АЛФЕЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протоиерей Павел Иванович Алфеев
Протоиерей Павел Иванович Алфеев
Павел Иванович Алфеев (1846 - 1918), протоиерей, духовный писатель

Родился 6 января 1846 года в селе Дегтяном Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Ивана Стефановича Алфеева и его жены Татьяны Агафоновны. Отец обучал мальчиков в своем доме чтению и письму, занимался переплетом книг и вел письмоводство и отчетность по хозяйству помещиков и крестьян села Дегтяного.

В 1854 - 1860 годах обучался в Касимовском духовном училище, в 1860 - 1862 годах в Рязанском духовном училище, в 1862 - 1867 году - Рязанской духовной семинарии по первому разряду; за год до окончания полного курса семинарии отправлен в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия 30 июня 1871 года.

Был определен в Курскую духовную семинарию преподавателем Священного Писания Нового Завета в классах высшего отделения.

17 сентября 1872 года, по прошению, был переведен в Рязанскую духовную семинарию преподавателем по тому же предмету.

Cо 2 сентября 1873 по 1879 год состоял членом Педагогического собрания Правления Семинарии. По поручению семинарского Правления обучал учеников гимнастике.

13 июня [1] 1875 года был рукоположен во священника к Александровской церкви при больнице города Рязани. 1 августа того же года был определен законоучителем девиц Рязанского Дома трудолюбия.

С 25 февраля 1876 году был назначен членом Рязанского епархиального цензурного комитета, в 1879 году - Церковно-исторического комитета Рязани.

С 27 мая 1877 года состоял членом совета Рязанского училища девиц духовного звания; с 11 декабря 1877 года - действительным членом Рязанского епархиального братства св. Василия; с 5 июня 1877 по 27 сентября 1878 года безмездно состоял духовником при двух лазаретах Красного Креста.

С 5 февраля 1881 года преподавал в семинарии также и французский язык. С 1 сентября 1881 года преподавал латинский язык в епархиальном училище.

В 1884 - 1893 годах состоял наблюдателем церковно-приходских школ по 1-му Рязанскому округу.

С 15 августа 1885 года преподавал библейскую историю; с 25 февраля 1886 года состоял делопроизводителем Рязанского епархиального комитета Православного миссионерского общества.

С 1891 по 1896 год состоял председателем правления Рязанского епархиального свечного завода.

25 мая 1892 года был возведён в сан протоиерея. С 13 июня по 14 августа 1892 года исправлял должность секретаря Правления семинарии.

С 22 января 1893 по 17 февраля 1906 года служил священником в Архангельской церкви при Рязанском исправительном арестантском отделении.

С 17 июня по 20 августа 1898 года исправлял должность инспектора семинарии; с 5 октября по 20 декабря 1901 года временно преподавал философию в обоих отделениях IV класса.

23 ноября 1906 года вышел в отставку и преподавал французский язык в Рязанской духовной семинарии по найму.

Занимался большой благотворительной деятельностью. На протяжении многих лет он состоял духовником при двух отделениях Лазарета Красного Креста, жертвовал 3% своего жалованья в пользу общества попечения о больных и раненых воинах, неоднократно отдавал свои средства на устройство добровольного флота, за что получал благодарности от Священного Синода, Государя, Наследника и Государыни.

В 1918 году приехал в родное село Дегтяное.

Из письма протоиерея Павла Алфеева архиепископу Рязанскому и Зарайскому Иоанну (Смирнову):

"И.о. священника в селе Дегтяном Спасского уезда, о. Иоанн Кикин утруждал Ваше Преосвященство своим прошением дать ему помощника или перевести в другой приход, так как он, при своей болезненности, не в силах выполнять всех треб в двухштатном приходе. Вместе с тем, он жаловался на прихожан, что они не выполняют его капризных требований относительно квартиры, угрожая им своим уходом. С другой стороны, прихожане выражают ему свое полное недовольство им за его грубое и презрительное отношение к ним, за его крайне небрежное служение... Вашему Преосвященству благоугодно было поручить о. Благочинному 3 Спасского округа священнику Петру Соборову принять меры к умиротворению прихода. Во исполнение резолюции Вашего Высокопреосвященства о. Благочинный 14 августа приезжал в село Дегтяное, но без всяких результатов".

