Путненский монастырь |
- Адрес: Mănăstirea Putna, Putna, cod 727455, jud. Suceava, România
- Тел.: (004) 0230.414.055, факс: (004) 0230.414.119
- Официальный сайт: http://www.putna.ro/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен в ущелье карпатских гор, 62 км к северо-западу от Сучавы, на ручье Путна, в честь которого и назван.
Св. господарь Стефан Великий. Икона близ мощей святого. В руках у господаря - монастырь Путна. |
История
Монастырь Путна был основан святым господарем Молдавским Стефаном Великим. Господарь основывал монастырь или храм в память о каждой боевой победе, и Путненская обитель стала первой и самой известной из построенных им. Монастырь был воздвигнут в 1466-1469 годах, в двух километрах от каменной пещеры, где подвизался духовный отец господаря - преподобный Даниил Пустынник. Поводом для постройки обители стала победа над венграми в 1466 году. 15 августа 1470 года состоялось освящение монастыря архиепископом Сочавским митрополитом Молдовлахийским Феоктистом II, в сослужении с несколькими епископами и многочисленным духовенством. Благоверный правитель лично следил за ходом строительства, а затем здесь были положены его святые останки - под спудом в Успенском соборе. Тут же был погребен и митрополит Феоктист II.
С самого основания Путна становится центром, влияющим на духовную и культурную жизнь не только южной Буковины, но и всей Молдавии. Уже при Стефане Великом здесь складывается известная певческая школа, организовывается знаменитая мастерская по вышиванию, переписываются книги. Со временем обитель стала важным некрополем молдавских господарей и архипастырей. Монастырь Путна был в свое время лучшим и богатейшим монастырем всей Молдавии, величайшей школой монашества - из среды его братии вышло 18 митрополитов молдовлахийских и несколько епископов радовецких. Монастырь пользовался в стенах своих jure asyli (правом убежища).
Обитель трижды горела - в 1484, 1536 и 1691 годах (в последнем случае ее подожгли), и четырежды была ограблена - в 1622 году разбойниками из Бистрицы, в 1653 году казаками Тимофея Хмельницкого, в 1691 году поляками Яна Собеского и в 1739 году русскими войсками. Нападение казаков Хмельницкого произошло во время перестройки монастыря, затеянной господарем Василием Лупу. В результате монастырь оказался разоренным и разрушенным. Однако, к 1662 году обитель отстроилась благодаря поддержке господаря Иоанна Георгия Стефана.
Монастырь страдал от землетрясений, самое разрушительное из которых случилось в 1739 году - тогда пострадали соборная церковь, ограда и некоторые из башен. Возобновление монастыря принадлежало митрополиту Иакову в середине XVIII века. Он обновил церковь, употребив на это из собственных денег 10.000 австрийских гульденов, устроил новый иконостас и вымостил пол в церкви плиткой. Он же обновил на свой счет ограду, над святыми вратами, башню и здания братии. На новую высоту поднял он и духовно-просветительскую деятельность монастыря. Владыку сочли вторым основателем обители, его останки были погребены в одной церкви со Стефаном Великим.
Перед присоединением Буковины к Австрии монастырь Путна владел множеством недвижимых имений как в самой Буковине, так и в Молдавии. Согласно регламенту, императора Иосифа II от монастыря было отобрано 59 имений. К концу XIX века 28 имений монастыря оставались в ведении епархиального фонда, остальные были проданы, а вырученные деньги внесены в кассу фонда. Во время австрийской оккупации конца XVIII-начала XX века, несмотря на притеснения Венского двора, Путна продолжала играть важную роль в сохранении и укреплении православной веры и национального самосознания румын. В 1871 году в монастыре было устроено большое всенародное румынское торжество, ставшее знаковым моментом национального единения. Впоследствии подобные празднества проходили в 1904 и 2004 годах.
В 1934-1935 годах находящаяся в монастыре усыпальница святого Стефана была обновлена по указанию и на средства румынского короля Карла II, который в связи с этим был провозглашен почетным ктитором монастыря. В ходе реставрации 1955-1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. В 1959 году на основании декрета № 410 три четверти монастырей в Румынии были закрыты, монашество находилось под особым давлением коммунистических властей. Однако, никогда прежде не закрывавшаяся Путна избежала упразднения и в этот раз. Открытый в 1976 году монастырский музей разместил богатейшую коллекцию византийского шитья и вышивки, известную во всем мире. Исповедническое служения путненских монахов, служивших гидами, делало их миссионерами в коммунистический период.
В 2001 году главные румынские художники-реставраторы братья Михаил и Гавриил Морошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой. К началу 2000-х годов облик монастыря во многом отражал его первоначальный вид, задуманный святым господарем.
На конец 2000-х годов в обители работали все традиционно бывшие там мастерские: иконописная, резьбы по дереву, ювелирная, реставрации церковной утвари и прочие. Кроме того, монастырь славится своей технологией золотого напыления. У обители большое подсобное хозяйство, в ведении которого ему помогают верующие из близлежащих сел. В последние годы создан большой гостиничный фонд, т.к. поток паломников рос с каждым годом: сюда едут не только со всей Румынии, но из Молдавии и с Украины. Братия жила по правилам святого Василия Великого с некоторыми добавлениями святого Каллиника Черникского Богослужебный распорядок каждого дня, кроме воскресения, начинался полунощницей в 4:30, а заканчивался обыкновенно всенощной с 19:00. Примечательно монастырское пение - на всех службах пели на два хора.
