Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НИФОНТ (ФОМИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Нифонт (Фомин)
Епископ Нифонт (Фомин)
Нифонт (Фомин) (1885 - после 1931), епископ б. Череповецкий

В миру Фомин Николай Петрович, родился 24 апреля 1885 года в cеле Липник Кирилловского уезда Новгородской губернии в семье священника Преображенской церкви, двоюродный брат протоиерея Фомина Александра Максимовича.

В 1900 году окончил Кирилловское духовное училище, в 1906 году - Новгородскую духовную семинарию по I разряду и поступил в Московскую духовную академию.

3 апреля 1910 года, на IV курсе академии, был пострижен в монашество и вскоре был рукоположен во иеромонаха.

В 1910 году окончил академию со степенью кандидата богословия и добровольно поступил учителем в Богословскую школу при Соловецком монастыре.

С 18 июля 1911 года - преподаватель Тифлисской духовной семинарии.

С 10 сентября 1911 года - преподаватель Саратовской духовной семинарии.

С 28 августа 1912 года - смотритель Петровского духовного училища в Саратовской губернии.

На 1917 год упоминается архимандритом [1].

После закрытия училища в 1918 году работал священником в селе Красная речка Лоховской волости бывшего Саратовского уезда.

Еп. Нифонт (Фомин). Фото с сайта комиссии по канонизации Череповецкой епархии
Еп. Нифонт (Фомин). Фото с сайта комиссии по канонизации Череповецкой епархии
13 или 23 апреля 1918 года был хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии.

Назначение его в 1919 году епископом Череповецким, викарием Новгородской епархии не подтверждается документально.

В 1919 и 1921 годах подвергался репрессиям [1].

С 1919 по 1920 год жил в селе Красная речка Саратовского округа.

В феврале 1921 года назначен правящим архиереем Царицынской епархии.

В 1921-1923 годы придерживался политического нейтралитета.

12 мая 1922 года был арестован в г. Сталинграде по обвинению в сокрытии церковных ценностей, осужден на семь лет лишения свободы с последующей высылкой на три года в г. Кострому. Сам епископ Нифонт в протоколе допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 года так сообщает по делу ареста 1922 года: 

"Арестован был как подозреваемый в сокрытии церковных ценностей. Мне было предъявлено обвинение в том, что якобы по моему приказанию при изъятии ценностей были сокрыты две чаши, два д… и две тарелки, в действительности же я никаких приказаний на этот счет не давал и в этом я обвинялся по наговору".

Был досрочно освобожден по амнистии 7 мая 1924 года, после чего отбывал три года ссылки в г. Костроме.

В ряде источников [2] упоминается с 1922 по декабрь 1924 года епископом Могилевским.

С 1925 по 1927 года - епископ Сталинградский.

В 1927 году - епископ Вязниковский.

После окончания отбывания ссылки в Костроме в 1927 году по разрешению властей прибыл в Москву до получения места служения. 

С мая по сентябрь 1927 года временно управлял Владимирской епархией.

С сентября 1927 года по 1928 года - епископ Владивостокский и Камчатский.

В июне 1928 году вернулся в Москву. С середины 1928 года "вышел на покой, после чего проживал в Пензе до мая 1929 года" [3]. По некоторым данным в 1928 году подвергался аресту [1].

В 1928-1929 годы "без должности, проживал в городах Камышине и Пензе". В Пензе проживал на иждивении у своего друга епископа Кирилла (Соколова).

С 1929 года - епископ Череповецкий. По видимому, одновременно с Череповецкой епархией управлял Кирилловским викариатством, где в тот период не было своего епископа.

В протоколе допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 года епископ Нифонт так раскрывает этот период своей жизни: 

"Находясь на покое в гор. Пензе, получил от Митрополита Сергия указ об отбытии епископом Череповецким, куда и прибыл 26 мая 1929 года. По приезде в Череповец, все по моей инициативе, а также и по приглашениям верующих, с разрешения органов власти, начал совершать поездки по епархии с целью посещения подведомственных мне приходов. Так за все время поездок посетил следующие приходы: Стефановское, Городище, Вахново - Череповецкого района, Чудь, Шухободь - Абакановского района, Ковжа, Черноезерье, Чаромское - Пришекснинского р-на, Пусторадицы - Кадуйского р-на, Петровское, Рукино, Н.Торжок, Славенка, Благовещенье - Н. Торжского района, г. Кириллов, с. Покровское, Горицы, Соров, Цыпино, Ферапонтово, Взвоз - Кирилловского р-на, Короткое, Петропавловское, Пегенка - Петропавловского р-на, с. Мунское - Вашкинского р-на, Леушино - …ского р-на, г. Белозерск, Заболотье, Н.Озеро - Белозерского р-на. … В большинстве указанных выше приходах я совершал архиерейские богослужения совместно с архидиаконом Иосифом Чернышевым, который все … со мною разъезжал. Конечно, во время совершаемых мною богослужений я выступал с религиозными проповедями исключительно на евангельские темы, при этом никогда политических вопросов не касался. Также в беседах с отдельными лицами никогда ничего на политические темы не говорил и недовольства Соввластью не высказывал. К Соввласти я отношусь лояльно, подчиняюсь всем ее законам и своим положением вполне доволен. Предъявленную мне проповедь, произнесенную мною на одном из богослужений на тему о евангельском юноше, в которой я сравнивал евангельское юношество с современным юношеством продающим Бога, точно не помню, говорил ли я, но выражения «продающим Бога» конечно не говорил, как вообще таких выражений я не произношу. Что же касается поминовения князей за богослужениями - указываю на то, что подобные явления имелись и имеются теперь при этом понимаются святые князья в молитве литии Владимир, Александр, Даниил, Борис, Глеб и Игорь".

