Энкрати́ты (от греч. enkrateia, воздержание), последователи еретического движения в Древней Церкви, проповедовавшие крайние формы воздержания как необходимое условие для спасения и членства в Церкви. Энкратиты отрицали брак, запрещали употребление в пищу мяса и вина, заменяя вино водой даже в Евхаристии, вопреки установлению Господа (Мф 26. 26 и др.), за что были прозваны также «акватианами» (от лат. aqua, вода).
Основателем секты Евсевий Кесарийский [1] вслед за сщмч. Иринеем Лионским [2] считает греческого апологета II в. Татиана Ассирийца, ученика св. мч. Иустина Философа, ушедшего из Церкви вскоре после мученической кончины учителя. Татиану и энкратитам инкриминируются также искажения Св. Писания в «Диатессароне» (древний сирийский синоптический свод «из четырех» Евангелий) и отрицание Павловых посланий и Деяний Апостолов.
В то же время, сщмч. Ириней [2] выражает недоумение, как Татиан, показывавший в своей апологии превосходство Моисея и пророков над всеми греческими мудрецами, мог настолько исказить то учение о богоустановленности брака и назначении полов, какое содержится в первых главах книги Бытия.
Нельзя считать энкратитов особой сектой. Это было скорее известное направление нескольких сект с различными догматическими воззрениями. Евсевий Кесарийский причисляет энкратитов к христианам. В свою очередь, сщмч. Ипполит Римский [3] описывает энкратитов скорее как раскольников, нежели как еретиков, говоря, что они «признают учение о Боге и Христе согласно с Церковью, но в образе жизни уклоняются». Климент в 3-й книге "Стромат" не считает энкратитов сектой, а сообщает только об Юлии Кассиане, которого он называет основателем докетизма, что он писал "о воздержании и оскоплении", и приводит три отрывка из этого сочинения, написанных в духе энкратитов.
В этом же духе написано было Евангелие к египтянам. Епифаний посвящает энкратитам, очень многочисленным в его время, особый отдел. Он упоминает о дуализме энкратитов, говорит, что они включали в состав канона деяния Андрея, Иоанна, Фомы и др. апокрифы, а многие места Ветхого Завета исключали, сообщает, наконец, что для евхаристии они употребляли воду вместо вина. В этом смысле они схожи с позднейшей русской сектой трезвенников.
Это явление свойственно не одному христианству. Климент Александрийский [4] сравнивает энкратитов с индийской сектой сарманов, Ипполит - с киниками. Сюда же можно отнести назареев и ессеев.
Литература
- Христианство, энциклопедический словарь, т. 3 , Москва, 1995 г.
- http://www.patriarhia.ru/db/text/77138.html
[1] Церковная история 4. 29
[2] Против ересей 1. 28
[3] Философумены 8. 20