Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЕРВО-ЮСТИНИАНИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Перво-Юстинианинская Церковь - Поместная Автокефальная Церковь (недейств.). Существовала приблизительно в пределах современных Албании, Болгарии, Боснии, Венгрии, Македонии, Румынии, Сербии, Черногории, а также в окраинных регионах Греции, Молдавии и Украины в VI-VIII веках; впоследствии долгое время считалась прямой предшественницей Охридской архиепископии.

История

Церковь созданная Юстинианом Великим

Чтобы почтить место своего рождения, святой император Юстиниан Великий в 535 году основал близ родной деревни Тавресий (Tauresium, ныне Таор, Македония) город Юстиниана Прима (Первая Юстиниана). В том же году царь издал закон, наделяющий архиерея Юстинианы Примы полномочиями независимого первосвятителя:

«Желая всячески возвеличить свою родину, император хочет, чтобы и епископ ее пользовался правами высшего иерарха, именно, чтобы он был не только митрополитом, но и архиепископом. Его юрисдикция отныне должна простираться на следующие провинции: Дакию средиземную и береговую, верхнюю Мизию, Дарданию, Превалис, вторую Македонию и часть второй Паннонии. В старину, префектура находилась в Сирмии, которая и служила центром как гражданского, так и церковного управления для всего Иллирика. Но во времена Аттилы, когда северные провинции были опустошены, префект Аппении бежал из Сирмии в Фессалонику, а «под сенью префектуры» и епископ этого города приобрел прерогативы высшего иерарха Иллирика. В настоящее время, ввиду того что придунайские области возвращены империи, император счел необходимым перенести префектуру опять на север, в Дакию средиземную, лежащую недалеко от Паннонии, где находилась раньше эта префектура, и поместить ее в своем родном городе. Ввиду такого возвышения Юстинианы, епископы ее отныне должны владеть всеми прерогативами и правами архиепископа и первенствовать среди епископов вышеозначенного округа... чтобы Ваше Блаженство и все главы Церкви Юстинианы Примы имели ранг архиепископа и имели все привилегии, власть и авторитет для епископов, которые дает этот титул: чтобы Ваше Святейшество могло поставлять епископов, имело наивысшее священное достоинство в указанных провинциях, чтобы это наивысшее достоинство и эти почести были закреплены за самим престолом, чтобы у этих провинций не было иного архиепископа, и чтобы Вы не зависели от Фессалоники... Когда, однако, Ваше Святейшество уйдет из этой жизни, Ваш преемник будет поставлен собором священных митрополитов вашего престола...» [1]

Условия этой новеллы были впоследствии подтверждены Юстинианом в новелле № 131, хотя в последней он сделал несколько устопок в пользу авторитета Римских пап. Таким образом были определены полномочия архиепископа Первой Юстинианы как главы автокефальной Поместной Церкви, но само слово «автокефалия» не употреблялось. Римские папы, в чьё ведение ранее входили Иллирийские земли, не сразу признавали независимость новой Церкви - святитель Агапит и Сильверий не приняли её, Вигилий признал автокефалию по велению императора, а святитель Григорий Двоеслов относился к Перво-Юстинианинскому архиепископу как и к прочим Иллирийским владыкам [2].

Из-за разорительных вторжений аваров, булгаров, славян и иных народов, в VII веке Перво-Юстинианинская Церковь пришла в упадок, церковная жизнь во многих землях пресеклась. В 732 году Церковь этой области императором Львом Исавром была переведена под омофор Константинополя. Даже местоположение города Юстиниана Прима было вскоре забыто.

Отождествление с Охридской Церковью

С распространением христианства среди болгар и укреплением Болгарской державы, Болгарская Церковь стала обособляться в административно независимую Церковь. Ввиду бытовавшего в те времена ошибочного отождествления древней Первой Юстинианы с городом Охрид [3], перенесение в Охрид Болгарской столицы и патриаршей кафедры около 990 года дало повод Болгарской Церкви объявить себя наследницей Церкви Первой Юстинианы.

Вскоре после захвата независимого Болгарского государства Восточно-Римский император Василием II в 1018-1019 годах официально признал автокефалию Охридской Церкви, хотя её предстоятель был вынужден сменить титул патриарха на архиепископа. Охридские архиепископы успешно охраняли свою независимость в переменчивых политических условиях средневековых Балкан ссылаясь на учреждение императора Юстиниана, для чего архиепископ Иоанн (Комнин), племянник императора Алексея I, в середине XII века официально возродил для себя титул архиепископа Юстинианы Примы [4]. Это отождествление Перво-Юстинианинской и Охридской Церкви выразилось в работе знаменитого канониста Вальсамона, который пишет что "Архиепископа Болгарского почтил император Юстиниан" [5]; в сказаниях балканских славян, зафиксированных в XVII веке, об особом положении славянской Церкви при царе Юстиниане [6]; в официальной римо-католической энциклопедии начала XX века [7]. Наследие Перво-Юстинианинской Церкви способствовало сохранению автокефалии за Охридской архиепископией вплоть до 1767 года.

Предстоятели

  • Хатилиан (Chatelian) (ок. 535 - ?)

Литература

  • Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей:
  • Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1991:
  • Mansi, J. D., Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio, vol. 21, col. 837.
  • Zeiller, M. J., "Le site de Justiniana Prima," Melanges Char Diehl, Paris, 1930, vol. 1, 299-304.

Использованные материалы



[1]  Новелла Юстиниана Великого № 11. Цит. по Лепорский, П., История Фессалоникийского экзархата, СПб., 1901, 190 -191, и по докладу Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1991, http://orthodoxy.org.ua/node/15967

[2]  Данные о позиции Римских пап - по статье римо-католической энциклопедии, Shahan, Thomas, "Achrida," The Catholic Encyclopedia, Vol. 1, New York: Robert Appleton Company, 1907, http://www.newadvent.org/cathen/01103b.htm

[3]  По поводу недостоверного средневекого отождествелния Юстинианы Примы с Охридом см. Zeiller, M. J., "Le site de Justiniana Prima," Melanges Char Diehl, Paris, 1930, vol. 1, 299-304.

[4]  Mansi, J. D., Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio, vol. 21, col. 837.

[5]  Комментарий на правило 2-е I Константинопольского (II Вселенского) Собора.

[6]  См. раздел "Оценки и почитание" в ст. Юстиниан Великий.

[7]  Shahan, Thomas, "Achrida," The Catholic Encyclopedia, Vol. 1, New York: Robert Appleton Company, 1907, http://www.newadvent.org/cathen/01103b.htm

Редакция текста от: 01.02.2020 16:39:52

"ПЕРВО-ЮСТИНИАНИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google