитании католикоса Нерсеса в Православной Церкви по отпадении Армянского Католикосата от полноты Православия известно мало. Митрополит Макарий (Булгаков) во второй половине XIX века писал: "Святой патриарх Армянский Иосиф I, равно как и предшественники его Исаак Великий и Нерсес Великий, чтутся и нашею православною Церковию, совершающею память их 20 ноября [14].

Литература

  • Н. А. Дилбарян. "Нерсес I Великий (Партев)" // Православная энциклопедия, т. 49, с. 50-51; новая электронная версия статьи 8 июля 2022 года:
  • Геворг Казарян. "Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении" // Портал Православие.RU:

Использованные материалы



[1]  "Sfântul Cuv. NERSES (+367) şi fiul său Sfântul Ier. SAHAK (Isaac cel Mare), ep. Armeniei (+438)" // Sinaxarul sfinţilor de pretutindeni: (septembrie - februarie) / monahul Valerian Dragoş şi rasofora Iustina. - Bucureşti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2010, p. 65.

[2]  "Saint NERSES le Grand, petit-fils de saint Houssik, sixième catholicos d'Arménie (373)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 502, https://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=204.

[3]  "СВЕТИ НЕРСЕС ВЕЛИКИ, КАТОЛИКОС" // Јеромонах Хризостом Столић Хиландарац. Православни светачник. Месецослов светих. ΑΓΙΟΛΟΓΙΟΝ. Том први. Септембар — Јун. — Издаје: Каленић — Издавачка установа Српске православне епархије шумадијске, 34000 Крагујевац. — Београд, 1988. — С.158.

[4]  Наиболее широко принятая датировка, связанная с указанием Моисея Хоренского что Нерсес занял первосвятительскую кафедру "в третьем году царствования Аршака". См. Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 20.

[5]  Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 20.

[6]  Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 21.

[7]  Так по ст. "Nerses I. der Große (330-373)," Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon (Биографическо-Библиографический Церковный Словарь), Bd. VI, Herzberg, 1993, Spalten 619-620. Последнее заключение, вероятно, связано с союзом между Аршаком и императором-арианином Константием II.

[8]  Это происшествие описывают и Моисей Хоренский и Фавст Византиец. См. Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 24; Фавстос Бузанд, История Армении, кн. IV, гл. 15.

[9]  Фавстос Бузанд, История Армении, кн. IV, гл. 15.

[10]  Так по ст. "Nerses I. der Große (330-373)," Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon (Биографическо-Библиографический Церковный Словарь), Bd. VI, Herzberg, 1993, Spalten 619-620.

[11]  Фавстос Бузанд, История Армении, кн. V, гл. 24.

[12]  Дата - по ст. "АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ", Православная энциклопедия, т. 3, сс. 329-355, http://www.pravenc.ru/text/76124.html

[13]  Фавстос Бузанд, История Армении, кн. V, гл. 23-24.

[14]  Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви, кн. I, гл. 4: "Церковь Христова в Закавказье", http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bulgakov_istoriya_russkoy_...n23

Редакция текста от: 14.01.2023 17:12:15

"НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google