Статистика
- 1873 - 13 насельников: игумен, 4 иеромонаха, 1 иеродиакон, 3 монаха, 3 послушника [1]
- 1924 - 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 1 рясофорный послушник [2]
- 1937 - 5 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 3 монаха, 3 послушника [2]
- 2007 - 95 насельников: один архимандрит, два протосингела, 12 иеромонахов, три архидиакона, шесть иеродиаконов, 44 монаха, 20 иноков [3]
Успенский собор Путненского монастыря |
Храмы, архитектура
Успенский собор
Главый храм монастыря освящен в честь Успения Божией Матери. Собор был построен в 1466 году. О том, что храм, как и большинство знаменитых церквей Сучавы, был расписан снаружи, утверждает летописец Иоанн Некулче. Он пишет что стены собора были "покрыты золотой росписью, и было больше золота, чем росписи, как внутри, так и снаружи" - свидетельство великой щедрости венценосного ктитора.
Старый собор был разломан для перестройки в середине XVII века, и тогда же осквернен и ограблен казаками. От прежнего здания остался лишь фундамент, но к 1662 году на месте старого был возведен новый каменный соборный храм в первоначальных формах и размерах. Собор построен в типичном для румынской Буковины стиле, который также называют стефановым.
Колокольня
Расположена в углу между северной и восточной стенами ограды.
Настоятельский корпус
Каменный настоятельский корпус расположен внутри монастыря вдоль западной части ограды. В 1854 году в нём была устроена домовая теплая церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Келейные и служебные корпуса
Вдоль северной и южной частей ограды стоят два каменных корпуса для братских келий, монастырской трапезы и других служебных помещений.
Казначейская башня Путненского монастыря |
Ограда
Ограда имеет правильную четырехугольную форму с 2 башнями. Одна из них - на восточной стене ограды над святыми вратами. Другая, на западной стене, именуется Казначейской и была построена еще Стефаном Великим. Это единственная на начало XXI века постройка сохранившаяся от первозданной обители.
Пещера святого Даниила
В двух километрах от монастыря расположена пещера преподобного Даниила Пустынника. Его келья привлекает многочисленных паломников.
Скиты
- Сихэстрия Путней
- Даниила Пустынника
Настоятели
- Аркадий (Чепуркевич) (упом. 1873)
- Григорий (Волчинский) (1919 - ?)
- Герасим (ок. сер. XX в.)
- Пимен (Зайня) (кон. 1950-х - 1961)
- Мелхиседек (Велник) (упом. 2007)
Святыни
- Чудотворная икона Божией Матери - широко чтится всеми жителями Буковины, древняя икона, по местному преданию приписываемая самому апостолу Луке
- Частицы мощей трех вселенских святителей, преподобного Даниила Пустынника, великомученика Пантелеимона Целителя, преподобного Нектария Эгинского, святителя Геннадия, великомученика Георгия Победоносца. Также мощи иных святых (см. некрополь)
- Восемь икон кон. XIV-нач. XV века, которые связывают с мастером прозванным "Рублев Путны"
Некрополь
Монастырский некрополь особо примечателен как усыпальница молдавских господарей. Всего здесь захоронено 28 правителей и членов их семей, большинство - из династии Мушатинов:
- блгв. Стефан Великий (+ 1504), господарь Молдавский, под спудом в Успенском соборе
- Мария, супруга господаря Стефана, дочь господаря Валашского Раду
- Мария (+ 1477), другая супруга господаря Стефана
- Богдан (+ 1479), сын господаря Стефана, умер в малолетстве
- Петр (+ 1480), сын господаря Стефана, умер в малолетстве
- Богдан III Кривой (+ 1517), господарь Молдавский
- Мария (+ 1518), дочь Стефана Великого
- Стефан IV (+ 1527), господарь Молдавский
- Петр (+ 1527), сын господаря Богдана Кривого
- Мария (+ 1529), супруга господаря Петра Рареша
Примечательны также захоронения митрополитов:
- свт. Илия (Иорест) (+ 1678), митр. Трансильванский, с наружной стороны собора, справа от алтаря
- свт. Иаков (+ 1778), митр. Молдовлахийский
- Феоктист II (+ 1478), митр. Молдовлахийский
Использованные материалы
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41392.htm
- Гедеон (Губка), иером., Православие на Буковине в период с 1873 по 1945 гг., Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1992:
- http://www.pp-stsl.ru/pages/pp-listok/prav_na_bukovine/15.html - "Гл. II. Внутренняя жизнь Буковинской Церкви в связи с двунациональностью ее состава (1873-1918 гг.). 6) Монастыри и храмы Буковинской митрополии"
- http://www.pp-stsl.ru/pages/pp-listok/prav_na_bukovine/18.html - "Гл. III. Буковинская митрополия в составе Румынской Церкви (1918 - 1944 гг.). 3) Буковинская митрополия как архиепархия Румынской церкви"
[1] Гедеон (Губка), иером., Православие на Буковине в период с 1873 по 1945 гг., Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1992, "Гл. II. Внутренняя жизнь Буковинской Церкви в связи с двунациональностью ее состава (1873-1918 гг.). 6) Монастыри и храмы Буковинской митрополии," http://www.pp-stsl.ru/pages/pp-listok/prav_na_bukovine/15.html
[2] Гедеон (Губка), иером., Православие на Буковине в период с 1873 по 1945 гг., Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1992, "Гл. III. Буковинская митрополия в составе Румынской Церкви (1918 - 1944 гг.). 3) Буковинская митрополия как архиепархия Румынской церкви," http://www.pp-stsl.ru/pages/pp-listok/prav_na_bukovine/18.html