4 февраля 1931 года был арестован Череповецким сектором ОГПУ в Ленинградском Военном округе по обвинению в антисоветской агитации. Содержался под стражей в череповецком домзаке.

В протоколе допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 г. епископ Нифонт по поводу религиозной обстановке в стране и епархии отмечает: 

"После выпуска М. Сергием интервью по поводу религиозных гонений, … обсуждаемых за границей, имел ли я с кем-нибудь разговоры, не помню, но к М. Сергию в Москву действительно ездил, специально за разъяснением, как понимать его интервью, так как на местах появились слухи, некоторые верующие не согласны с интервью, хотят отделиться от церкви. М. Сергий мне ответил, что таких гонений, как их представляют за границей у нас не существует и что на этом основании и было выпущено интервью. По поводу группирующихся монахинь, вокруг нашего собора в Череповце, сообщаю, что в этом я участия никакого не принимаю. Церковный хор состоявший в большинстве из монахинь существовал при соборе до моего прибытия. Мне известно, что эти певчие монахини в прошлом состояли в Леушинском монастыре. Что же касается замещения монахами свободных священнических мест, то такое положение в нашей епархии вытекает из того, что нет кандидатов в священники. Обнаруженные у меня на квартире при обыске 7 комплектов архиерейского облачения являются моею собственностью и приобретены мною за все время служения. Часть из них куплена лично, часть подарена. Поскольку я считаю это облачение своим личным имуществом, в церковной описи оно не значится, а потому я и хранил облачение у себя дома".

2 октября 1931 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам концлагерей. 16 октября 1931 года направлен для отбывания срока наказания в Свирские лагеря ОГПУ.

Дальнейших сведений нет. Епископ Нифонт упоминается в судебном деле белозерского духовенства 1937 года, по которому было расстреляно около 100 человек в Левашовской пустоши, главным образом, монахини Горицкого девичьего монастыря. В материалах дела указано что:

"...следствием установлено, что начало существования контрреволюционной организации церковников относится к 1930 году, когда управляющий Череповецкой епархией епископ Фомин Нифонт организовал духовенство Белозерского и Кирилловского районов для оказания активного сопротивления проводимой в деревне коллективизации... После ареста Фомина в 1932 году контрреволюционную организацию церковников возглавил его преемник по Череповецкой епархии еп. Рудич Валериан" [1].

30 июня 1964 года постановлением Президиума Вологодского областного суда был реабилитирован. В постановлении указано: 

"Проверив материалы дела и обсудив доводы протеста, Президиум находит, что дело подлежит прекращению по следующим основаниям: В предъявленном обвинении Фомин и др. все обвиняемые по делу виновными себя не признали. Обвинение Фомина и др. следственными органами было основано на показаниях свидетелей ….. Однако эти свидетели никаких показаний об антисоветской агитации со стороны Фомина и др. осужденных не дали. Указанные свидетели лишь показали о таких высказываниях осужденных, которые хотя и являются политически неправильными, ошибочными суждениями, однако по своему содержанию состава государственного преступления, предусмотренного ст. 58-10 УК РСФСР не образуют. … Президиум Вологодского областного суда постановил: Постановление особого совещания при коллегии ОГПУ от 2 октября 1931 года в отношении Фомина Николая Петровича… отменить и дело о них прекратить за отсутствием состава преступления".

Литература

  • ФАМ I, № 190, 15.
  • Церк. Вед., 1911, № 31, 266; № 40, 317.
  • Именной список ректор. и инспект. Дух. акад. и семинар. на 1917 год, 131.
  • Заметки и дополнения Е.М.
  • Регельсон, 524, 545: Haft.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 5, 272.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М.Е. Губонин], М., 1994, 985.
  • Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.), Сергиев Посад, 1914, 151.

Использованные материалы



[1]  По данным Стрельниковой Елены Романовны, члена комиссии по канонизации при Вологодском епархиальном управлении, БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в., http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HY...CQd

[2]  БД ПТСГУ, сайт "Русское Православие"

[3]  из протокола допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 г.

Редакция текста от: 02.02.2021 09:01:48

"НИФОНТ (ФОМИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google