Перво-Юстинианинская Церковь - Поместная Автокефальная Церковь (недейств.). Существовала приблизительно в пределах современных Албании, Болгарии, Боснии, Венгрии, Македонии, Румынии, Сербии, Черногории, а также в окраинных регионах Греции, Молдавии и Украины в VI-VIII веках; впоследствии долгое время считалась прямой предшественницей Охридской архиепископии.
История
Церковь созданная Юстинианом Великим
Чтобы почтить место своего рождения, святой император Юстиниан Великий в 535 году основал близ родной деревни Тавресий (Tauresium, ныне Таор, Македония) город Юстиниана Прима (Первая Юстиниана). В том же году царь издал закон, наделяющий архиерея Юстинианы Примы полномочиями независимого первосвятителя:
Условия этой новеллы были впоследствии подтверждены Юстинианом в новелле № 131, хотя в последней он сделал несколько устопок в пользу авторитета Римских пап. Таким образом были определены полномочия архиепископа Первой Юстинианы как главы автокефальной Поместной Церкви, но само слово «автокефалия» не употреблялось. Римские папы, в чьё ведение ранее входили Иллирийские земли, не сразу признавали независимость новой Церкви - святитель Агапит и Сильверий не приняли её, Вигилий признал автокефалию по велению императора, а святитель Григорий Двоеслов относился к Перво-Юстинианинскому архиепископу как и к прочим Иллирийским владыкам [2].
Из-за разорительных вторжений аваров, булгаров, славян и иных народов, в VII веке Перво-Юстинианинская Церковь пришла в упадок, церковная жизнь во многих землях пресеклась. В 732 году Церковь этой области императором Львом Исавром была переведена под омофор Константинополя. Даже местоположение города Юстиниана Прима было вскоре забыто.
Отождествление с Охридской Церковью
С распространением христианства среди болгар и укреплением Болгарской державы, Болгарская Церковь стала обособляться в административно независимую Церковь. Ввиду бытовавшего в те времена ошибочного отождествления древней Первой Юстинианы с городом Охрид [3], перенесение в Охрид Болгарской столицы и патриаршей кафедры около 990 года дало повод Болгарской Церкви объявить себя наследницей Церкви Первой Юстинианы.
Вскоре после захвата независимого Болгарского государства Восточно-Римский император Василием II в 1018-1019 годах официально признал автокефалию Охридской Церкви, хотя её предстоятель был вынужден сменить титул патриарха на архиепископа. Охридские архиепископы успешно охраняли свою независимость в переменчивых политических условиях средневековых Балкан ссылаясь на учреждение императора Юстиниана, для чего архиепископ Иоанн (Комнин), племянник императора Алексея I, в середине XII века официально возродил для себя титул архиепископа Юстинианы Примы [4]. Это отождествление Перво-Юстинианинской и Охридской Церкви выразилось в работе знаменитого канониста Вальсамона, который пишет что "Архиепископа Болгарского почтил император Юстиниан" [5]; в сказаниях балканских славян, зафиксированных в XVII веке, об особом положении славянской Церкви при царе Юстиниане [6]; в официальной римо-католической энциклопедии начала XX века [7]. Наследие Перво-Юстинианинской Церкви способствовало сохранению автокефалии за Охридской архиепископией вплоть до 1767 года.
Предстоятели
- Хатилиан (Chatelian) (ок. 535 - ?)
Литература
- Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей:
- http://www.sedmitza.ru/text/441207.html - «Глава III. Румынская Православная Церковь»
- http://www.sedmitza.ru/text/441210.html - «Глава IV. Болгарская Православная Церковь»
- Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1991:
- Mansi, J. D., Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio, vol. 21, col. 837.
- Zeiller, M. J., "Le site de Justiniana Prima," Melanges Char Diehl, Paris, 1930, vol. 1, 299-304.
Использованные материалы
- Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей:
- http://www.sedmitza.ru/text/441207.html - «Глава III. Румынская Православная Церковь»
- http://www.sedmitza.ru/text/441210.html - «Глава IV. Болгарская Православная Церковь»
- Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1991:
- Jovan, Arcbishop of Ohrid and Metropolitan of Skopje, Brief History of the Ochrid Archbishopric, официальный сайт Охридской Архиепископии:
- Shahan, Thomas, "Achrida," The Catholic Encyclopedia, Vol. 1, New York: Robert Appleton Company, 1907:
[1] Новелла Юстиниана Великого № 11. Цит. по Лепорский, П., История Фессалоникийского экзархата, СПб., 1901, 190 -191, и по докладу Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1991, http://orthodoxy.org.ua/node/15967
[2] Данные о позиции Римских пап - по статье римо-католической энциклопедии, Shahan, Thomas, "Achrida," The Catholic Encyclopedia, Vol. 1, New York: Robert Appleton Company, 1907, http://www.newadvent.org/cathen/01103b.htm
[3] По поводу недостоверного средневекого отождествелния Юстинианы Примы с Охридом см. Zeiller, M. J., "Le site de Justiniana Prima," Melanges Char Diehl, Paris, 1930, vol. 1, 299-304.
[4] Mansi, J. D., Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio, vol. 21, col. 837.
[5] Комментарий на правило 2-е I Константинопольского (II Вселенского) Собора.
[6] См. раздел "Оценки и почитание" в ст. Юстиниан Великий.
[7] Shahan, Thomas, "Achrida," The Catholic Encyclopedia, Vol. 1, New York: Robert Appleton Company, 1907, http://www.newadvent.org/cathen/01103b.htm