Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КУТЕИНСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Троицкий храм Кутеинского Богоявленского монастыря
Троицкий храм Кутеинского Богоявленского монастыря
Кутеинский мужской монастырь в честь Богоявления в г. Орше Витебской епархии

Благословение на строительство Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр. В 1631 году здесь была чудесно явлена Оршанская икона Божией Матери, которая стала почитаться небесной заступницей обители. Около тех лет здесь проходил послушание будущий преподобномученик Брестский Афанасий.

В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый "Букварь"; среди других книг - "Лексикон" Памва Берында, "Брашно духовное," "Новый Завет," "Псалтирь блаженного пророка и царя Давида," "Новый Завет, в нем же и псалтирь," многочисленные ноты. Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво украшены. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.

В июне 1635 года митрополитом Киевским Петром в монастыре был освящён деревянный Богоявленский собор с нижним каменным храмом во имя праведного Лазаря.

В 1655 году, из-за притеснений со стороны униатов, братия Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек переселилась в Валдайский Иверский монастырь. Они перевезли с собой на новое место все свое имущество и типографию, создав таким образом второй после Московского печатного двора центр книгопечатания в Восточной Руси. В 1656 году Кутеинский монастырь посетил сам царь Алексей Михайлович и призвал отсюда нескольких мастеров в Москву.

Кутеинский монастырь впоследствии посещали святые Георгий (Конисский), царь Николай II, архим. Серафим Жировицкий.

В 1918 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё.

Возрождение монастыря

История восстановления обители началась с 1990 года, когда была зарегистрирована община при бывшем Кутеинском монастыре. С 1992 года монастырь стал действующим. При помощи государства в 1995 году был отреставрирован Свято-Троицкий храм.

В целях возрождения былой духовной славы Кутеинской обители, бывшей центром христианского просвещения и религиозного паломничества, 16-18 сентября 2006 года в Орше прошел I республиканский фестиваль "Беларусь Православная". На 2007 год было определено разработать проект реставрации всего монастырского комплекса.

С 2014 года в монастыре находится икона Божией Матери "Оршанская".

Настоятели

Храмы

  • Святой Троицы

Использованные материалы

  • "Обитель над Днепром — Богоявленский Кутеинский мужской монастырь" // Официальный сайта Витебской епархии:
  • В.В. Зверининский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. ч.I, 1890 г., № 271 с.172
  • А. Павловский. Оршанский Покровский и приписной Богоявленский Кутеинский монастыри Могилевской епархии. Н. Новгород, 1908. С.12.
  • Архив УКГБ РБ по Витебской обл., д..21674-П



[1]  Могилевская епархия. Историко-статистическое описание. Т. 1. Вып. 2. Ч. 1. Могилев, 1908. С. 119.

[2]  Историко-юридические материалы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилевской / Изд. Веревкина М. Вып. 26. Витебск. 1895. С. 305.

[3]  П. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб, 1877. с. 503

[4]  НИАБ. Ф. 2187. Оп. 1. Д. 78.

[5]  Ф. Титов. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. К. 1905. Т. I, ч. 1, с. 44

[6]  Ф. Титов. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. К. 1905. Т. I, ч. 1, с. 58

[7]  Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. Ф.Титов. К. 1905. Т. I, ч. 1. с. 121

[8]  Ф. Титов. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. К. 1905. Т. I, ч. 2, с. 866

[9]  Титов Ф. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. Т. I. Ч.II. К., 1905. С. 866.

[10]  Титов Ф. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. Т. I. Ч. III. К., 1905. С. 1174.

[11]  ИИМК РАН Ф. Р-III. Д. 3247.

[12]  НИАБ. Ф. 2309. Оп. 1. Д. 2.

[13]  НИАБ. Ф. 2309. Оп. 1. Д. 2; Жудро Ф., свящ. Буйничский Свято-Духовский монастырь Могилевской епархии. Могилев-на-Днепре. 1904. С. 33.

[14]  Жудро Ф., свящ. Буйничский Свято-Духовский монастырь Могилевской епархии. Могилев-на-Днепре. 1904. С. 38-39.

[15]  Могилевские епархиальные ведомости. 1902. № 21. Часть неофициальная. С. 285.

[16]  Могилевские епархиальные ведомости. 1902. № 22. Часть неофициальная. С. 304-305.

[17]  Могилевские епархиальные ведомости. 1902. № 23. Часть неофициальная. С. 314.

[18]  Могилевские епархиальные ведомости. 1896. № 4. Часть неофициальная. С. 54.

[19]  Жудро Ф., свящ. Буйничский Свято-Духовский монастырь Могилевской епархии. Могилев-на-Днепре. 1904. С. 40.

[20]  А. Павловский. Оршанский Покровский и приписной Богоявленский Кутеинский монастыри Могилевской епархии. Н. Новгород, 1908. С.12.

[21]  НИАБ. Ф. 3023. Оп. 1. Д. 97.

[22]  ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 833.

[23]  РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 737; А. Павловский. Оршанский Покровский и приписной Богоявленский Кутеинский монастыри Могилевской епархии. Н. Новгород, 1908. С.12.

Редакция текста от: 05.01.2024 10:43:37

"КУТЕИНСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google