Через несколько дней благочинный попросил о. Павла принять участие в умиротворении прихожан, и тот согласился принять на себя исполнение треб в первой половине прихода. Прихожане с радостью приняли это и благодарили его, но, как пишет о.Павел, "таким заявлением моим остался недоволен о. Кикин... от меня стал требовать официального разрешения на требоисполнение. Ввиду всего вышеизложенного я покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне формальное разрешение на требоисполнение... При сем считаю долгом заявить, что настоятельства в приходе я не домогаюсь и не желаю... 28 августа 1918 г." Такое разрешение архиереем ему было дано, и он остался в своем родном селе.

Осенью 1918 года в селе Санском Спасского уезда Рязанской губернии поднялось крестьянское восстание против большевиков. Крестьяне упросили о. Павла отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен вместе с прочими и отведен к опушке леса, где был расстрелян. Перед расстрелом он помолился и, став на колени, воскликнул: "Господи, в руки Твои предаю дух мой!".

Награды

Сочинения

Автор многочисленных богословских статей, слов и речей. Обращался к истокам христианства, описывая воздействие евангельской проповеди на души язычников и мужество самих проповедников; анализировал и сопоставлял с христианством мусульманские верования, исследовал причины русского раскола, обличал сектантские лжеучения, показал разрушительный характер религиозных идей Л. Н. Толстого, а также секты пашковцев. В журнале "Миссионерский сборник" публиковал обзоры периодической печати по вопросам сектантства и миссионерской деятельности. Многие его слова и речи являлись откликами на важнейшие события жизни русского обществ в конце XIX - начале XX веков: убийство императора Александра II [2], распространение нигилизма и др.

  • «Обращение апостола Павла» (разбор всех возражений отрицательной критики против исторической достоверности чуда) (кандидатское сочинение, Киев. 1871)
  • Пасха: Празднование Пасхи у древних евреев и религиозно-нравственное значение оного в жизни еврейского народа // Ряз. ЕВ. 1873/74. № 17-18, 23-24
  • Последние часы земной жизни Иисуса Христа // Там же. 1885. № 8, 14-15; 1886. № 19-20; 1891. № 11-17, 19-21; 1892. № 4
  • Что такое миссионерство? // Там же. 1889. № 3-5
  • Касимовская противомусульманская миссия. Рязань, 1889
  • Ответ на догматические заблуждения современных раскольников // МОб. 1896. № 5
  • Против увлечения спиритизмом // Миссионерский сб. 1897. № 4. С. 1-8
  • Новый способ распространения лжеучения пашковцев: (Разбор двух брошюр «Сборник статей духовного содержания». Ч. 1-2. М., 1891) // Там же. 1897. № 5-6
  • Разрушительный характер учения графа Л. Н. Толстого // Там же. 1898. № 3-4
  • Мусульманская молитва // Там же. 1898. № 6
  • Ответ на заблуждения современных сектантов по брошюрам их // МОб. 1899. № 1-5
  • Критический разбор сочинений графа Л. Н. Толстого: 1) «Краткое изложение Евангелия» и 2) «Соединение и перевод четырех Евангелий» // МОб. 1907. № 2
  • Иуда предатель. Рязань, 1915
  • От Гефсимании до Голгофы. Рязань, 1915
  • На Голгофе. Рязань, 1915
  • Перепись Квириния как неизгладимый исторический документ неопровержимой достоверности евангельских событий. Рязань, 1915

Литература

  • Добролюбов И. В., Яхонтов С. Д. Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии. Рязань, 1910. С. 4-7.

Использованные материалы



[1]  Основная версия - Православная энциклопедия. По данным БД ПСТГУ - 1 августа.

[2]  Ряз. ЕВ. 1881. № 8

Редакция текста от: 03.05.2020 10:30:26

"АЛФЕЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google